Поиск ответа на этот вопрос стал центральной темой круглого стола, проведенного 4 августа 2016 года Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР) совместно с ассоциацией «Ростелесеть». Участниками его стали операторы связи и кабельного телевидения, системные интеграторы и эксперты отрасли.
Антитеррористический пакет поправок в целый ряд законов, внесенный в Госдуму депутатом Ириной Яровой, вызвал бурную реакцию отрасли телекоммуникаций и участников российского интернет-рынка. Данный пакет поправок грозит не только повышением цен на услуги связи и уходом с российского рынка большого количество игроков, но и деградацией всей отрасли в целом.
Реализация «пакета Яровой» одинаково ударит и по крупным, и по мелким операторам – с этого положения и начали представители АКТР проведение круглого стола в конференц-зале московского отеля «Марриотт Ройал Аврора».
В роли ведущих круглого стола выступили: президент АКТР Юрий Припачкин, президент Ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко, член рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительстве РФ Ирина Левова, генеральный директор ОАО «Уфанет» Искандар Бахтияров и Михаил Медриш («Фонд поддержки Интернет»).
Перед началом обсуждения Олег Грищенко (Ассоциация «Ростелесеть») сделал интересную презентацию. Хоть по мнению автора эта презентация далека от реальной жизни, причем зачастую в худшую сторону, все же она позволяет в цифрах и фактах обратить внимание на те вопросы, которые встанут перед операторами, вынужденными хранить подобного рода информацию. Для анализа последствий принятия закона, Ассоциация провела исследование 27 операторов связи (работающих в 76 городах России), с суммарной абонентской базой 1 млн 324 тысяч человек.
И в процессе презентации и после нее у собравшихся в зале возникало немало вопросов. Наиболее острые и интересные из них - ниже. А подробный отчет читайте на страницах сентябрьского номера журнала «Теле-Спутник».
Главное, что по мнению АКТР мы должны принять, это факт подписания закона. Бороться с этим фактом, это Сизифов труд, который кроме изнеможения вряд ли даст что-то еще. Именно поэтому члены ассоциации предлагают сосредоточиться на том, что необходимо сделать, чтобы жить с этим законом стало возможно.
Чтобы понять уровень затрат, коллеги из АКТР привели затраты операторов на внедрение СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий). СОРМ предназначен для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 г.).
Опираясь на проведенные исследования, Олег Грищенко спрогнозировал, что затраты на хранение данных будут в 4 раза превышать нынешнюю выручку операторов.
Но ведь где-то должен существовать и сам расчет затрат на ту самую антитеррористическую деятельность, осуществляемую разными способами? Понятно, что и средства на проведение этой антитеррористической деятельности нужны. Пока же получилось, что операторы доставки данных в нашей стране приравнены к управлению по борьбе с преступностью. А выдвинутый депутатами закон, не проанализированный заранее Минкомсвязи (т.к. в случае с так называемым «депутатским» законом этого и не требуется), не содержит единой концепции его выполнения. Но если решение по хранению трафика не будет единым общероссийским стандартом и каждый оператор будет осуществлять его на свое усмотрение, то польза от выполнения этого закона будет минимальной.
Чем чреват этот закон для операторов платного телевидения? В первую очередь, он несет дополнительные издержки тем кабельным операторам, кто уже стал оператором triple-play, т.е. помимо услуг доставки ТВ сигнала стали оказывать еще и услуги доступа к интернету и телефонии. Выбрав правильный путь и вложив деньги в перестройку сети, такой оператор «попадает» на дополнительные затраты для исполнения закона. Не лучше представляется жизнь и у операторов, внедривших услугу ОТТ, т.е. передачу видео поверх сети интернет. Отметим, что большинство ОТТ-сервисов предполагают оказание unicast сервисов. Таким образом им придется многократно хранить один и тот же тяжелый видеоряд, просмотренный каждым абонентом с их сервиса. Это фактически может поставить крест и на развитии ОТТ-сервисов.
В ходе обсуждения от представителей отрасли прозвучали вполне разумные предложения:
1. Довести до лиц, принимающих решения, что реализация этого закона в состоянии «как есть» финансово невозможна для большинства компаний. (Под большинством мы понимаем количество компаний, а не их абонентскую базу.)
2. Сделать предложение по выявлению «заинтересантов» выполнения данного закона и передавать весь необходимый трафик им на хранение и обработку (то есть за их счет).
3. Проверить возможность выполнения и эффективность данного закона в наиболее криминогенных регионах страны, и в случае успешного выполнения такого «пилотного» проекта принимать решение о сроках реализации данного закона во всей России.
Результатом круглого стола стало решение о создании при АКТР инициативной группы, члены которой до конца августа составят пояснительную записку, в где обозначат консолидированную позицию телеком-отрасли по поводу антитеррористических законодательных поправок депутата Ирины Яровой. В сентябре АКТР и «Ростелесеть» направят документ в администрацию президента, Минкомсвязи, Минпромторг, Минэкономразвития, в ФАС, а также в Госдуму. Этими действиями ассоциации надеются привлечь внимание к особенностям применения закона, а также способствовать внесению изменений в «пакет Яровой».