Уже завтра Госдума может утвердить закон, вносящий изменения в законы «О СМИ» и «О рекламе», которые введут запрет для иностранных компаний измерять аудиторию телеканалов.
Сегодня, 16 июня 2016 года, состоится совещание с представителями медиаиндустрии (информация опубликована в сегодняшнем номере «Ведомостей»), после которого, как сказал председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, «прояснятся сроки финального рассмотрения законопроекта».
Если закон будет принят до окончания работы Госдумы РФ VI созыва (последний день работы – 26 июня), то он станет образцом по скорости прохождения законопроекта от момента внесения до принятия в окончательной редакции.
6 июня 2016 года предложение о соответствующих поправках в законы «О СМИ» и «О рекламе» внес в Государственную Думу РФ депутат от ЛДПР Андрей Луговой. 8 июня профильный комитет (Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи) принял решение о представлении законопроекта в Совет Госдумы. 10 июня, получив положительное заключение Совета Госдумы, профильный комитет официально выступил с предложением принять законопроект в первом чтении. 15 июня законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении. Как указано на сайте нижней палаты, замечания к законопроекту принимаются до 17 июня 2016 года.
Таким образом, закон о запрете иностранцам измерять российскую телеаудиторию, может быть принят в самое ближайшее время и даже уже завтра. Фактически это будет запрет для одной компании: и телеканалы, и рекламодатели в России пользуются рейтингами TNS (принадлежит группе Kantar, исследовательскому подразделению британского холдинга WPP).
Система телеизмерений, по мнению многих экспертов отрасли, не влияет на политику, а лишь служит инструментом определения популярности передач для российских каналов и рекламодателей: с учетом результатов пиплметрии одни продают, а другие покупают рекламу; для первых это основной источник дохода, а вторые тратят на телевизионные ролики около половины бюджетов на продвижение. Однако, Андрей Луговой уверяет, что корни законопроекта – не экономические, а политические, поскольку «нельзя, чтобы российские граждане находились под влиянием западной компании – то, что мы наблюдаем через социальные сети, через интернет и так далее» (цитата по ТАСС).