Состояние рынка платного ТВ в Европе
На опыт европейских стран в области развития рынка платного ТВ предложил взглянуть Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting. Он задался вопросом: можно ли применить практики Германии, Испании и Румынии в России?
Рынок Германии любопытен тем, что в отличие от России, регулирование СМИ здесь отдано на уровень регионов. То есть, медиакомпания может получить лицензию в одном регионе, а вещать в другом.
В пакет каналов, обязательных к вещанию (так называемый must carry) на территории Германии, входит 10 каналов, принадлежащих общественно-политическим телекомпаниям, и 7 региональных каналов. Все физические и юридические лица платят налог на общественно-политическое ТВ, равный €17,5 в месяц. При этом базовая стоимость подписки на платное ТВ составляет €4-5 ежемесячно. Объем всего рынка платного ТВ в Германии достигает €17,4 млрд, из которых налоговый сбор формирует 43%, подписка на платное ТВ – 32%, реклама на телевидении – 26%.
Проникновение платного ТВ высокое – 94%, а всего услугой охвачено 36,6 млн домохозяйств. 71% абонентов приходится на трех крупнейших операторов – Astra (спутниковое ТВ), Vodafone (кабельное и IPTV) и Unitymedia (кабель). Дмитрий Колесов подчеркнул, что 80% пользователей спутникового ТВ в Германии фактически смотрят его бесплатно, а основные затраты приходятся на оборудование, плюс платные HD-каналы. В этих условиях операторам наземного ТВ не остается ничего, кроме как переводить своих абонентов на цифру, вводить пакеты, цена которых начинается от €20 в месяц, и внедрять дополнительные услуги.
Показатель ARPU платного ТВ в Германии составляет €12,9 евро в месяц. Доля ежемесячных затрат на эту услугу от дохода домохозяйства не превышает 0,5 %. Только на физлиц работать никому не удается, а потому все операторы предлагают пакеты для B2B. Помимо этого, новым клиентам при заключении многолетнего контракта предлагают смартфоны и оборудование (телевизоры, приставки) с большой скидкой.
В Испании, согласно законодательству, общественно значимые события (Олимпийские игры, матчи сборных по футболу и баскетболу, финал Лиги чемпионов) транслируются по эфирному ТВ бесплатно. Налог на общественное ТВ платят только юридические лица из сопряженных областей деятельности: телеком-компании (0,9% годового оборота), коммерческие эфирные телеканалы (3%), операторы платного ТВ (1,5%).
Must carry как такового нет, но в цифровом эфирном ТВ доступно 56 каналов бесплатно. Объем рынка равен €3,73 млрд, из которых 59% собирает реклама, 34% — подписка и 7% — налог. Проникновение платного ТВ сравнительно низкое — 34%, или 6,2 млн домохозяйств. 90% абонентов платного ТВ приходится на трех игроков: Telefonica (IPTV, спутник, кабель), Vodafone (кабель, IPTV) и Orange (IPTV).
Крупные операторы стремятся использовать несколько платформ распространения ТВ-сигнала. ARPU платного ТВ в Испании равен €17 в месяц, а доля ежемесячных затрат на платное ТВ от дохода домохозяйства не больше 1%. Одним из источников дополнительного заработка для испанских операторов является продажа пакета на просмотр всех матчей Чемпионата страны по футболу — в среднем он стоит €20 в месяц и, по словам Дмитрия Колесова, расходится хорошо.
Главные особенности телевидения Румынии — небольшое число национальных каналов с низкой долей аудитории и множество локализованных иностранных каналов. Налог на частичное содержание общественного ТВ включается в квитанцию за использование электроэнергии, для физлиц он стоит €11 в год, для малого бизнеса – €45 в год, для крупного – €150 в год. Остальная часть финансирования государственного ТВ – прямые государственные субсидии и рекламные доходы.
Полный список must carry для операторов платного ТВ составляет 31 канал, однако количество обязательных каналов в сети кабельного оператора не должно превышать 25% от общей емкости каналов. Объем рынка равен €0,76 млрд, а основным источником финансирования является подписка — 63% (реклама собирает 24%, налог – 13%).
Проникновение платного ТВ на уровне Германии – 93%, или 6,7 млн домохозяйств. 69% абонентов платного ТВ приходится на RCS & RDS (кабель), Telekom Romania (спутник, кабель, IPTV) и UPC (кабель). Средний ARPU равен €5,6 в месяц, доля ежемесячных затрат на платное ТВ от дохода домохозяйства не больше 0,7%.
Наконец, объем рынка телевидения в России оценивается в €3,1 млрд, большая часть этой суммы — 65% — собирается за счет рекламы, а остальные 35% — подписка на платное ТВ. Абонентская база платного ТВ насчитывает 40,9 млн домохозяйств, показатель проникновения услуги — 74%.
Логика продажи платного ТВ российскими операторами характеризуется так: много каналов за мало денег; базовый пакет телеканалов должен удовлетворять максимум потребностей; возможность роста выручки состоит в предоставлении дополнительных сервисов (VoD, мультискрин, time-shift). Как следствие, показатель ARPU не превышает €2,1 в месяц, а доля ежемесячных затрат на платное ТВ от дохода домохозяйства — 0,2 %.
Впрочем, в России не самая сложная обстановка для развития рынка платного ТВ, уверен Дмитрий Колесов. По его словам, рост ARPU возможен за счет предоставления новых услуг, монетизации контента, а не пакетов телеканалов. «И в целом домохозяйства могут тратить на платное ТВ больше», — подытожил он.
Будущее телевидения
В заключительной дискуссии на тему «Будущее телевидения и телевидение будущего» эксперты обсудили влияние новых технологий на ТВ и роль кабельных операторов в обеспечении доступности услуг в новых форматах. Карен Казарян, генеральный директор Института исследований Интернета и главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в своем выступление отметил, что количество абонентов кабельных операторов в некоторых странах падает. Этот отток частично компенсирует OTT-сервисами, которые предоставляют доступ к стриминговому вещанию телеканалов. Например, в 2016 году появились сервисы Direct TV Now, Hulu Live, PlayStation Vue, SlingTV и YouTube TV. На очереди – Apple Live TV и Facebook TV. В России, наряду с мировыми игроками, далекоидущие планы в данной области строит компания «Яндекс». Похожие изменения, напомнил аналитик, однажды уже происходили, когда книжная индустрия фактически отдала дистрибуцию изданий компании Amazon. «Что из этого вышло, вы все в курсе», — добавил Карен Казарян.
Вместе с тем молодежи, судя по опросам, не интересны и не нужны телеканалы. Среди 95% молодой аудитории востребован контент YouTube, а 56% не могут без него жить.
Карен Казарян посоветовал игрокам рынка уже сейчас задуматься над будущими пользователями Интернета, которых к 2020 году станет больше 4 млрд. По его мнению, совершенно очевидно, что все они будут иначе потреблять ТВ-контент. Основу конфигурации телевидения будущего составит набор технологий, к числу которых относятся мобильные сети 5G, проводные мультигигабитные подключения, стандарт WirelessHD, форматы 4K и 8K, а также VR, AR и, возможно, нейроинтерфейсы. Возрастет роль программируемого и персонализированного контента, а также интерактива.
Что самое главное, подчеркнул Карен Казарян, мы видим перетекание рекламы в онлайн и одновременный рост ее эффективности. В некоторых странах объем рекламного рынка в Интернете уже превысил телевизионный: в Великобритании это произошло 2 года назад, в США — в 2016 году, а в России, предположил главный аналитик РАЭК, может произойти в 2017-м.
При нынешних темпах изменений это может привести к тому, что лидерами на рынке станут именно ИТ-гиганты, которые смогут вытеснить всех остальных игроков. «Нас ждет довольно интересное десятилетие, я не знаю, какая из комбинаций сработает, но ландшафт телевидения будет абсолютно другой», — подвел итог своему выступлению Карен Казарян.
Первый материал по итогам конференции АКТР читайте здесь.
_________________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.