У российских онлайн-кинотеатров также есть практика одновременных «день в день» с кинотеатральными сетями кинопремьер, но это скорее единичные случаи, комментирует директор по контенту ivi Софья Квашилава. По ее словам, такая практика конфликтует с интересами традиционных кинотеатров. «Более распространенная практика - открытие прав в «хвосте» кинопроката (формально это одновременно, но по факту это последняя неделя кинопроката, когда интерес к фильму в кинотеатре снижается)», — поясняет Квашилава.
Генеральный директор онлайн-кинотеатра MEGOGO в России Виктор Чеканов сообщил «Теле-Спутнику», что у MEGOGO было несколько проектов, когда цифровой релиз выходил следом за кинотеатральным или в один период: «В России — это был «Духless 2» (на пятую неделю проката), фильм «Разрушение» (третья неделя проката) и не так давно «Полный расколбас» в Украине —вышел на вторую неделю релиза в кино». По словам Чеканова, в настоящее время «цифровое окно» в РФ в среднем составляет от одного до четырех месяцев в зависимости от условий контракта с правообладателем, что чаще всего связано с их планами продаж как в «цифре», так и оффлайне.
Российские онлайн-кинотеатры не раскрывают суммы платежей правообладателям. По данным открытых источников, при рекламной модели монетизации контента отчисления правообладателю составляют 40-50% от суммы сборов, а порядок гарантийных платежей зарубежным дисторибьюторам может достигать сотен тысяч долларов. При платном прокате фильма в онлайн-кинотеатре правообладатель может получать до половины сборов, что примерно соответствует отчислениям оффлайн-кинотеатров.
Директор по контенту ivi поясняет, что размер платежей зависит от сроков показа относительно оффлайн-проката: «Есть понятие «раннего окна» для онлайн-кинотеатра. Это как раз в хвосте кинопроката или через три недели от старта кинопроката. Такое окно обычно стоит дороже — в зависимости от релиза на 20-35% от стоимости обычного «окна». Она добавляет, что существует нераспространенная практика, когда «окно» открывают раньше стандартного срока, прописанного в договоре, без увеличения платежей.
Гендиректор MEGOGO в России отмечает сокращение «цифровых окон» за последние три-четыре года. По его мнению, практика одновременных релизов (оффлайн+онлайн) напрямую влияет на борьбу с пиратством: «Во-первых, она прививает «цифровую» грамотность пользователям, где именно можно посмотреть онлайн. Во-вторых, чем раньше фильм появляется на площадках легальных видеосервисов, тем меньше шансов у пиратов получить свою аудиторию по одному и тому же тайтлу».
Со своей стороны, Софья Квашилава высказывает мнение, что в будущем у онлайн-кинотеатров РФ сложится практика одновременных с оффлайном кинопремьер, но «пока в рамках текущего состояния рынка потенциальные потери кинотеатров не могут быть компенсированы теми минимальными гарантиями, которые могут позволить себе онлайн-кинотеатры».
По данным газеты «Ведомости» по состоянию на середину 2016 года, большая часть российских онлайн-кинотеатров оставались операционно убыточным бизнесом, несмотря на общий рост рынка. Согласно прогнозу агентства Telecom Daily, к концу 2016 года выручка онлайн-видеосервисов в РФ должна была вырасти до 7,4 млрд рублей с 6,3 млрд рублей годом ранее.
______________
Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram и каждое утро получайте подборку главных новостей телевизионной отрасли. Перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.