img
img01 января 2016 в 00:00

С-диапазон оставлен спутниковым операторам

Развитие любого беспроводного сервиса невозможно без наличия свободного частотного диапазона. Любой потенциальный инвестор, рассматривая проект по предоставлению каких-либо инфокоммуникационных услуг, в первую очередь изучает вопрос наличия необходимых лицензий и свободного частотного спектра.

Развитие любого беспроводного сервиса невозможно без наличия свободного частотного диапазона. Любой потенциальный инвестор, рассматривая проект по предоставлению каких-либо инфокоммуникационных услуг, в первую очередь изучает вопрос наличия необходимых лицензий и свободного частотного спектра.
В ноябре прошлого года проходила международная радиоконференция ВКР-2015, на которой и выяснялось, останется ли значительный кусок С-диапазона за спутниковыми операторами или же его отдадут сотовым операторам для работы широкополосных сетей.

С-диапазон расположен между 3,7 и 4,2 ГГц. Первые спутниковые системы работали именно в этом диапазоне. В 80-х началось активное освоение Ku-диапазона, который поначалу считался пригодным только для непосредственного телевещания. Затем, по мере развития наземной аппаратуры, многие сервисы, в том числе и распределительные сети, и магистральные каналы, начали переходить в Ku-диапазон. Но никто из спутниковых операторов и их пользователей не собирается отказываться от С-диапазона. В первую очередь по той причине, что этот диапазон из всех, предоставленных для коммерческого использования спутниковыми службами, наиболее устойчив к плохой погоде. В С-диапазоне долгое время работали DTH-операторы в Юго-Восточной Азии, поскольку сигнал меньше нарушался затяжными тропическими дождями. Не менее важным фактором является то, что за несколько десятилетий под С-диапазон создана серьезная и весьма дорогостоящая инфраструктура. Например, в С-диапазоне работает российская телераспределительная спутниковая сеть, которая доставляет федеральный телепакет к региональным РТПЦ. В данном случае сменить рабочий диапазон на Ku обойдется крайне дорого.

Тем не менее в С-диапазоне не развивается никаких новых сервисов, сам диапазон и службы, работающие в нем, весьма консервативны, при взгляде со стороны создается ощущение стагнации, неоптимального использования и, как логичное продолжение, ненужности С-диапазона для спутниковых операторов. Во всяком случае, наземные операторы посчитали, что они могут использовать этот диапазон лучше, и заявили свои права на него. Это породило активнейшие дискуссии во многих странах, особую остроту придавал тот факт, что администрации связи некоторых стран были склонны уступить требованиям сотовых операторов. Наземные операторы заявляли, что спутниковых приложений в С-диапазоне работает все меньше и приложения эти не инновационные, не широкополосные и не нацелены на широкие народные массы.

Не желая лишаться столь ценного ресурса, несколько лет назад ведущие спутниковые операторы резко активизировали свою деятельность по защите С-диапазона. Пик борьбы пришелся на ВКР-2015. Операторы тщательно подготовились к этой конференции, в частности Eutelsat и SES выпустили меморандумы, в которых обосновывают необходимость оставления С-диапазона за спутниковыми службами. Так как С-диапазон наиболее устойчив к воздействию погоды, в нем работают службы, предъявляющие высокие требования к надежности канала: магистральные каналы, государственные сети, телемедицина, управление воздушным трафиком и пр. Сотовые операторы утверждали, что работа их сетей в С-диапазоне не будет создавать помех работе спутниковых служб. Спутниковые операторы инициировали исследование, результаты которого доказывают наличие серьезных помех в С-диапазоне со стороны наземных сетей.

ВКР определила для мобильных телекоммуникаций полосу в L-диапазоне 1427—1518 МГц и попросила соответствующие службы МСЭ определить технические меры по обеспечению совместимости с подвижной спутниковой связью в полосе 1518—1559 МГц.

Но главное, что ВКР-2015 подтвердила преимущество фиксированной спутниковой связи в С-диапазоне, признав эту услугу жизненно важной для всего человечества в этом уникальном диапазоне.

МСЭ выделил для IMT (International Mobile Telecommunications) 200 МГц в С-диапазоне в регионах 1 (Африка, Европа, Россия) и 2 (Северная и Южная Америки). Что интересно, в регионе 3 (Индия, Китай и Юго-Восточная Азия), где наиболее актуально применение С-диапазона, большая часть стран будет использовать эти 200 МГц для спутниковых сервисов.

Для диапазона 3,6—4,2 ГГц было признано преимущество спутниковых служб. ВКР отдельно отметило жизненно важное для человечества использование спутников в этом диапазоне. И только в регионе 2 несколько стран допустили IMT в диапазон 3600—3700. Но при этом было оговорено жесткое соблюдение защиты спутникового диапазона и недопущение помех, особенно в том случае, когда соседние страны не выделяли части С-диапазона для IMT.

Предложение о выделении IMT части С-диапазона, предназначенного для линии «Земля — спутник» (5925—6425 МГц), даже не рассматривалось конференцией.

Еще один спутниковый диапазон, на который претендует IMT, — Ка-диапазон. IMT заявила о своем желании использовать его для работы сетей 5G. Определение диапазона для 5G уже внесено в планы следующей конференции ВКР-2019. Но при этом отдельно было утверждено, что ни один из спутниковых диапазонов — С, Ku и Ка — не будет рассматриваться как вариант для сетей 5G. Более того, у спутниковых операторов может появиться новый диапазон. На ВКР-2019 будет рассмотрена возможность применения для спутниковых сервисов диапазона 51,4—52,4 ГГц. А на ВКР-2023 — диапазон 37,5—39,5 ГГц.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий