«ИНТВ» существует 11 лет, но системами оформления эфира часть нашей команды, в том числе я, занимается с 1993 года.
Первым нашим проектом была телевизионная игра «Любовь с первого взгляда», созданная с использованием игровой телевизионной и студийной графики. Стрельба по мишеням с главным призом — романтическим путешествием — была реализована на нашей первой графической станции Купидон. Позже мы оформляли и продолжаем оформлять другие телевизионные викторины, шоу и конкурсы.
Но занимаемся мы не только интерактивной графикой для телевидения. Лет 15 назад мы начали поставлять графические сервера для вывода интерактивной графики для спортивных телевизионных программ и на экраны спортивных стадионов, начав тогда с центрального стадиона Екатеринбурга (сегодня «Екатеринбург Арена» — прим. «Теле-Спутника»). Здесь мы делаем акцент на возможности выводить информацию на экраны в режиме реального времени, то есть на подключение к судейским системам. А 8 лет назад нас начали приглашать для формирования такой же интерактивной графики для интернет-трансляций. Наши графические сервера позволяют вставлять титры, экранную графику, спецэффекты, видеоповторы и видеоклипы, чтобы сделать трансляцию более понятной для зрителей.
На мой взгляд, интернет-трансляции более многообразны. Их смотрят не только на экранах телевизоров с интернет-доступом и за компьютерными мониторами, но и на мобильных телефонах с небольшими экранами разрешением до 300×200 пикселей. Если при этом транслировать видеоизображение с графическим оформлением, созданным в HD- или 4К-формате, люди ничего не смогут рассмотреть — ни времени, ни счета матча, ни логотипа команды, ни бегущей строки в новостях.
Как правило система интернет-трансляции многоканальна и многоформатна. Это всегда несколько стримов в разном разрешении — от 144p до 1080p, для каждого из которых нужно по хорошему накладывать свою графику. Для каждого из разрешений экрана существуют свои стандарты, определяющие, например минимальный размер символов в титрах, и их приходится учитывать. Кроме того, каждая спортивная федерация издает свой брендбук — свод требований для инфографики и видеоконтента для вещателей спортивных телепрограмм. Брендбук определяет не просто размер титров, но и их расположение на экране для каждого формата вещания — с точностью до пикселя. Поэтому графическое оформление современной телевизионной и интернет-трансляции должны быть разными.
В идеале оформление должно отличаться и по логике, ведь аудитория у телевизионных экранов и мобильных устройств отличается. Через интернет можно предоставлять больше инфографики и интерактивных сервисов. Правда, это уже зона ответственности OTT-провайдера.
Принципиально — нет. Отличается только сама спортивная графика. На спортивных аренах зритель должен видеть крупно, понятно и с любого кресла арены счет, время и период игры, и в целом всегда понимать, что происходит, даже если он отвлекся на минутку, ведь по положению игроков на поле ситуация не всегда ясна. Для этого на видеокубе или спортивном табло арены мы выводим игровые данные: статистику игры, портфолио игрока, забившего гол или победившего в раунде, транслируем замедленные повторы или даже подчеркиваем кискамом эмоции болельщиков — в зависимости от ситуации на поле.
Сегодня на многих аренах есть собственные ТВ студии, чтобы формировать, транслировать и продавать контент со спортивных соревнований.
В первую очередь изменились требования к качеству — они стали выше. Но в большей степени передача сигнала в цифре отразилась на капитальных затратах вещателей в оборудование комплексов при обеспечении сетевого вещания. В цифре можно дистанционно из центра формировать единое оформление эфира, региональные, рекламные и новостные видео и текстовые врезки, не вкладываясь в региональные вещательные ТВ-студии.
Нашей системой оформления эфира в формате 4К, которую мы еще лет 5 назад показали на выставке IBC в Амстердаме, интересовалась только финская телекоммуникационная компания. Остальные клиенты пока не переходят на этот формат из-за дороговизны распространения сигнала сверхвысокого разрешения. Для этого ведь необходимо купить или арендовать 4К ПТС, серверы, оптику для видеокамер и спутниковые емкости. Если попытаться сэкономить и сжать сигнал, чтобы дешевле передать его через канал связи, он будет более низкого качества. Поэтому мы который год слышим, что телекомпании хотят перейти на 4К, но как только они видят в смете, что затраты на него в 1,5–2 раза дороже HD, все склоняются к тому, что и высокой четкости пока достаточно.
Заметили даже обратную тенденцию. В ситуациях, когда надо выйти в эфир «из поля» — допустим, с концерта музыкальной группы в другом городе, — некоторые вещатели создают его в анаморфном SD, апконвертируя его в HD, или аналогично получая HD из 4К.