img01 октября 2016 в 00:00

Современное телевидение. Все на автомате

Давно канули в Лету те времена, когда телевизионный эфир зависел исключительно от внимательности и дисциплинированности выпускающих режиссеров. Наверное, сегодня только «аксакалы» эфирных аппаратных помнят, как им приходилось, пользуясь excel’ем, вручную «вбивать» плей-листы, постоянно нажимать нужные кнопки и только успевать менять кассеты в видеомагнитофонах. На смену этому «хэнд-мэйду» пришла автоматика.

Давно канули в Лету те времена, когда телевизионный эфир зависел исключительно от внимательности и дисциплинированности выпускающих режиссеров. Наверное, сегодня только «аксакалы» эфирных аппаратных помнят, как им приходилось, пользуясь excel’ем, вручную «вбивать» плей-листы, постоянно нажимать нужные кнопки и только успевать менять кассеты в видеомагнитофонах. На смену этому «хэнд-мэйду» пришла автоматика.
На Западе это произошло чуть раньше, у нас — чуть позже. У них этот процесс стал закономерным следствием технического прогресса. В нашей же стране к этому естественному фактору добавилась дополнительная мотивация в виде Постановления Правительства № 985 от 3 декабря

2009 года и принятой вслед за ним Федеральной целевой программы «Развитие телевещания в Российской Федерации на 2009—2018 годы», направленные на скорейший переход с аналогового вещания на «цифру».

В Федеральной программе по этому поводу отмечено: «Построение и эксплуатация современной сети цифрового эфирного телерадиовещания, охватывающей всю территорию Российской Федерации, требуют существенной реорганизации процессов поддержки операционной деятельности по эксплуатации сети, принципиально новых подходов к обеспечению надежности и защищенности инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания, повышения эффективности и централизации управления. Выполнение указанных требований возможно только посредством разработки и внедрения автоматизированной системы управления и контроля, охватывающей все объекты инфраструктуры сети цифрового эфирного телерадиовещания».

Рассмотрим наиболее популярные в России системы управления цифровым телевещанием.

BroadView

Одним из пионеров в деле автоматизации вещания на российском телевизионном рынке стал программный продукт BroadView, разработанный специалистами канадской фирмы BroadView Software. До прихода в Россию (а для этого канадцам понадобилось почти 20 лет) ее клиентами стали: Public Broadcasting Service (а это около 40 телевизионных каналов и более 200 радиостанций США), американский холдинг Entravision Communications Corporation (почти сотня теле- и радиостанций), канадский Rogers Television (около 140 станций), а также еще несколько десятков телерадиовещателей в Европе, Азии, Австралии и Латинской Америке.

Когда этот комплекс программного обеспечения окончательно приглянулся отечественным телевизионщикам (прежде всего ВГТРК), в Москве была создана «дочка» компании — BroadView Russia. Произошло это в 2005 году, почти через 20 лет после выхода первого ПО BroadView на мировой телевизионный рынок. За 11 лет клиентов у компании в России заметно прибавилось. На сегодняшний день это такие каналы, как: CTC, «Домашний», Муз-ТВ, «Амедиа» (4 канала), «Ленинградское областное телевидение» (47-й канал), «Перец», «Шансон ТВ», телеканал «Ю», Europa Plus TV, «Кто есть кто», LOVE, MusicBox (3 канала) и, конечно же, «Цифровое Телевидение» ВГТРК (13 каналов). Всего же в настоящее время предпочтение программному продукту BroadView отдают более тысячи телерадиокомпаний во всем мире.

1_2016_000098.jpg

Если говорить о самом комплексе программного обеспечения, то можно отметить, что в него внедрено множество полезных модулей, а разработчики постарались сделать систему максимально простой и доступной. Как человек, более пяти лет проработавший именно с этой системой, со всей ответственностью могу заявить, что это у них вполне получилось. Ее интерфейс настолько прост, что обучиться работать с BroadView может любой, кто владеет навыками работы с Word и Exсel, буквально за несколько часов. Правда, для этого без опытного инструктора не обойтись…

Так какие же задачи выполняет система?

Во-первых, это перспективное и оперативное планирование эфира с высокой точностью. Причем существует возможность создания нескольких вариантов программной сетки.

Во-вторых, она управляет контентом. Например, всегда можно быть в курсе, не закончились ли права на него и когда необходимо внести оплату за их пролонгацию. В рамках этой опции система даже оформляет отчетность для РАО и ФАС.

В-третьих, комплекс автоматически планирует вставки рекламы, анонсов, «межпрограммок» и т.д.

В-четвертых, управляет архивом — отслеживает носители (файлы, кассеты, диски). Кроме того, BroadView осуществляет должное оформление эфира (плашки, логотипы, возрастные категории и т.д.).

Помимо этого, система в состоянии автоматически размещать рекламные ролики, исходя из условий заключенных на их прокат контрактов. Также BroadView осуществляет контроль прошедшего эфира.

Уже упомянутая модульная структура продукта удобна для пользователя тем, что позволяет ему приобретать лишь необходимые для каждого конкретного телеканала части. Таким образом, от каких-то функций можно отказаться, не приобретая лишнее «железо», то есть реальная экономия времени и средств налицо. Несомненным плюсом является и возможность одновременного управления любым количеством телеканалов одного холдинга. BroadView без проблем интегрируется со многими популярными системами, например с такими, как 1С, SkyLark, Cinegy, Vectorbox, Forward, DIP. Стоит отметить еще один немаловажный фактор — комплекс не ограничивает мест лицензионными соглашениями количество рабочих. Таким образом, телеканал может сколь угодно расширяться без затрат на различные «допсоглашения». Конечно, спектр возможностей BroadView гораздо шире, чем перечисленные. К тому же разработчики системы постоянно обновляют ее и дополняют новыми функциями. Но в данном случае приведены те из них, которые могут дать общие представления о продукте.

ViPlanner

Многопрофильная автоматизированная система управления телевещанием ViPlanner по своему функционалу во многом схожа с системой BroadView. Только в отличие от канадской разработки BroadView, создана она отечественными специалистами. ViPlanner — детище российского сегмента группы Vi (в прошлом: «Видео Интернешнл»), основанной в 1987 году и начинавшей свою деятельность исключительно как оператор медиарекламного рынка. Им она является и сейчас, став лидером на этом рынке в России, странах СНГ и Восточной Европы. Интерес же к разработке IT-продукта пришел к Vi только во второй половине 2000-х.

Программа ViPlanner, как и ее канадский аналог и предшественник, предлагает своим пользователям такие возможности, как:

  • - оперативное и перспективное медиапланирование;
  • - одновременная подготовка нескольких вариантов сетки вещания;
  • - быстрая обработка больших объемов информации;
  • - полная автоматизация большинства операций, которые раньше выполнялись вручную; 
  • - информационная связь и координация различных подразделений телеканала;
  • - предоставление информации о правах на трансляцию;
  • - импорт данных на сайт телеканала;
  • - внесение, дополнение и изменение информации о видеоконтенте;
  • - интеграция с «родственными» системами и практически любыми информационными платформами;
  • - создание и оформление видеоархива телеканала;
  • - автоматическое размещение рекламы, промо-роликов, заставок и т.д.

Система основана на модульном принципе, когда каждый модуль автоматизирует только один определенный этап общего процесса. Так же, как и при использовании BroadView, пользователь может выбрать только те сегменты, которые ему действительно необходимы.

Иными словами, ViPlanner является полноценной и весьма «продвинутой» автоматизированной системой планирования и подготовки телевизионного эфира, способной на равных конкурировать с аналогами, представленными на мировом рынке телевизионных IT-технологий.

ViPlanner пользуется такой же популярностью в нашей стране, как и BroadView. Контракты на ее использование и обслуживание заключили крупнейшие российские медиахолдинги, среди которых «Первый канал», «Национальная Медиа Группа», «Русская Медиа Группа», группа компаний «Проф­Медиа», а также целый ряд региональных телекомпаний.

Avid iNEWS

Компьютерную систему iNEWS совершенно справедливо называют «сердцем телевизионного новостного производственного комплекса (ньюсрума)».

Сегодня функции ньюсрума намного шире, чем это было буквально несколько лет назад. Новостные компьютерные системы, которые еще совсем недавно являлись основанными на текстовых технологиях системами монтажа, превратились в мультимедийные электронные комплексы обработки и выдачи в эфир информации, обеспечивающие самое полное управление контентом. Плюс, они обладают широчайшим инструментарием для его трансляции, при этом речь идет не только о телевизионной и радиотрансляции, но и о передаче контента на различные интерактивные платформы. Технологии подготовки новостей настолько ушли вперед, что можно смело утверждать, что работа сегодняшних теле- и радиожурналистов, если не кардинально, то весьма существенно отличается от того, чем и как они занимались еще совсем недавно. Навсегда исчезло разделение производства новостей на текстовое и кассетное. Современные системы позволяют одновременное производство и выдачу в эфир как видеоматериалов, так и текстовых сообщений. И этому способствовало активное продвижение на мировом телевизионном рынке и внедрение в производственный процесс телерадиокомпаний таких систем, как iNEWS.

1_2016_000097.jpg

Так что же она собой представляет?

Прежде всего отметим, что эта система на сегодняшний день является одной из самых «продвинутых» среди предназначенных для профессиональных журналистов. Являясь единой и полностью скоординированной системой, Avid iNEWS обеспечивает работу с текстами, оперативную связь с телекомпаниями или агентствами и получение от них необходимой информации, публикацию материалов в сети Интернет. Также предусмотрена возможность мгновенного подключения пользователя к любому коллеге из команды, для того чтобы, например, просмотреть весь контент, в контексте которого готовится сюжет. Безусловным преимуществом системы является возможность ее полного интегрирования в общий производственный телевизионный комплекс. А возможность внесения корректировок заданных действий даже в момент выдачи подготовленного материала в эфир — вообще бесценный подарок журналистам и выпускающим режиссерам! Посредством интерфейса iNEWS Web Client система обеспечивает одновременную двухстороннюю связь практически неограниченного числа журналистов, находящихся в любых точках мира, с базовым комплексом и между собой.

Итак, как же происходит подготовка новостного видеосюжета при использовании системы iNEWS?

Журналистские рабочие места оборудованы инструментарием Avid iNEWS Instinct, который позволяет в одном интерфейсе написать текст для новостного сюжета, выбрать необходимые видеоматериалы (в том числе и из архива, расположенного на сервере Avid Unity), смонтировать их и через микрофон записать закадровый текст. Все эти действия журналист может проводить в любой последовательности — сначала написать текст, а потом подогнать под него «картинку» или наоборот. При этом баланс фонового звука и закадрового текста устанавливается автоматически. Сам процесс подготовки материала настолько удобен и прост, что специальная подготовка для этого практически не требуется, — любой журналист в состоянии чисто интуитивно сообразить, как пользоваться системой. В результате значительно выросла скорость подготовки новостных сюжетов и выдачи их в эфир, соответственно значительно увеличилась производительность труда.

Стоит отметить, что при использовании такой системы усложненная обработка видеоматериалов не производится — все уже давно пришли к выводу, что сюжеты в новостях не являются художественными произведениями и предназначены прежде всего для донесения информации до телезрителя. И не более того… Если же все-таки возникает необходимость в создании более сложных видеоматериалов, то для этого используются монтажные станции Avid NewsCutter с более широкими и углубленными возможностями обработки видео и аудио.

Система Avid iNEWS, как правило, используется только новостными телеканалами.

Мы рассмотрели наиболее распространенные автоматизированные системы управления телеэфиром, используемые сегодня крупными российскими телеканалами. Безусловно, автоматизация мирового (да и отечественного) телевещания не ограничивается только ими. Но сейчас они являются теми «тремя китами», на которых стоит российское телевидение.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий