img
img28 января 2015 в 06:29

На платных телеканалах разрешат рекламу

Как отразится на российском медиа-рынке недавние изменения в законодательстве? Как они повлияют на инвестиционный климат отрасли? Смогут ли российские компании производить контент в необходимом количестве. Эти и другие вопросы обсуждали ведущие игроки рынка на Круглом столе «Проконтент» на CSTB-2015.

Как отразится на российском медиа-рынке недавние изменения в законодательстве? Как они повлияют на инвестиционный климат отрасли? Смогут ли российские компании производить контент в необходимом количестве. Эти и другие вопросы обсуждали ведущие игроки рынка на Круглом столе «Проконтент» на CSTB-2015.
Государственная Дума приняла поправки к существующему законодательству: теперь неэфирные платные телеканалы смогут транслировать рекламу. Но вещателям поставлено довольно жёсткое условие: российский контент должен занимать в их сетке вещания не менее 75%. При этом довольно строго оговорены условия, при которых контент считается российским. Также установлены ограничения иностранным компаниям, работающим в России — их доля в компаниях, производящих контент, не должна превышать 50%. Эта поправка активно обсуждалась участниками Круглого стола «Прямой разговор» Pro [content], проходившего 27 января, в рамках выставки CSTB-2015. В обсуждении участвовали представители регуляторов, государственных компаний, крупных игроков российского медиа-рынка и профессиональных организаций. В июле прошлого года был принят закон, согласно которому телеканалы, входящие в платные телепакеты и не имеющие эфирного вещания, не имеют права транслировать рекламу. Закон вступил в действие с 1 января 2015 года. Поможет ли рынку Поправка, разрешающая рекламу при наличии 75% российского контента? Даст ли она толчок к развитию производства качественного отечественного контента? Эти вопросы обсуждали на Круглом столе.Генеральный директор компании «Первый ТВЧ» Николай Орлов заявил, что законодательство, то есть правила игры на рынке, меняются слишком часто и кардинально. Подобная ситуация делает практически невозможным перспективное планирование на сроки, приемлемые для инвестирования. В таких условиях инвесторы опасаются потерять свои деньги из-за резко и быстро изменившихся правил игры, следовательно, медиа-проекты теряют для них свою привлекательность. При отсутствии инвестиций создавать те самые необходимые 75 процентов будет не на что. Ольга Паскина, старший вице-президент и генеральный директор Discovery Networks в Северо-Восточной Европе, сказала, что изменения в законодательстве снизили значение российского рынка для компании. Если ранее Россия для Дискавери была третьим по значению рынком, то сегодня это место находится гораздо ниже. Ольга считает, что реклама — единственный ресурс, на базе которого можно создавать качественный контент, в том числе и локальный, без рекламы контента не будет. Сейчас производство российского контента стоит дороже, чем закупка иностранного, установленное ограничение инвестиций в 50% еще более затрудняет положение.Компания Виасат попала в ситуацию, аналогичную Дикавери: без рекламы развитие затруднено, реклама без наличия российского контента запрещена. Генеральный директор компании Алексей Кроль считает, что без иностранного контента нормальное существование телерынка невозможно, поскольку российские компании физически не смогут производить столько материала, чтобы заинтересовать массового зрителя. У Виасата есть один телеканал, который транслирует стопроцентно российский материал. Но этот телеканал один, остальные заполнены иностранным контентом. Алексей Холодов, Генеральный директор «Триколор ТВ», сказал, что оператор платного ТВ должен ориентироваться на желания абонента, которому в свою очередь по большому счету все равно, где произведен контент, его интересует только качество конкретной телепрограммы. Также Алексей Холодов добавил, что высокий регуляторный риск снижает инвестиционный потенциал отрасли. Кирилл Лыско, Генеральный директор «Цифрового телевидения», отметил, что производство контента вообще не очень привлекательная область для крупных системных инвесторов. Хотя бы по той причине, что в этой отрасли нет явно выраженных драйверов развития. Инвестор просто-напросто не понимает, откуда и каким образом к нему вернутся его деньги. Этот фактор изменить нельзя, следовательно, можно рассчитывать только на внутренних инвесторов, тех, кто работает непосредственно в отрасли. И деньги для дальнейшего развития контента могут взяться только от абонента. А это значит, что, во-первых, абонент должен платить больше, во-вторых, что производитель контента кровно заинтересован в том, чтобы у оператора дела шли хорошо.Другие представители иностранных телеканалов в России тоже полагают, что телеканалам в ближайшем будущем будет очень тяжело. Во-первых, на рынке нет достаточного количества денег для создания контента, во-вторых, невозможно прогнозировать развитие даже на 3-5 лет, в-третьих, сама отрасль платного телевидения будет уменьшаться. Инвесторы будут давать деньги только под те проекты, которые смогут вернуть средства через полгода. Произойдет сегментация рынка, телеканалы будут поставлены в крайне жёсткие условия, и большое их количество уйдет с российского рынка.Сергей Плотников, генеральный директор Sony Pictures Television в России, привел пример развития телекоммуникационного рынка Восточной Европы, наблюдавшийся при схожих обстоятельствах в прошлом: «В ситуации консолидации рынка, отсутствия дополнительного финансирования бизнеса и экономического кризиса в странах Восточной Европы в свое время до 50% телеканалов, в том числе зарубежных, прекратили свое вещание».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий