img29 августа 2019 в 17:35

Алексей Васильев (ООО «Телецвет»): «Если клиент сам к тебе не идет, донимать его нет смысла»

Директор ООО «Телецвет» из Всеволожска (Ленинградская область) Алексей Васильев рассказал «Телеспутнику» об аналоговом вещании, ориентации на социально незащищенные слои населения, возможности работы с платежеспособным сегментом потребителей и проблемах небольшого оператора.

Директор ООО «Телецвет» из Всеволожска (Ленинградская область) Алексей Васильев рассказал «Телеспутнику» об аналоговом вещании, ориентации на социально незащищенные слои населения, возможности работы с платежеспособным сегментом потребителей и проблемах небольшого оператора.
Что изменилось в бизнесе вашей компании за последние несколько лет?
Мы освоили еще несколько небольших поселков Ленинградской области, начали давать открытую цифру в кабеле. По Всеволожскому району у нас 72 канала, в самом Всеволожске чуть больше.
Останется ли у вас аналоговое вещание после его отключения в эфире?
Отчасти. В самом крупном сегменте нашей сети, где есть головная станция, мы сделали все, чтобы его оставить, с целью сохранить социально незащищенных абонентов — тех, кто не может себе купить эфирную или кабельную приставку. Для этого мы вынуждены принимать цифру и переделывать ее в аналог. На первый взгляд это кажется глупостью, но аналог сохраняется и у всех наших крупных конкурентов, так что у нас просто нет выбора. Аналог в остальных сегментах, которые работают на прямом усилении, конечно, отключится, как только сигнал пропадет из эфира. Модернизировать станции в этом направлении мы не будем, поскольку во всех этих сегментах и по тысяче абонентов не наберется, так что это не окупится.
В поселках, где у вас нет головных станций, вы даете цифру в кабеле в стандарте DVB-C?
Нет, мы транслируем в DVB-T2. Экономически это гораздо выгоднее. Если переходить на DVB-C, это будет на 100 тысяч рублей дороже, то есть на стоимость двух трансмодуляторов на два пакета. Правда, нормативной базы, определяющей, можно ли распространять сигнал в DVB-T2 в кабеле, как оказалось, нет. Мы даже отправили запрос в Минкомсвязи. И честно говоря, их реакция нас поразила до глубины души. Жаль, диктофона под рукой не было. Получив наше письмо, они в довольно невежливой форме звонили и уточняли, что именно мы от них хотим, для чего нам это надо, и если не знаем таких вещей, то, может, не надо заниматься этим делом. Кажется, что чиновники живут на наши налоговые отчисления и должны работать для нас, но здесь ситуация была как будто обратной. Так или иначе, ответ мы получили. В сетях можно транслировать в любом стандарте – DVB-T, DVB-T2, DVB-C, лишь бы оборудование было сертифицировано. Кстати, уточнять мы стали не просто так. Аналогичная идея уже приходила в голову одной московской компании. Они ее осуществили, но первая же проверка заставила их все переделывать. Обращаться за разъяснениями сами они не стали. Но выходит, полученный нами ответ актуален и для них — мы же специально адресовали свой вопрос в вышестоящую инстанцию, а не в территориальное управление Роскомнадзора.
Как в последнее время ведет себя абонентская база?
Блуждание абонентов есть всегда. Но в последнее время у нас отток больше, чем приток. Мы стараемся анализировать причину отключений. Многие уходят к конкурентам. Также заметная доля продает жилье в связи с переездом или смертью старшего поколения. Процентов 35 из них перезаключают договоры, но некоторые новые жильцы предпочитают отказаться от телевидения, поскольку пользуются только интернетом. Небольшая часть переходит на индивидуальный прием — на эфирную цифру. Вообще, на мой взгляд, у нашей аудитории и у нас самих экономическая ситуация довольно тяжелая. Платежеспособность низкая, денег у людей все меньше, и холодильник побеждает телевизор.
Вы и раньше ориентировались на социально незащищенные слои населения. В новых условиях не планируете двигаться в сторону более платежеспособного сегмента?
На тех территориях, где уже работают крупные операторы, собирать абонентскую базу тяжело. Остаются новые дома, но работа с застройщиками, особенно крупными, сейчас осложняется их прицелом на крупных операторов. Это раньше застройщики одномоментно возводили по одному дому, а сейчас работают кварталами и приглашают туда тех, кто готов оптику в квартиру дать, — в первую очередь интернет-провайдеров. Телевизионщикам, вроде нас, туда путь закрыт. Наверное, это неправильно. У нас в районе остались застройщики, которые строят один дом за три года, да и нестандартные ситуации бывают. Вот недавно, например, к нам обратилась управляющая компания с просьбой смонтировать сеть кабельного телевидения в новых домах, где застройщик обанкротился. Мы взяли на обслуживание систему коллективного приема сигнала эфирного цифрового телевизионного вещания в этих домах за символическую плату, дополнительно установили оборудование, чтобы предложить 67 каналов в цифре уже в рамках кабельной сети, — рассчитывали компенсировать свои затраты за счет переключения жителей на платный пакет. В этом доме разводка антенного кабеля уже выполнена на стадии строительства, так что переподключить абонента с коллективной сети на нашу просто — достаточно переткнуть кабель в отдельном помещении. Но мы уже 3 месяца рекламируем свои услуги, подключение сделали бесплатным, но получили лишь четыре заявки. Даже по квартирам прошлись. Сейчас пытаемся понять, что происходит. Мы вложили не так мало — порядка 200 тысяч рублей — и не готовы просто так выкидывать эти деньги на ветер. Кроме того, хотелось бы понять, стоит ли вообще сейчас вкладываться в новые сети, если они не пользуются спросом? Может, лучше эти деньги пустить на модернизацию старых сегментов, где абоненты уже есть? Добавить там пару десятков каналов и немного повысить абонентскую плату. Возможно, экономически это было бы выгоднее.
А насколько серьезно ваши клиенты относятся к повышениям абонентской платы?
Мы стараемся резко не повышать абонентскую плату, хотя увеличение налоговой нагрузки заставило нас повысить плату с 2019 года на 5 рублей в месяц. Еще одно повышение провели летом. Честно говоря, я не помню ни одного договора, расторгнутого из-за слишком высокой абонентской платы. У конкурентов она все еще значительно выше. Конечно, мы и по количеству услуг им уступаем, но для нашего региона их предложение уже дороговато. У нас был прецедент, когда при переходе сетей одного крупного игрока во владение другому почти в два раза повысилась абонентская плата. И сразу несколько жилищных кооперативов пришли к нам переключаться в полном составе.
Предлагаете ли вы в своей сети каналы высокой или сверхвысокой четкости?
Мы даем HD-каналы. Но из тысячи про них спрашивает один. Про 4К даже не интересуются. Мне кажется, это особенность нашей аудитории. Смотреть HD хочет более обеспеченный сегмент. Вряд ли они сейчас уже подключены только к кабельному телевидению. Скорее, их интересует спутниковое телевидение с его обилием каналов или интернет. А наша аудитория иногда говорит: «Мне и трех каналов было бы достаточно».
Если вернуться все же к операторскому бизнесу — что вам усложняет работу?
Есть несколько моментов. Например, согласование источников с вещателями. Некоторые каналы, например «Первый канал», игнорируют требования закона о связи и диктуют нам свои условия, которые законом не предусмотрены. Мы в соответствии с законом направляем им заявление в свободной форме с указанием требуемых параметров, прикладываем заключение об отсутствии технической возможности присоединения от РТРС, но согласования источника не получаем. Отказать в согласовании они могут только в одном случае — когда программа не соответствует территории. Но в нашем случае они просто затягивают вопрос и просят дополнительную информацию: адреса установки головных станций, хотя в нашем случае речь идет об установке в поселках, где зачастую и названия улицы-то нет — только номера домов, отчетности по абонентам, частотные диапазоны сетей. Просят обновлять само заключение РТРС об отсутствии технической возможности, хотя законом это не предусмотрено. А при согласовании «Карусели» «Первый канал. Всемирная сеть» попросили, чтобы мы сами запросили у РТРС характеристики их первого мультиплекса на нашей территории, мотивировав это повышением качества обслуживания абонентов. Предоставление всей этой информации законом не предусмотрено. А согласование — это обязанность, а не право вещателя, как для оператора обязанностью является иметь согласование источника сигнала. Если бы была возложена ответственность на вещателя за нарушение порядка согласования источника сигнала, может быть, и не было бы таких случаев саботажа. И если уж говорить про обращение операторов к РТРС, не проще ли самим вещателям один раз уточнить все параметры по регионам в центральном РТРС? В результате такие вещатели и себе, и операторам, и РТРС добавляют ненужной работы, отвлекая от более важных дел. Проблема в том, что часто мы получаем не официальные ответы на заявления на бланках организаций, а обычные электронные письма, подписанные менеджером. Куда идет вся эта информация? С какой целью она собирается этим менеджером? Это его личная инициатива или действительно требования канала? У самого канала ответы на эти вопросы мы получить не можем, поскольку доступ к руководителям менеджера для нас закрыт.
Обращались ли вы с этим вопросом в контролирующие органы?
Да. Судя по всему, они и предположить не могли, что по этому вопросу у оператора с каналом может быть какая-то переписка. Кроме того, вещатели часто ограничивают срок действия согласования одним календарным годом. По логике вещей операторам с лицензией можно было бы выдавать согласование до конца действия этой лицензии или бессрочно. Но операторам часто согласуют источник всего до конца года. Вначале следующего года надо опять обращаться за новыми согласованиями. Естественно, каналы с таким наплывом заявок не справляются, и итоговый документ к нам приходит чуть ли не в июне.
Есть ли у вас в районе претенденты на 22-ю кнопку?
У нас был муниципальный канал, но он закрылся в ходе объединения города и района. Как я понимаю, у наших конкурентов есть свои каналы, но вряд ли они могут претендовать на роль 22-й кнопки. Упомянутый муниципальный канал не принадлежал ни одному из операторов и транслировался в сетях у трех разных операторов.
Вы упоминали, что финансовая ситуация у вас непростая. Какие-то меры в связи с этим предпринимаете?
Естественно. И меры довольно жесткие. Например, мы провели инвентаризацию и отключили самовольщиков. Большинство из них в итоге заключили договоры и перешли на легальное положение. Но один сначала повторно подключился, а потом еще написал жалобу в Роспотребнадзор, Роскомнадзор и в управляющую компанию о том, что мы лишили его возможности бесплатно смотреть 20 бесплатных каналов, обещанных президентом. Конечно, все инстанции ему ответили, что с точки зрения здравого смысла, логики и закона мы правы на 100%. Система наша, и услуги на ней можем предоставлять только мы. Подключаться к ней незаконно не может никто. Вроде ответ его удовлетворил.
Проявлять инициативу в направлении клиентов не пробовали?
Сегодня если клиент сам к тебе не идет, если нет массовой инициативы от ТСЖ, управляющей компании или какого-то инициативного жильца, донимать его нет смысла. Всё будет впустую.
Не планировали ли вы развиваться в направлении предоставления доступа к интернету?
Я думал об этом. Но останавливают сложности, связанные с пакетом Яровой. Действующие операторы жалуются на это. Плюс все решают кадры. Если бы у меня в организации были люди, которые захотели бы это дело организовать, наверное, я бы на это купился. Мы пытались договориться с местными интернетчиками. Но когда мы со своим максимально законопослушным подходом начали спрашивать, как они идут по опорам — где договора, где разрешение на ввод сети в эксплуатацию и тому подобное, мы быстро зашли в тупик. Связаться с ними без всего этого — вырыть себе яму… А у тех, у кого сеть оформлена, как надо, и без нас все хорошо.
_________________________

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий