Вполне ожидаемо, что каналы с нетерпением ждут принятия закона. По их мнению, это залог выживания в будущем без аналогового или цифрового эфира. Что касается кабельных операторов, то они не поддерживают инициативу, поскольку им законопроект оставляет еще меньше возможностей для компенсации своих расходов без увеличения абонентской платы.
Александр Широких, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ): «Безусловно, „22-я кнопка“ муниципальным или точнее городским каналам нужна. Их экономика сейчас страдает от того, что федеральные каналы отключают аналог, кабельные операторы перекладывают недополученные деньги от 21-й кнопки на городские и другие каналы. Кроме того, маленьким региональным каналам тяжело договариваться с федеральными кабельными операторами, оплата в 0,5—2,5 рубля за абонента для них нереальна. Поэтому мы в НАТ считаем, что законопроект полезен, он поможет выжить не одному десятку муниципальных каналов».
Андрей Свинцов, депутат Государственной думы: «Мы в ЛДПР считаем, что вопрос сохранения региональных и муниципальных каналов крайне важен, и полностью поддерживаем эту инициативу. Кроме того, нужно ставить вопрос перед Министерством цифрового развития о создании третьего мультиплекса, куда войдут как раз региональные и муниципальные каналы — те, кто сегодня освещают повестку дня, интересную гражданам в регионах. Федеральные каналы сконцентрировались на международной политике и развлечениях. А необходимая информация о состоянии дел на местах, особенно в небольших населенных пунктах и малых городах, в эфире федеральных каналов отсутствует. Именно по этой причине необходимо сохранить региональные и муниципальные каналы, чтобы население имело возможность видеть, что происходит в их городах».
Азамат Альмухаметов, директор телеканала «Вся Уфа»: «Сегодня получение муниципальными телеканалами закрепленного права на 22-ю кнопку жизненно необходимо таким каналам, как наш. „Вся Уфа“ у одного уфимского кабельного оператора на 166 кнопке, другому мы платим почти 2 млн, а это 10% нашего годового бюджета. Конкурировать на рынке с региональным телеканалами или филиалами федеральных с их финансированием мы никогда не сможем. Поэтому „22-я кнопка“ для нас — это вопрос выживания. Чтобы появился шанс выправить экономику предприятия. Неслучайно порядка 30 муниципальных телеканалов уже исчезли с медиакарты России».
Откликнувшиеся на наш опрос независимые каналы городского и муниципального уровня в случае принятия закона планируют претендовать на 22-ю кнопку. Каналы крупных городов готовятся к конкурсу, а вот состоится ли конкурс в небольших населенных пунктах – неизвестно.
Азамат Альмухаметов, директор телеканала «Вся Уфа»: «Сейчас главное — соблюсти все необходимые требования законодательства. Конкуренты у „Всей Уфы“ есть, куда без них? Будем биться на конкурсе. И доказывать своё право на 22-ю кнопку».
Алик Юлтыев, генеральный директор ООО «Телерадиокомпания АРИС» (город Кумертау): «Говорить о конкуренции в моем варианте неуместно (в Кумертау с населением около 60 тыс. человек работает только один муниципальный канал — прим. «Телеспутника»), вопрос конкурса возникает в крупных городах. В малых российских городах если и остались муниципальные телеканалы, то как правило, в единичном количестве. Хотя могут быть исключения».
Александр Широких, генеральный директор НАТ: «Количество муниципальных каналов — не проблема. ФКК (Федеральная конкурсная комиссия, — прим. «Телеспутника») или иной орган, который в случае принятия закона Государственной Думой будет уполномочен выбирать каналы на 22-ю кнопку, сам решит, в каких регионах конкурс состоится. Наша задача как ассоциации была предоставить своим членам-вещателям такую возможность. И нам потребовалось два года, чтобы законопроект дошел до Государственной думы».
Взгляд кабельщиков
Александр Косарим, директор по контентной политике «Ростелекома»: «На наш взгляд, это избыточная инициатива. В том случае, когда канал муниципального уровня производит отличный контент, пользуется популярностью у местного населения, он и так уже скорее всего представлен в сетях платного ТВ. В законопроекте говорится о том, что [на муниципальном канале] собственно местными должно быть от 20% эфира, тогда можно сделать врезки на каком-либо из других каналов. От размещения на 22-й кнопке канал интереснее не станет».
Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг (бренд «Дом.ru»): «Наличие местных телеканалов — один из факторов, влияющих на решение клиента при выборе оператора. Местные новости и информационные программы пользуются популярностью. В каждом городе „Дом.ru“ транслирует от 1 до 5 местных телеканалов. Всего в нашей сети — более 60 таких каналов».
Пресс-служба «Билайн»: «Вопрос, скорее, к абонентам, а нужен зрителям второй обязательный муниципальный канал? Уже сейчас все местные новости и события можно увидеть на 21-й кнопке».
Алексей Амелькин, технический директор «Теле-маг» (город Новомичуринск): «У нас есть районный канал, с которым у нас не самые лучшие отношения, и есть свой. Если будет конкурс, то мы тоже намерены участвовать, тем более что у нас полностью своя сетка вещания без сетевого партнера. Надоела система, в которой государство занимается не развитием конкуренции и предоставлением возможностей, а созданием законодательных преференций отдельным организациям. Я вообще против государственного и муниципального телевидения. Государство должно поддерживать развитие независимых СМИ, а не тех, которые транслируют только то, что не противоречит государственной политике. И против привилегий, позволяющих одним существовать за счет бесплатного труда других: одни зарабатывают деньги на рекламе, а другие должны их бесплатно транслировать. Отношения между кабельными операторами и СМИ должны быть рыночными, а господдержка должна быть направлена на развитие любых СМИ».
Михаил Компа, директор «Сясь-ТВ» (телеканал и кабельный оператор, город Сясьстрой): «Статус „22-й кнопки“ нам не нужен, так как вещаем мы в собственной кабельной сети и вправе сами выбирать себе любую кнопку (после 21-й). Соответственно, конкурировать за 22-ю кнопку я не планирую. И не хочу отдавать свой канал в сети конкурентов на своей территории».
Техническая сторона вопроса
Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг» (бренд «Дом.ru»): «Введение такого законодательного решения потребует от операторов выполнить ряд действий. Например, потребуется выделение частоты в аналоговом вещании, что в условиях ограничения емкости будет сделать достаточно сложно. Техническое решение данного вопроса в цифровом телевидении, возможно, повлечет за собой отключение одного из местных каналов. В аналоговом вещании, чтобы обеспечить трансляцию муниципального канала на 22-й кнопке, потребуется выключить другой канал, что может быть встречено недовольством со стороны клиентов».
Александр Косарев, директор департамента эксплуатации телевизионной сети и сопровождения телевизионных услуг «Акадо Телеком»: «Принципиально у кабельных операторов не должно возникнуть серьезных проблем с организацией вещания муниципального телеканала на 22-й кнопке в цифровом формате. Аналогично и для организации трансляции муниципального канала на 22-й позиции в аналоговом формате. Естественно придется подвинуть канал, который уже занял сейчас эту кнопку».
Алексей Амелькин, технический директор «Теле-маг»: «Выделить место среди цифровых каналов не сильно сложно. Больше проблем возникнет с вопросом, как организовать доставку сигнала и кто за это должен платить? Проблемы с „21-й кнопкой“ свалили на операторов — видимо, так же будет и в этот раз».
Александр Косарим, директор по контентной политике «Ростелекома»: «Логично ставить вопрос о том, чтобы операторы платного ТВ получали обоснованное возмещение затрат на трансляцию бесплатного канала или выпадающих доходов от такого решения, потому что бесплатного на самом деле ничего не бывает. В какой форме — денежными средствами, рекламным инвентарем, — это вопрос обсуждения».
Законопроекту необходимы уточнения
Александр Широких, генеральный директор НАТ: «Я оцениваю вероятность принятия закона как очень высокую. Готовясь ко второму чтению, НАТ собирает с вещателей замечания и предложения по закону. Будем формулировать поправки».
Владимир Злоказов, директор телеканала ЕТВ: «...в законопроекте нужно уточнить термин „муниципальный телеканал“. В общеупотребительном смысле муниципальный это принадлежащий муниципалитету, а в смысле закона это канал любой формы собственности, вещающий на территории отдельного муниципалитета».
Алексей Амелькин, технический директор «Теле-маг»: «У нас два уровня муниципального управления. Как будет решаться коллизия между СМИ, например, районного и городского уровня? А такие ситуации уже есть. Еще более непонятно, как поступать операторам, имеющим кабельные сети в различных муниципальных образованиях: транслировать различные каналы на 22-й кнопке в домах, которые могут оказаться просто через дорогу, технически невозможно. Текст законопроекта может сильно поменяться во втором-третьем чтениях после всех обсуждений, но уверен, что вопросов к нему будет очень много».
Александр Косарев, директор департамента эксплуатации телевизионной сети и сопровождения телевизионных услуг «Акадо Телеком»: «Если кабельный оператор крупный и его сеть покрывает весь город, а в нем существует несколько муниципальных телеканалов, то как поделить 22-ю кнопку на всех?»
Пресс-служба «Билайн»: «Влияние на бизнес зависит от уточнения уровня муниципального образования. Обеспечить трансляцию в отдельном городском округе операторы вряд ли смогут. А сложность технической реализации включения 22-го бесплатного канала будет зависеть от схемы доведения сигнала».
Поддержки мало не бывает
Андрей Свинцов, депутат Госдумы: «Региональных и муниципальных каналов вполне достаточно. Пока еще они вещают в аналоге и продолжат вещать в аналоговых и цифровых пакетах кабельных операторов. Но в любом случае этим каналам нужна поддержка, в том числе из регионального бюджета».
Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг» (бренд «Дом.ru»): «...законодательное закрепление муниципального телеканала на 22-й кнопке не решит важных для них задач — попадания в цифровой мультиплекс и расширения зрительской аудитории».
Алексей Амелькин, технический директор «Теле-маг»: «Новый закон позволит некоторым местным СМИ продолжить своё существование, но что будет дальше? То, что реально людей волнует, обсуждается в соцсетях, а муниципальные СМИ горячих тем не касаются. Существующие независимые местные телеканалы, как правило, имеют очень мало шансов выиграть конкурс на „22-ю кнопку“, как это было с 21-й кнопкой. При этом государство не желает выделять местным каналам место в существующих мультиплексах, а также отказывается решать вопрос о местном эфирном мультиплексе».
Алик Юлтыев, генеральный директор ООО «Телерадиокомпания АРИС»: «Этот закон нужен был давно, и сегодня, на мой взгляд, это лишь глоток воздуха для городских телеканалов, еще не прекративших свою деятельность от „асфиксии“ цифрового неравенства, несправедливо уничтожающего российский сегмент регионального ТВ».
Может ли интернет-вещание заменить 22-ю кнопку?
Алик Юлтыев, генеральный директор ООО «Телерадиокомпания АРИС»: «Вещание муниципальных каналов в Интернет — давнишняя попытка противников этого законопроекта „затроллить“ проблему. Акцентирую, Интернет — уникальная и особенная коммуникационная среда вещания, а муниципальное ТВ — это лишь один из видов телевизионных СМИ. Отсюда вывод для тех, кто хочет понять: Интернет для муниципального ТВ — лишь среда вещания, которая так же необходима, как и эфирное и кабельное вещание. Интернет к статусу „общеобязательного и общедоступного телеканала“ для муниципальных телеканалов имеет опосредованное отношение и не может быть достойной альтернативой для классического телесмотрения».
Александр Широких, генеральный директор НАТ: «Вещание в Интернете сегодня только набирает обороты. НАТ агрегирует данные по телесмотрению региональных каналов в крупнейших ОТТ-сервисах («Яндекс», Peers, SPB TV). И пока топовые региональные каналы собирают десятки тысяч просмотров в месяц — это очень мало. Надо понимать, что основная аудитория городских и муниципальных каналов — это люди 50+, которые наименее активны в Интернете. Поэтому вещание в этой среде пока не может заменить кабель или эфир».
Владимир Злоказов, директор телеканала ЕТВ: «Проблема в том, что основная аудитория видео в Интернете сосредоточена на глобальных платформах, а они не предлагают достойных моделей монетизации для производителей контента. Скорее, это необходимое дополнение с целью получения дополнительной аудитории и, несмотря ни на что, дополнительного дохода».
Азамат Альмухаметов, директор телеканала «Вся Уфа» : «Интернет — несомненное будущее, которое стремительно завоевывает пространство, но без телевещания пока не обойтись. Поэтому альтернатива достойная, но время у телеканалов еще есть».
_________________________ _________________________