В марте 2002 г. региональные Радиочастотные центры разослали кабельным операторам предложение о заключении договоров на возмездное оказание услуг по регулированию использования радиочастот и РЭС гражданского назначения.
Операторам предлагается ежегодно оплачивать определенную сумму за заявленные в лицензии частотные каналы независимо от их фактического использования. Предложенные тарифы достаточно велики и слабо дифференцированы в зависимости от количества абонентов. Это создает серьезную угрозу благосостоянию небольших операторов. Например, если оператор обслуживает кабельную сеть, охватывающую 11 тыс. абонентов и в лицензии заявлено 35 телевизионных каналов, то сумма ежегодных выплат составит около 100 тыс. рублей.
Кроме того, операторам предлагается взять на себя ряд дополнительных обязательств, в частности: приобретать, регистрировать и отчуждать кабельные сети только с разрешения Радиочастотной службы; обеспечивать беспрепятственный доступ должностных лиц Радиочастотной службы к сетям кабельного телевидения; предоставлять по требованию должностных лиц Радиочастотной службы документы и материалы, подтверждающие правильность эксплуатации сетей кабельного телевидения.
За последнюю неделю в Ассоциацию "Уральские телевизионные сети" обратилось несколько десятков кабельных операторов Свердловской, Челябинской и Пермской областей с просьбой разъяснить обязательность заключения указанных договоров.
Правовая сторона вопроса заключается в следующем:
· п.п. 3, 4м "Положения о государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2000 года № 1002, установлена обязанность Радиочастотной службы регулировать использование радиочастот и радиоэлектронных средств, а также обеспечивать постоянную эксплуатационную готовность выделенного радиочастотного ресурса для его использования радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) потребителей;
· п. 8 "Положения о государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" установлено, что Радиочастотная служба оказывают услуги на платной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации; · требование о выплате операторами связи ежегодных отчислений на деятельность Радиочастотной службы в "Положении о государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" отсутствует.
Следует также учесть, что:· в соответствии со ст. 421 ГК РФ, "граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством".
Ответственность за принуждение к заключению договора, совершенное организованной группой, установлена ст. 179 УК РФ, в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет; · действующие законы (в том числе Федеральный закон "О связи" № 15-ФЗ) не содержат обязательных для кабельных операторов требований о заключении договоров на возмездное оказание услуг по регулированию использования радиочастотного спектра.
В связи с вышеизложенным, решение о заключении договора каждый оператор вправе принимать добровольно в зависимости от собственных потребностей.
Ассоциация "Уральские телевизионные сети" рекомендует оплачивать проводимые Радиочастотной службой работы по разовым договорам подряда на устранение конкретных помех.
Предлагаем обсудить данный вопрос на ФОРУМЕ.
Грищенко О.В.
Президент Ассоциации "Уральские Телевизионные Сети"
г. Екатеринбург