Рынок платного телерадиовещания, к сожалению, до сих пор, регулируется очень большим числом законов и подзаконных актов. Поэтому мы, как крупнейшая отраслевая ассоциация, были настроены оптимистично и всегда рассчитывали на здравый смысл регулятора. Однако наше понимание здравого смысла и понимание этого понятия со стороны регулятора пока расходятся.
Говоря об итогах уходящего года, следует отметить основные изменения в области распространения телевизионных каналов и определить тренды на ближайшие годы. Так, ФЦП (Федеральная целевая программа, - прим. «Теле-Спутника») о развитии телерадиовещания в России — документ не новый, однако с ним связаны определенные изменения в отраслевом законодательстве, в частности, введение понятия обязательных каналов. Вокруг этого было очень много профессиональных споров и дискуссий, тем не менее, операторов обязали их распространять бесплатно. Следующий закон, который возник в недалеком прошлом — это ФЗ «О рекламе». Время, прошедшее с появления проекта этого закона до его утверждения, удивило всех на рынке — ровно неделя. С тех пор рекламу на каналах платного ТВ запретили на законодательном уровне. Безусловно, мы очень серьезно возражали против этого закона, поскольку этот документ не соответствует международной практике, однако он все равно был принят в существующем виде. Закон о рекламе, только вступив в силу, был изменен — в нем появились поправки и дополнения, которые все-таки позволили телеканалам распространять рекламу на платных телеканалах. Но самое интересное случилось потом — Роскомнадзор, наделенный регулятором функциями по надзору за исполнением этого закона, организовал настоящее сопротивление в реализации ФЗ «О рекламе». В итоге сейчас очень много каналов, которые формально не должны распространять рекламу, ее распространяют, а объем рекламы на каналах платного ТВ за этого год увеличился многократно! И это происходит вопреки всем тезисам и нормам этого закона.
Относительно легальный способ обойти ФЗ «О рекламе» уже найден — Роскомнадзор выдает отдельным каналам чрезвычайно странные, не существовавшие ранее, лицензии на эфирное вещание, и как будто бы эти телеканалы юридически начинают «выпадать» из-под действия этого закона. При этом Роскомнадзор не проводил открытых конкурсов на получение этих эфирных лицензий. Совсем недавно подобные лицензии получили три телеканала в Краснодарском крае (по всей видимости, речь идет о телеканалах медиахолдинга Viacom, — прим. «Теле-Спутника»). Мы считаем, что ФЗ «О рекламе» в существующем виде нужно отменить. Более того, регулятору стоит обратить внимание на непрозрачность выдачи лицензий службой, позволяющие обойти этот закон.
Следующий краеугольный камень в части отраслевого законодательства — ФЗ «О связи», в части присоединения сетей трансляции обязательных телеканалов. Этот чудовищный закон, на наш взгляд, не имеет никаких прецедентов в мире. Фактически, он запрещает использование сети наземного вещания, которая специально была построена в ходе реализации ФЦП, в части присоединения. Этот закон был подан под соусом того, что только это гарантирует, что сигнал в кабеле и в эфире будет одинакового качества. Однако этот тезис не соответствует действительности: качество сигнала при этом может не только не улучшится, а, наоборот, ухудшится. Мы писали жалобы после принятия этого закона как в Минкомсвязи, так и в Государственную думу РФ, однако все наши аргументы были проигнорированы и ответа мы так и не получили.
Старая добрая тема для кабельных операторов — недискриминационный доступ к инфраструктуре связи (НДД) — так и продолжает быть актуальной по сей день. При этом закон, регламентирующий использование инфраструктуры связи для нужд различных операторов, хороший и реально работает. Предполагалось, что под его регулирование попадет и доступ в жилой фонд граждан. Однако лоббирование интересов управляющих компаний, которые приложили для этого поистине гигантские усилия, привело к тому, что этот пункт исключили из первоначальной версии закона. И главная проблема, с которой сталкиваются операторы, которые «приходят» в жилые дома, чтобы предоставлять различные сервисы, в том числе, и телевизионные, осталась. В качестве инструмента влияния на операторов используется управляющие компании, которые к операторской деятельности не имеют никакого отношения. Они являются собственниками жилищного фонда и не имеют права эксплуатировать сети связи.
Еще одна тема, продолжающая быть злободневной — это борьба с пиратством. К сожалению, в нашей стране точного определения пиратства нет, поэтому как с ним эффективно бороться — тоже не очень понятно. Открою вам небольшой секрет. На любом российском OTT-видеосервисе, принадлежащем даже самой уважаемой компании на рынке, если вы обнаружите хотя бы один телевизионный канал, он 100% окажется пиратским. Это происходит потому, что у нас отсутствует классификация пиратства. Существует вид мошенников, которые совершенно осознанно воруют контент, не заключая соответствующие договора с правообладателями. А есть компании, которые становятся пиратами поневоле, из-за несовершенства российского законодательства. Сегодня распространять легально телевизионные каналы в сети интернет невозможно — как невозможно и очистить авторские права на них.
Мы очень сильно отстаем в регулировании современных сервисов от зарубежных стран. Любые сервисы отложенного просмотра, такие как catch up, легально распространять в России нельзя, поскольку они не определены законодательно. Таким образом, почти все кабельные операторы являются мошенниками.
Когда мы как ассоциация, представляющая интересы кабельного сообщества, только начинали плотно взаимодействовать с регулятором, а это было около 20 лет назад, то самой большой проблемой было то, что нас не понимали вообще, что это за «зверь» такой — кабельное телевидение. Сейчас этой проблемы нет, однако, появляются новые задачи, и, повторюсь, мы очень надеемся на здравый смысл нашего отраслевого регулятора.
___________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.