Экзамены по желанию
Правительство запустило эксперимент по внедрению системы добровольного подтверждения компетенций для разработчиков программного обеспечения. До конца 2026 года с помощью цифровой платформы программисты независимо от уровня образования смогут пройти тесты и выполнить практические задания. В случае их успешного прохождения они получат сертификат компетенций в сфере информационных технологий (ИТ), действующий один год.
Инициатива может стать полезным дополнительным инструментом для оценки квалификации ИТ—специалистов, тем не менее, профильное техническое образование и опыт в реализации крупных ИТ—проектов имеют для разработчиков большее значение, нежели наличие сертификатов или успешное прохождение тестов, подчеркнула директор по персоналу DCLogic Юлия Емельянова.
«Кандидаты без профильного образования и даже со средним специальным, не связанным с программированием, иногда демонстрировали более высокие результаты на собеседованиях, чем их коллеги с профильным образованием. Оказалось, основную часть знаний они получили благодаря самообразованию, а не обучению на специализированных курсах. Однако таких примеров не так много. DCLogic активно ведет подбор программистов Python и JavaScript уровня middle+, а также PHP-программистов уровня senior и считаю, что предложенная правительством инициатива должна дополнять, а не заменять традиционные методы оценки квалификации специалистов», — убеждена Юлия Емельянова.
Подтверждение компетенций ИТ—специалистов на государственном уровне может быть нацелено на дальнейшую стандартизацию отраслевых квалификаций и поспособствует улучшению образовательных программ и курсов, так как учебные заведения будут вынуждены адаптироваться к актуальным требованиям рынка, предположила руководитель центра привлечения талантов ИТ—компании Innostage Арина Ермолаева.
«Наличие государственных сертификатов может повысить доверие работодателей и клиентов к ИТ—специалистам, чьи знания и навыки проверены и подтверждены. Система подтверждения компетенций может способствовать развитию отрасли в целом, так как будет легче оценивать потребности в кадрах и выявлять дефицитные навыки. Эксперимент полезен для повышения конкурентоспособности соискателей—разработчиков на рынке труда, и отрасль может выиграть от повышения качества специалистов и улучшения их подготовки. Однако его минусы состоят в том, что специалисты по—прежнему могут считать существующие методы оценки их навыков — портфолио, проекты — более эффективными, и дополнительные требования рискуют создать барьеры для входа в профессию, особенно начинающих специалистов», — рассуждает Арина Ермолаева.
Сейчас у разработчиков программного обеспечения нет единого стандарта сертификации и подтверждения компетенций, поэтому чаще всего применяется сертификация от крупных вендоров, таких как «1С», Jmix, «Битрикс», к примеру, у Java—разработчиков раньше был популярен международный сертификат Oracle Certified Professional, распространена также внутренняя сертификация крупных интеграторов, напомнил вице—президент Группы «Борлас» по консалтингу Дмитрий Кичко.
«Система подтверждения компетенций разработчиков необходима для того, чтобы стандартизировать требования к специалистам и обеспечить прозрачность критериев их оценки. Рассматриваемый механизм можно применять при отборе на штатные должности как отдельных специалистов, так и для подбора команд в проекты разработки программных продуктов», — пояснил Дмитрий Кичко.
Подтверждение навыков, например, сертификация по Java, было популярно в 2010-х годах: оно позволяло показать, насколько квалифицированы российские специалисты и могут быть востребованы на международном рынке, уточнила директор по персоналу компании «АЛМИ Партнер», разработчика общесистемного и прикладного программного обеспечения Мария Семенова.
«С одной стороны, мы берем во внимание прохождение курсов и наличие сертификатов, подтверждающих определенный набор знаний кандидатов. С другой, понимаем, что в нашей стране очень мало сертифицирующих органов, которые дают единое признание компетенций специалиста. Зато есть достаточное количество школ, которые не имеют сертификаты государственного образца, но предлагают бизнесу повысить квалификацию сотрудников. При этом, мало действительно хороших курсов, которые гарантируют качество обучения. Обычно считается, что если человек закончил топовый вуз, то он отличный специалист. Но все компании рано или поздно приходят к оценке и сравнению навыков своих сотрудников, подтверждению их знаний. Это нужно для того, чтобы повышать квалифицированных специалистов, давать им более сложные задачи. В целом, из—за кадрового голода компании заинтересованы в профессиональном росте сотрудников. Поэтому, вопрос нужности такого эксперимента скорее риторический», — пояснила Мария Семенова.
Ранее сертификацией активно занимались западные вендоры, чтобы понимать, что заказчик будет внедрять их продукты на нужном уровне знания технологий и конкретных продуктов, напомнил руководитель тренинг–центра группы «Рексофт» Григорий Силкин. Он считает, что проведение эксперимента государству даст возможность понять о количестве и качестве ИТ—специалистов в нашей стране. На базе этой статистики можно делать выводы об эффективности государственной политики в области сохранения и укрепления ИТ—кадров, а также предоставлять льготы, направленные на дальнейшее развитие этой стратегии.
«Инициатива по унификации специалистов понятная и логичная, но вот реализовать ее непросто. Первостепенным артефактом (расширенные стандартизированные требования на вакансию) должны быть матрицы компетенций — требования к знаниям и умениям условного программиста на каждом уровне (Junior, Middle, Senior, Lead), причем отдельно по каждому направлению, языкам программирования: например, Java—программист, C#, Python. Надо помнить, что помимо программистов в ИТ—сфере есть огромный перечень других инженерных специализаций, для всех и каждого нужны эти матрицы. И это именно тот артефакт, на который хотелось бы посмотреть по каждому направлению. Далее необходимо придумать критерии и методы оценки. Вариант с тестированием с выбором правильного варианта ответа — самый слабый из них. С практикой —лучше, но что делать, если разработчик успешно прошел тест, выполнил практические задания, но не может нормально работать в команде? На этом этапе вопросов больше, чем ответов», — рассуждает Григорий Силкин.
Он подчеркнул, что технологии стремительно меняются, а, значит, должны динамически меняться критерии. Кроме того, то, что считается нормой для Middle в одной компании, может быть Senior в другой. Это зависит от уровня компании и направления бизнеса. Например, в «Рексофт» много разных заказчиков из разных отраслей и проектов, соответственно, много технологий в рамках, например, Java—практики, поэтому матрица компании обширная, и ее разработчики должны одинаково хорошо работать на всех.
«В нашей компании есть как матрицы навыков, так и система объективной оценки персонала, и процедура ассесмента для изменения грейда/тайтла инженеров. Комплексная система включает как ревью артефактов, которые предоставляет кандидат, так и практические задачи и онлайн сессию общения с профильным экспертом компании», — подытожил Григорий Силкин.
На первый взгляд, идея кажется интересной, особенно с учетом существования профессиональных стандартов, однако отношусь к этой инициативе с осторожностью и не уверена, что она действительно необходима бизнесу, рассуждает HR-директор системного интегратора и разработчика Navicon Екатерина Худобко.
«Вряд ли мы станем использовать систему подтверждения ИТ—компетенций и ориентироваться на указанные в ней профессиональные стандарты, даже если разработчики получат соответствующие сертификаты. Для нас сертификат или успешное прохождение тестов не являются достаточными критериями для подтверждения знаний и опыта кандидатов. Мы оцениваем их профессиональные навыки на собеседовании. При этом в каждом направлении работы у нас есть свои требования к разработчикам, и унифицированная система оценки вряд ли сможет учесть все нюансы, которые важны для бизнеса. Даже при наличии сертификатов, мы все равно будем проводить кандидатов через нашу собственную систему отбора, проверяя технические знания, навыки и практический опыт. Для нас ключевое значение имеет подтвержденная практическая экспертиза. Мы ценим не только теоретическую подготовку, но и реальный опыт работы кандидатов», — пояснила Екатерина Худобко.
Введение единых стандартов поможет определить общие минимальные требования для ИТ—специалистов, которых будут нанимать, например, ИТ—подразделения крупных государственных и окологосударственных структур, считает HRD Minervasoft, разработчика решений по управлению знаниями и обучением Руслан Магеря.
«В подтверждении компетенций нужно учитывать, как минимум, два риска. Во–первых, развитие нейросетей. Сейчас примерно восемь из десяти соискателей создают свои резюме с помощью нейросетей, что кардинально меняет принципы скрининга кандидатов. Предположу, что пройти оценку компетенций с помощью AI помощников — не самая сложная задача для кандидатов. Во–вторых, актуальность системы оценки компетенций. ИТ–отрасль развивается очень быстро. Если ввести стандарт оценки компетенций и не актуализировать его, то через пять – восемь лет он может стать неактуальным и, скорее, будет компрометировать сам себя, нежели помогать с выбором специалистов. Эксперимент с сертификацией ИТ—специалистов, безусловно, очень нужен. Но только на уровне базовых компетенций. Например, для начинающих специалистов и рекрутеров. Пройдя тестирование, первые смогут оценить уровень своих компетенций. Для вторых предъявление сертификата специалистами может сузить воронку кандидатов и помочь отобрать более опытных», — полагает Руслан Магеря.
Он не исключил, что после прохождения такой сертификации будут формироваться списки потенциальных сотрудников, поскольку гораздо проще выбирать лучших из подтвердивших квалификацию, чем просто искать людей на рынке.
Геймдев — креативная индустрия
Креативные индустрии признали отдельным сектором экономики. Занятые в этой сфере физлица и компании получили право на финансовую, имущественную, информационную поддержку. Напомним, под креативной индустрией понимают экономическую деятельность, непосредственно связанную с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением или реализацией креативного продукта, который обладает уникальностью и экономической ценностью. В феврале в нее включили и создание видеоигр.
Включение создания видеоигр в список креативных индустрий, бесспорно, является позитивным событием: этот вопрос давно лоббировался руководством российской ассоциации развития видеоигровой индустрии, отметил основатель студии Vengeance Games, преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов.
«Поддержка государства выходит на уровень, которого еще не было в российской индустрии разработки игр. Для многих частных инвесторов это становится дополнительным сигналом, на который они обращают внимание, принимая решение об инвестициях в игровые студии. Санкции 2022 года привели к серьезному спаду на рынках разработки и потребления игр в России. Однако уже в 2024-ом мы не только отыграли падение, но продемонстрировали устойчивые темпы роста, опережающие средние по миру. Стоит отметить улучшение инвестиционного климата и восстановление частных и корпоративных инвестиций в геймдев. Российская игровая индустрия радикально изменилась после санкций. Ориентация на производство мобильных игр под западные рынки перестала быть адекватной стратегией для компаний и независимых разработчиков, продолживших работать в России. Мы стали выше ценить собственный рынок потребления, вспомнив, что Россия входит в десятку крупнейших потребителей видеоигрового контента», — пояснил Константин Сахнов.
По словам эксперта, сейчас российские студии сфокусированы на создании PC продуктов (видеоигр для персонального компьютера, — прим. ред.) — от небольших инди—игр (видеоигр, созданных отдельными лицами или небольшими командами разработчиков без финансовой и технической поддержки крупного издателя, — прим. ред.) до АА проектов (АА проекты предусматривают меньший бюджет с сохранением высокого качества, — прим. ред.).
«Несмотря на то, что большинство разработчиков игр говорит в первую очередь о необходимости прямого госфинансирования, я считаю, что государство поступает разумно, финансируя в первую очередь интересные для него проекты, обладающие культурной, социальной и патриотической значимостью. Коммерческие проекты нуждаются в иной форме поддержки. Это помощь с выходом на азиатские рынки и дружественные нам рынки стран БРИКС. Это субсидирование участия в международных выставках и конференциях для небольших разработчиков. Это создание особых экономических зон или просто льготное налогообложение, стимулирующее отказаться от лондонских офшоров или кипрских компаний в пользу отечественных юрисдикций», — убежден Константин Сахнов.
Он добавил, что сейчас Агентство креативных индустрий (АКИ) города Москвы, Ассоциация видеоигровых разработчиков в России, Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) проводят независимые опросы с целью выявить потребности создателей игр. По словам эксперта, эти инициативы работают не только на бумаге. АКИ активно включается в поддержку московского бизнеса. Сколково запустило собственный игровой кластер, где можно получить необходимую для разработки инфраструктуру, примеру, льготную аренду офисов.
«Для одиночек и небольших команд, которых сейчас много, было бы полезно создание креативного пространства — коворкинга, где разработчики могли бы бесплатно или по льготной цене работать вместе, обмениваясь опытом и лучшими практиками. Так, например, петербургская площадка "Индикатор СПБ" отлично выполняет роль такого центра для локальных инди—разработчиков. Подобные инициативы есть и в других городах. В Москве заметной площадкой является Высшая школа экономики, школа ScreamSchool, акселератор IndieGo, VK и их проект Prototype Indie. Единого московского центра пока ещё не создано, однако определённая работа в этом направлении уже была проделана», — резюмировал Константин Сахнов.
Индустрия видеоигр — высокотехнологичная сфера, требующая комплексного подхода к развитию, и в первую очередь разработчикам необходимо несколько мер поддержки, которые позволят разработчикам сосредоточиться на главном — создании качественного контента, а не на борьбе с бюрократией или поиске финансирования, подчеркнул основатель, генеральный директор Infinite Art Solutions, Silicon Valley Art, Seattle Алексей Печенин.
«Гранты, субсидии и льготные кредиты помогут студиям создавать проекты, не зависящие от внешних инвесторов или издателей. Особенно это важно для независимых команд, которые сталкиваются с нехваткой стартового капитала. В России не хватает специализированных учебных программ по геймдеву. Организация курсов и акселераторов для будущих разработчиков повысит общий уровень квалификации кадров, что критично для роста всей индустрии. Создание хабов для разработчиков, таких как креативные кластеры или инкубаторы, позволит небольшим командам работать в профессиональной среде, обмениваться опытом и снижать операционные расходы. Геймдев — это долгий цикл разработки и высокий риск. Снижение налоговой нагрузки на этапе разработки и выхода игры на рынок поможет студиям эффективнее масштабироваться и конкурировать на международном уровне. Российским играм сложно выйти на мировую арену. Государственная поддержка в маркетинге и участии в международных мероприятиях позволит проектам привлекать зарубежную аудиторию и партнеров», — отметил Алексей Печенин.
Он считает, что ускорение развития индустрии во многом будет зависеть от реализации этих мер, от того, насколько поддержка будет системной и долгосрочной. В лучшем случае она обеспечит приток инвестиций, приведет к росту профессионального уровня специалистов, повышению конкурентоспособности студий и внедрению инноваций, подчеркнул эксперт.
«Признание государством геймдева важной индустрией создает доверие частных инвесторов, что ведет к росту количества проектов и их масштабов. Если образовательные инициативы и инфраструктурная поддержка будут реализованы, мы получим новую волну разработчиков, готовых работать на мировом уровне. Финансирование и налоговые льготы позволят российским студиям конкурировать с глобальными игроками, а не работать в режиме выживания. Геймдев — это не только игры, но и технологии: AI, VR, AR, геймификация в других сферах. Поддержка исследований и разработок поможет вывести индустрию на новый уровень», — пояснил Алексей Печенин.
Главное, чтобы индустрию не загоняли в рамки жесткого регулирования, а наоборот, создавали условия для роста, тогда Россия действительно сможет стать сильным игроком в мировой игровой индустрии, подытожил эксперт.
Какую господдержку ожидает ИТ—сектор?
ИТ—сфера, которую ранее включили в креативную индустрию, тоже получила право на различные виды поддержки.
В отличии от других стран, в целом в России наиболее полный перечень направлений, которые решили отнести к креативной индустрии, более того, по итогам анализа O2Consulting нормативно-правовые акты стран и международных организаций, ИТ—сферу крайне редко включают в креативный сектор, сообщила управляющий партнер консалтинговой компании O2Consulting Анна Никитченко. Она подчеркнула, что «классические» представители отрасли, к примеру, медиа настороженно относятся к тому, чтобы к креативным индустриям относилась такая какофония ОКВЭДов, в том числе ИТ. ИТ—сектор хотя и сталкивается с рядом вызовов, которые требуют финансовой, имущественной и информационной поддержки для решения проблем с капиталом, инфраструктурой, конкуренцией и выходом на международные рынки, при этом не имеет недостатка в них. Для него и так действует беспрецедентный по своему масштабу и уникальности набор мер поддержки.
«Признание ИТ—сферы частью креативных индустрий открывает перспективы скорее для кросс—индустриального сотрудничества. Например, проекты с культурным сектором — виртуальные музеи, цифровые архивы — могут создать уникальные решения, усиливающие рынок. И именно здесь возможные точечные, узкотаргетированные меры поддержки. По нашим расчетам, а это также подтверждают и другие исследования, инвестиции в креативные секторы увеличивают темпы развития инноваций на 15 % —20 % в течение первых трех–пяти лет. Имущественная поддержка снизит затраты на инфраструктуру, что позволит компаниям быстрее расширять операции и обслуживать больше клиентов. Это особенно актуально для секторов, связанных с облачными вычислениями или обработкой данных. Снижение издержек на дата—центры может ускорить развитие российских облачных сервисов, конкурирующих с глобальными игроками», — предполагает Анна Никитченко.
Она также добавила, что уместны в этом случае повышение конкурентоспособности, информационная поддержка, включая доступ к рыночным данным и международным форумам, что позволит компаниям лучше понимать спрос и продвигать свои решения за рубежом. Это может укрепить позиции России как экспортера ИТ—продуктов, особенно в дружественные страны.
Никаких специальных преференций для отрасли не нужно: это реальный сектор экономики, и он должен развиваться по рыночным законам, в условиях жесткой конкуренции, только так будут создаваться сильные компании, с качественными продуктами и услугами, тем не менее есть ряд вопросов, решить которые может помочь государство, убежден директор по развитию системной интеграции ITGLOBAL.COM, корпорация ITG Степан Киселев.
«ИТ—индустрии существенно помогли бы усилия государства в снятии санкций, в первую очередь в их финансовом секторе — сейчас деньги ходят медленно и стоимость транзакций чрезвычайно высока. Геополитическая напряженность вынуждает Центральный банк держать высокую ключевую ставку, что отрезает доступ к дешевым кредитам — разрядка на международной арене и снижение «стоимости» денег для бизнеса точно значимо поможет экономике в целом и ИТ—индустрии в частности», — убежден Степан Киселев.
По его словам, отечественная ИТ—индустрия находится сейчас в уникальном положении. С одной стороны, после ухода западных компаний с российского рынка открылись беспрецедентные возможности для роста. С другой, отрасль страдает от нехватки квалифицированных кадров, что ведет к искусственному созданию зарплатного пузыря. Это особенно тяжело в условиях высокой ключевой ставки Центрального банка, ведь многие ИТ—компании сильно закредитованы. Зарплатные аппетиты растут, а система образования не предоставляет нужного количества квалифицированных выпускников.
«Меры поддержки будут полезны стартапам, ведь, помимо высокой мотивации и продукта, требуются вложения в маркетинг и продвижение. Для крупных и уже состоявшихся компаний в первую очередь нужны вложения в сферу образования, снижение стоимости кредитов и санкционного давления. Для качественного роста необходим выход на мировые рынки и конкуренция с сильнейшими мировыми гигантами ИТ—индустрии. Ведь только честная конкуренция с лучшими мировыми компаниями даст стимул к созданию действительно качественных и востребованных ИТ—решений, продуктов и услуг», — полагает Степан Киселев.
Несовместимый софт в реестр не войдет
Минцифры представило проект правил для попадания в реестр отечественного программного обеспечения. Одно из новых требований — совместимость с двумя российскими операционными системами (ОС) из реестра.
Это хорошая инициатива, потому что совместимость ПО с российскими операционными системами должна учитываться: если компания закупила определенную операционную систему и теперь выбирает софт, было бы здорово сразу понимать, насколько она поддерживается тем или иным продуктом, считает сооснователь Minervasoft, разработчика решений по управлению знаниями и обучением Алексей Зобнин.
«Не думаю, что это серьезный барьер для попадания в реестр. Конечно, важно понимать, как именно будет организован процесс оценки этого соответствия, но пока недостаточно деталей. При этом, сохраняются и более острые проблемы. Например, когда команды переделывают зарубежный софт и позиционируют его как отечественный. Подобные вещи кажутся более несправедливыми, поскольку изначально реестр создавался для поддержки российских разработчиков и их интеллектуальных решений, а некоторые компании просто берут open source решения, наклеивают свой логотип и выпускают "российский" продукт с новым названием. Либо мы видим примеры, когда иностранные решения используют разные схемы и находят способ юридически называть себя российскими и входить в реестр отечественного ПО. Эта проблема значительно мешает развитию российских сервисов и продуктов», — пояснил Алексей Зобнин.
В учете совместимого софта возникает очень много нюансов: порою бывает недостаточно просто совместимости с конкретной операционной системой, есть деление внутри этой системы —разные версии, у них — зависимости, например, версии других компонентов, которые с ними работают, добавил эксперт.
«Мы работаем с базой данных PostgreSQL, и ее версии отличаются в разных версиях Astra Linux. Получается, что мы, как разработчики, тоже становимся заложниками ситуации: у определенной операционной системы могут быть конкретные версии других компонентов, которые мы тоже используем и они также работают на этой ОС. Безусловно, это не самый простой момент и иногда он становится сюрпризом для всей команды в проекте. Поэтому важно, чтобы разработчики при оценке совместимости ПО с операционными системами учитывали еще и версии», — предложил Алексей Зобнин.
Выполнить требование совместимости программного обеспечения, включаемого в реестр, с двумя отечественными ОС проще крупным разработчикам: адаптация решений под несколько платформ зачастую сопряжена с дополнительными затратами, требует опыта кроссплатформенной разработки и дополнительных ресурсов, однако в стратегической перспективе это важный шаг к преодолению хаоса на отечественном ИТ—рынке, отметил руководитель группы продуктового менеджмента Nexign, разработчика высокотехнологичных enterprise-решений для различных отраслей экономики Сергей Сосин.
«Сегодня фрагментация экосистемы — разные ОС, стандарты, интерфейсы — снижает эффективность цифровой трансформации. Унификация требований заставит разработчиков изначально проектировать программное обеспечение с учетом совместимости, что сократит зависимость от одной операционной системы, укрепит доверие заказчиков к российскому софту и создаст основу для единой экосистемы, где решения дополняют друг друга. Таким образом, проект стоит рассматривать не как барьер, а как необходимую «перезагрузку» подходов к разработке. Для смягчения переходного периода критически важна господдержка: субсидии, образовательные программы, тестовые среды для проверки совместимости», — считает Сергей Сосин.
Он пояснил, что главные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики, связаны с технической и организационной спецификой российских ОС. Так, здесь можно говорить о разнородности платформ — даже в рамках одной ОС, например, Astra Linux, существуют разные редакции и обновления ядра, что требует постоянной адаптации кода. Кроме того, зачастую наблюдается дефицит документации и инструментов — для многих отечественных ОС отсутствуют подробные API—документы, SDK или отладочные среды, что увеличивает время разработки. Также есть проблема с динамикой обновлений. Российские ОС активно развиваются, и частые изменения в архитектуре могут «ломать» ранее работавший софт, вынуждая разработчиков постоянно дорабатывать продукты. Наконец, есть вопрос тестирования — может оказаться сложно обеспечить покрытие всех сценариев для двух и более ОС из—за нехватки автоматизированных инструментов и человеческих ресурсов.
Решение этих проблем требует не только финансовых вложений, но и изменения подходов к управлению проектами — например, внедрения DevOps-практик для кроссплатформенной сборки или сотрудничества с вендорами ОС на ранних этапах разработки, заключил Сергей Сосин.
Совместимость с отечественными операционными системами уже является требованием подавляющего большинства заказчиков для закупки того или иного программного решения, поэтому производители импортозамещающего ПО должны быть заинтересованы в поддержке российских ОС, напомнил директор по развитию программных продуктов «АЛМИ Партнер», разработчика общесистемного и прикладного программного обеспечения Сергей Аксенов.
«Требование о совместимости программного обеспечения больше выглядит как констатация сложившегося факта, чем дополнительное ограничение для попадания в реестр. Если архитектура софта изначально поддерживает linux-based операционные системы, то адаптация под отечественные ОС не будет сложной задачей», — убежден Сергей Аксенов.
Он уточнил, что основные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики это не самые актуальные версии библиотек, входящие в состав отечественных операционных систем.