1. Первый «риф»
1.1. Согласно п. 8 Требований не требуется участие Роскомнадзора в комиссии, если СКТ (ее фрагмент) имеет до 2500 абонентских подключений. Тогда можно утверждать, что при строительстве СКТ фрагментами несложно уложиться в это условие, если в проектах каждого фрагмента, к которым не подключаются абонентские линии, указывать: «… не имеет абонентских подключений и обеспечивает работу другого фрагмента или СКТ, введенного ранее в эксплуатацию в соответствии с законодательством РФ по проекту <название проекта>». К ним относятся: а) фрагменты в составе головной станции — ГС (антенны, ресиверы, конвертеры, цифровое оборудование и т.п.); б) фрагменты в составе волоконно-оптической сети в составе СКТ (ВОЛС); в) узел и линия связи для присоединения к внешней сети. 1.2. «Риф» при сдаче таких фрагментов может возникнуть из-за того, что: А) Законодательством РФ не определены ключевые термины, используемые в Требованиях: «абонентское подключение»; «схема построения»; «схема организации связи». А для термина «монтированная емкость» есть только определение в ФЗ «О связи», которое не позволяет из нескольких десятков параметров выбрать для СКТ или ее фрагмента всего одну «величину, характеризующую технологические возможности Оператора связи по оказанию услуг связи» (т.е. Требования заставляют Оператора «работать по понятиям»). Б) Фразы Требований, относящиеся к СКТ: «сеть связи для распространения программ КТВ» и «распределительная система КТВ» слабо связаны с единственным национальным стандартом для СКТ — ГОСТ Р 52023-2003. Тогда, используя этот ГОСТ, можно предложить такое соответствие : • «сеть связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания» есть один из классов СКТ: СКТ-1, СКТ-2, СКТ-3, СКТ-4, местная кабельная распределительная сеть или домовая распределительная сеть (ДРС), состоят из ГС и распределительной сети; • «распределительная система КТВ», скорее всего, означает распределительную сеть системы кабельного телевидения — совокупность ГС и линейной сети, обеспечивающую прием и передачу сигналов от ГС до абонентской розетки (т.е. «сеть связи для распространения ТВ-программ» и «распределительная система КТВ» — одинаковые понятия, которые установлены этим ГОСТ); • «Проектная емкость СКТ» — количество абонентских подключений, скорее всего, это число разъемов в ответвителях (сплиттерах) на выходе СКТ или ее фрагмента, к которым подключаются абонентские линии (абонентские линии не входят в состав СКТ).Сотрудник крупной СКТ:
Данная статья, бесспорно, окажет содействие начинающим операторам связи, которые делают первые попытки в организации или легализации своей деятельности по предоставлению услуг кабельного телевидения. Описанные аспекты статьи помогут правильно подготовить минимальный пакет технической документации для сдачи построенных сетей в коммерческую эксплуатацию. Однако для желающих более досконально разобраться в нормативных документах по проектированию систем кабельного телевидения необходимо изучить постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в части разработки стадии «Проект», и РТМ.6.030-1-87 в части разработки рабочей документации.2. Второй «риф»
Второй «риф» возникает после чтения фразы п.17 Требований: «не требуется повторный ввод Сети (ее фрагмента), если не меняются места размещения средств и линий связи». 2.1. Требования установили, что под их действие попадает вновь смонтированная или реконструированная СКТ или ее фрагмент, если Оператор не имеет на них документов, подписанных Роскомнадзором (Россвязьнадзором), в т.ч. акта о вводе в эксплуатацию СКТ (ее фрагмента) (далее — Акт ввода) если: А) СКТ (ее фрагмент) имеет расширенную зону действия, увеличенный состав средств и линий связи по сравнению с ранее разработанным проектом (спецификацией). Б) В СКТ (ее фрагменте) увеличивается состав услуг связи, число транслируемых телеканалов, количество абонентов по проекту. В) СКТ (ее фрагмент) вводится для присоединения к Сети другого Оператора. Г) Оператор начинает оказывать услуги связи на СКТ (ее фрагменте), приобретенной у другого юрлица, или заключил договор аренды с другим Оператором на использование в СКТ (ее фрагменте) оптических волокон или «чужой» ВОЛС. 2.2. Чтобы преодолеть 2-й «риф», о котором молчат Требования, надо: 2.2.1. Для СКТ (их фрагментов), перечисленных выше в п. 2.1, в полном объеме выполнять Требования с учетом сказанного в разделе 1 статьи, а также: а) учитывать сказанное выше в п. 1.7 для преодоления 1-го «рифа»; б) отправлять в Роскомнадзор уведомление о начале строительства СКТ (ее фрагмента) ,согласно п. 4 Требований, только если СКТ или ее фрагмент размещены на территории нескольких субъектов РФ (таких СКТ в РФ нет); в) отправлять уведомление об участии Роскомнадзора в приемочной комиссии по пп. «з» п. 8 и п. 9 Требований только для СКТ, вводимых целиком от головной станции (ГС) до выходов абонентских ответвителей и имеющих проектную емкость более 2500 абонентских подключений (т.е. для СКТ-1, СКТ-2, СКТ-3, СКТ-4, ДРС и т.п.). 2.2.2. Учитывать здравый смысл — под действие Требований не попадают СКТ (их фрагменты), ранее введенные в эксплуатацию, если на них есть Акты ввода, копии которых отправлены в Роскомнадзор, если в процессе эксплуатации: а) нет изменения проекта, заменяются неисправные, снятые с производства или отсутствующие на рынке средства и линии связи, на новые — имеющие сертификаты; в) не увеличивается число телеканалов и видов услуг связи; г) оптические волокна в ВОЛС, ранее принятые Роскомнадзором, переводятся из резервных в действующие.3. Третий «риф»
Третий «риф» может возникнуть, если при вводе в эксплуатацию СКТ (ее фрагмента) представители Роскомнадзора, кроме проекта, будут требовать исполнительную и рабочую документацию, хотя Требования не предусматривают их наличия при работе приемочной комиссии. 3.1. При участии в приемочной комиссии Роскомнадзора, кроме проекта СКТ (ее фрагмента), полезно иметь исполненную и рабочую документацию на СКТ (ее фрагмент), и здесь не обойтись без квалифицированных собственных сотрудников или подрядчика. 3.2. Рабочая документация СКТ (ее фрагмента) — комплект документов, оформленных при строительстве и содержащих: паспорта, инструкции и сертификаты от изготовителей (поставщиков) оборудования, документы, отражающие результаты монтажных работ, электрических измерений, проверок, а также протоколы, справки, перечни и т.п., отражающие изменения, внесенные в проект или необходимые для коррекции проекта. 3.3. Порядок разработки рабочей документации СКТ (ее фрагмента) определяется Оператором в договоре и ТЗ. Подробности о требованиях к рабочей документации можно посмотреть в ссылках, приведенных в начале этой статьи. 3.4. Для успешного преодоления 3-го «рифа» важно, чтобы Оператор сделал все возможное для качественного выполнения СМР (строительно-монтажные работы), а также правильно оформил проект и исполнительную документацию (это надо делать независимо от того, приедут или нет представители Роскомнадзора).Сотрудник управления Роскомнадзора:
Считаю статью полезной и, главное, своевременной не только для операторов связи, уже оказывающих услуги связи для целей кабельного вещания, но и для юридических лиц (или ИП), только готовящихся к данной деятельности; статья полезна также и специалистам Роскомнадзора.В статье даются полезные ссылки на действующие НПД и другие документы, связанные с деятельностью в области связи;В статье отражен накопленный опыт и обобщения квалифицированного специалиста, много лет проработавшего в сфере деятельности, связанной с кабельным телевидением.Сотрудник управления Роскомнадзора:
В целом статья и расширенные рекомендации автора статьи, приведенные на сайте полезны, для Операторов и органов Роскомнадзора при исполнении приказа Минкомсвязи РФ № 258 от 26.08.14 «Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию». Но в любом случае, если в состав головной станции СКТ вводятся новые средства связи (антенны, конвертеры, усилители, оптические передатчики и т.п.), представители Роскомнадзора должны принимать участие в работе приемочной комиссии при вводе в эксплуатацию СКТ. Это несмотря на то, что формально ГС СКТ не имеет абонентских подключений и действует подпункт «з» п.8 Требований, в котором сказано, что «не требуется участие Роскомнадзора в комиссии для сети связи (фрагмента сети) для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, за исключением распределительных систем кабельного телевизионного вещания проектной емкостью до 2500 абонентских подключений».4. Четвертый «риф»
Чтобы успешно пройти четвертый «риф», когда Роскомнадзор приедет принимать СКТ (ее фрагмент) в эксплуатацию согласно пунктам 10 и 11 Требований, кроме проекта и рабочей документации, оформленных с учетом разделов 2 и 3 данной статьи, надо также иметь следующие документы (это хорошо известно всем Операторам, уже вводившим СКТ): 4.1. Лицензия для оказания услуг связи. 4.2. Копии сертификатов и деклараций соответствия на средства и линии связи СКТ (ее фрагмента). Копии этих документов надо требовать у продавцов, т.к. они обязаны это делать бесплатно. 4.3. Договор присоединения СКТ (ее фрагмента) с Сетью другого оператора (если имеется присоединение). Такой договор оформляется согласно Правилам присоединения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 760 от 13.12.06 (прием эфирных или спутниковых сигналов телепрограмм не есть присоединение к внешним сетям, т.к. в СКТ нет точек присоединения, установленных этим постановлением). Важно знать, что Сеть, к которой присоединяется СКТ, должна быть принятой в эксплуатацию Роскомнадзором. 4.4. Договоры с вещателями на трансляцию телеканалов в СКТ, оформляемые согласно постановлениям Правительства РФ № 785 от 22.12.06 и № 161 от 27.03.05. Договоры с вещателями не обязательны, если вводится новая СКТ (ее фрагмент), где не оказывались услуги связи. 4.5. Разрешение на использование радиочастот и свидетельство о регистрации РЭС, но, как правило, в составе СКТ нет РЭС. 4.6. 4-й «риф» будет легче преодолеть, если подготовиться к приемке СКТ (ее фрагмента), чтобы у Роскомнадзора не возникало вопросов о причинах несоответствия проекту СКТ (ее фрагмента) средств и линий связи, параметров сигналов в разных точках. 4.7. Если возникают проблемы, полезно попросить у представителей Роскомнадзора выполнить п. 12 Требований «в течение 10 рабочих дней выдать мотивированное заключение, имеющее ссылки на нормативно-правовые акты РФ и обоснование невозможности принятия в эксплуатацию СКТ (ее фрагмента)». 5. Пятый «риф» Пятый «риф» требований несложен, если другие «рифы» остались позади. Требования установили, что сведения об СКТ (ее фрагменте) должны отправляться в Роскомнадзор и Россвязь. Рекомендуется это делать так: А) Все отправляемые документы на СКТ (ее фрагмент) должны быть копиями соответствующей части проекта, что рекомендовано выше в п.1.5 и его подпунктах. Б) В Роскомнадзор надо отправлять копии на бумаге вместе с Актами ввода (согласно пп. 14-16 Требований). В) Для Россвязи лучше и проще отправлять то же, что и в Роскомнадзор (согласно п. 3 Требований и Приложению №1 к ним), но в виде скан-копий (PDF или JPG) на сайт Россвязи (www.rossvyaz.ru). Можно, конечно, делать интеграцию документов и сведений по всем введенным фрагментам, после чего выдать их в Россвязь, если у работников сети найдется на это времяБолее подробные рекомендации автора для обычных СКТ размещены в разделе «Полезные статьи» на сайте: www.satellite.ru/articles, для мультисервисных СКТ на сайте «Теле-Спутника»: www.telesputnik.ru/advice. Включенные в материал отзывы нас попросили опубликовать на условиях анонимности.