img
img01 декабря 2013 в 16:48

Тенденции развития познавательных каналов

Продолжаем рассматривать тенденции развития познавательных каналов в России. На этот раз в центре внимания телепроекты, посвященные науке, технике, истории и другим интересным вопросам жизни общества. Как и в нише каналов о животных и путешествиях, здесь лидируют российские вещатели. Их больше по сравнению с зарубежными конкурентами, и рейтинги некоторых из них занимают верхние строки таблиц.Редакция благодарит Марию Каменскую, руководителя отдела исследования тематических каналов «TNS Россия», за предоставление данных измерений познавательных каналов в апреле-июне текущего года.

Продолжаем рассматривать тенденции развития познавательных каналов в России. На этот раз в центре внимания телепроекты, посвященные науке, технике, истории и другим интересным вопросам жизни общества. Как и в нише каналов о животных и путешествиях, здесь лидируют российские вещатели. Их больше по сравнению с зарубежными конкурентами, и рейтинги некоторых из них занимают верхние строки таблиц.Редакция благодарит Марию Каменскую, руководителя отдела исследования тематических каналов «TNS Россия», за предоставление данных измерений познавательных каналов в апреле-июне текущего года.

«Первопроходцы» российского рынка

  Первыми каналами, посвященными науке и истории, стали Discovery Science и Discovery World, начавшие вещание в России в 1999 году, практически одновременно с их мировым запуском. Окончательное формирование программной сетки Discovery Science, посвященного вопросам науки, завершилось в 2003 году, когда в нее были включены новые передачи, а старые усовершенствованы. Перед этим изменилось и название — на Science Channel. Любопытно, что в Европе (в том числе и в России), Австралии и Юго-Восточной Азии название осталось прежним.
Несмотря на изменения в сетке вещания и облике канала в целом, программы Discovery Science не стали отличаться оригинальностью. Большинство шоу можно увидеть на Discovery Channel и других каналах. Среди них «Головоломы», «Разрушители легенд», «Как это работает» и многие другие. Очевидно, что это является причиной среднемесячного охвата аудитории1 всего в 6,5% по сравнению с 30% у Discovery Channel во втором квартале текущего года в категории 4+ по данным «TNS Россия». Ведь зачем нужен платный телеканал, повторяющий содержание другого? Кстати, стоит отметить, что за тот же период среднемесячный охват аудитории российских каналов научной тематики («24 Техно» и «Наука 2.0») составил 13,8% и 13,4% соответственно, что более чем в два раза выше результата «первопроходца».
Discovery World до 2008 года был известен как Discovery Civilization. Его содержание посвящено вопросам истории и развития цивилизации. Набор программ включает в себя исторические и культурологические шоу, реальные истории, расследования и шоу о мистике. Новые название, логотип и программы, полученные в результате ребрендинга в 2007–2008 годах, все же не сделали канал лидером телепросмотра, во всяком случае в России. Среди познавательных каналов во втором квартале этого года он занял предпоследнюю строчку с 6% среднемесячного охвата аудитории, в то время как «365 дней» собрал 8,2%, а Viasat History — 20% в рейтинговой панели «TNS Россия» за тот же период. Это при том, что пока не измерялись рейтинги новых игроков в нише исторического телевидения — канала «История» производства ВГТРК и американского The History Channel. В эфире Discovery World, как и у Discovery Science, многие программы тоже знакомы по сетке вещания Discovery Channel. Среди них те же «Разрушители легенд», а также «В мире машин», «Смертельный улов» и другие. Несколько оригинальных шоу вроде «Час рэпа», «Криминалисты», «Монархия», похоже, не спасают положения дел.
В мае 2004 года начал вещание в России телеканал Viasat History. В его эфире представлены документальные фильмы, повествующие об истории науки и техники, спорта, музыки, военного и коммерческого дела, а также биографические портреты ярких исторических личностей. В сетке вещания преобладают документальные фильмы таких известных дистрибьюторов, как BBC и Cannel 4. Довольно активная и широкая дистрибуция в сочетании с преимущественно оригинальным контентом позволяет ему держаться в верхних строчках рейтингов среди познавательных каналов. Среднемесячный охват телезрителей в апреле-июне текущего года составил 20%.

Время уникальных  отечественных каналов 


С 2005 года начинается период стартов российских телепроектов в рассматриваемом нами сегменте познавательного телевидения. Телекомпания «Стрим» запустила несколько новых проектов собственного производства. Одним из них стал телеканал «Здоровое ТВ». Это первый и пока единственный в России телепроект, полностью посвященный вопросам здоровья и здорового образа жизни. Если, конечно, не считать опыта компании «Рикор» по запуску в 2001 году интерактивного канала для врачей «Гиппократ», значительно опередившего потребность рынка в подобном проекте.
В отличие от своего очень уж специализированного предшественника, «Здоровое ТВ» — проект, понятный широкому зрителю. В результате его рейтинг можно считать сравнительно высоким — канал занимает 12‑ю строчку из 34 измеряемых «TNS Россия» познавательных телеканалов.
Через год, в 2006‑м, стартовал еще один российский познавательный канал. Им стал один из первых телепроектов медиахолдинга «Ред Медиа» — «365 дней ТВ». Это телеканал о мировой истории и роли России в истории человечества. Его отличает обилие оригинальных программ собственного производства. Продолжительность премьерного блока — 4 часа в сутки. К недостаткам можно отнести преобладание статичной «картинки» в эфире: «говорящие головы» в студии, текстовые заставки… И в результате — отставание в рейтинге от основных конкурентов в своем сегменте с 8,2%-ным среднемесячным охватом аудитории во втором квартале этого года.
Еще через год стартовал телеканал «Кто есть кто», основанный телепродюсером Владимиром Ананичем. Этот проект еще называют русским аналогом канала The Biography Channel, недоступного в России. Программная сетка представляет собой подборку фильмов и сюжетов о жизни значимых исторических персонажей. Название, концепция и эфирная сетка канала полностью соответствуют друг другу. Соотношение объема и качества зарубежного и отечественного материала достаточно сбалансировано. Ведутся съемки документальных фильмов собственного производства. Их героями стали Петр Чайковский и генерал Власов, Федор Достоевский и руководитель советского телевидения Энвер Мамедов, советский генетик Иосиф Рапопорт и звезда эстрады 30–50‑х годов Петр Лещенко… И хотя канал не входит в измерительную панель, можно предполагать, что оригинальный контент и занимаемый уникальный нишевый сегмент делают его привлекательным для телезрителей, интересующихся ролью личности в истории цивилизации.
Еще одним отечественным проектом 2007 года стал канал Ocean TV, также с уникальной тематической концепцией. Его содержание посвящено Мировому океану и истории отношений человека и моря. В эфире преобладает контент собственного производства: телешоу, документальные фильмы, образовательные и спортивные программы. Здесь можно посмотреть соревнования по кайтбордингу, виндсерфингу, кайтсерфингу, фридайвингу, яхтингу, дайвингу. В 2010 году, в период активного интереса вещателей к экспериментам в области 3D-вещания на канале была проведена тестовая трансляция 10‑минутного фрагмента телепрограммы в стереоформате.

Однако несмотря на увеличение относительно прошлого года объема аудитории, ежемесячно смотрящей программы Ocean TV, во втором квартале этого года телеканал занял только 24‑ю строчку рейтинга «TNS Россия» среди 34 познавательных каналов измерительной панели с показателем 7,2% в категории 4+. Это говорит о том, что уникальность контента совершенно не гарантирует высоких рейтингов у телезрителей.
Тот же вещатель, что и у канала Ocean TV, запустил в 2009 году телеканал Galaxy. Он до сих пор остается единственным проектом, полностью посвященным космосу и авиации, истории развития воздухоплавания, астронавтики и загадкам Вселенной. Здесь можно увидеть фильмы о вторжении инопланетян, необъяснимых явлениях и неопознанных летающих объектах с древних времен и до наших дней. Но, сосредоточившись на продвижении Ocean TV, руководство телекомпании прикладывает недостаточно сил для популяризации Galaxy.

Непредсказуемые проекты 

Телеканал ID Investigation Discovery, стартовавший в России весной 2009 года, посвящен реальным уголовным расследованиям разных преступлений. Также в эфире этого телеканала всегда можно посмотреть многочисленные документальные фильмы и сериалы о паранормальных явлениях и загадках медицины. Главными героями программ являются сотрудники службы спасения, судмедэксперты, полицейские, следователи и просто случайные свидетели преступлений.
Но, вероятно, тема «преступления и наказания» в России воспринимается аудиторией несколько иначе, чем в Северной Америке и Европе. Здесь зачастую нарушение закона воспринимается в контексте протеста личности, что в большинстве случаев вызывает если не сочувствие, то как минимум снисходительное отношение к нарушителю. Видимо, поэтому у ID Investigation 31‑е место из 34 в рейтинге «TNS Россия» среди познавательных каналов в апреле-июне этого года.
В 2009 году телекомпания «Стрим» запустила новый канал «Психология21». Содержание соответствует названию и освещает психологию в XXI веке. Программная сетка состоит из авторских и приобретенных программ, посвященных теме духовного и личностного развития. Главная программа канала — «Мудрость идиота, или энциклопедия ошибок Эдуарда Сагалаева». Это беседы автора и ведущего о вечных ценностях, о смерти, любви и страхе, о путях и целях с представителями интеллектуальной и духовной элиты страны. Для канала с такой специфической узкой тематикой у него неплохой рейтинг. По итогам второго квартала текущего года он занял 22‑е место из 34 познавательных телеканалов. Канал в профессиональной среде называют «сагалаевским», указывая на то, что его художественным руководителем и идейным вдохновителем является Эдуард Сагалаев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей. Такая зависимость проекта от одной персоны делает его будущее слабо предсказуемым.
С 2009 года французский телеканал Encyclo представляет в России компания «Плеадес ТВ». А впервые на российских просторах он появился в 2002‑м под представительством компании Universal Communications. В эфире этого познавательного канала для семейного просмотра рассказывается о важнейших мировых открытиях, законах природы и мироздания, выдающихся людях, которые внесли вклад в развитие мировой науки, культуры, истории.
Язык вещания до сих пор только французский. Еженедельно в эфир выходит 14 часов премьерного контента. Для сравнения, на российском телеканале «365 дней ТВ» премьерный показ в течение недели составляет 28 часов. Данные по аудитории Encyclo в России отсутствуют.
Созданный в 2009 году в компании «Эра» телеканал HD Media 3D начал вещание со спутника «Ямал 402» (54° в. д.) только в этом году в стереофоническом формате. До этого сигнал доставлялся с собственной интернет-платформы. Содержание канала разбито на три основные тематики: «Перпетуум Мобиле» о достижениях в области транспорта от колеса до космических и глубоководных аппаратов, «Мир Эстетики» об индустрии красоты, SPA, эстетической медицине, косметологии и «Терра Инкогнита» о тайнах нашей планеты и человека. Трансляции не кодируются.
Это как раз тот случай, когда трудно дать оценку телепроекту и попытаться предсказать его будущее. Руководитель компании «Эра» Герасим Гадиян, чьим детищем является HD Media 3D, известен своими интересными экспериментами в области технологии вещания. Как и в случае с руководителем компании «Рикор» Георгием Маргаряном, его разработки часто опережают потребности рынка. Поэтому в целом хороший телеканал видится неким приложением для нужд тестирования технических новинок. С другой стороны, один из медийных проектов «Рикор ТВ» — женский канал ТДК — выжил и до сих пор успешно вещает. Так что нельзя исключать возможность долголетия и для телепроекта «Эры».

Завышенные ожидания 

Летом 2010 года начал вещание телеканал «Открытый мир» производства телекомпании «Прайм Синема», производителя документальных фильмов. Он посвящен туризму, путешествиям и здоровому образу жизни. Проект был поддержан главой Минспорттуризма Виталием Мутко, который на церемонии открытия заявил, что канал будет продвигать туристические возможности России и пропагандировать здоровый образ жизни. По его мнению, канал будет способствовать развитию туризма в стране.
В сетке вещания представлены предложения туристических операторов, транспортных компаний, отелей, экскурсионных бюро, курортных здравниц и спортивных центров. Интересен цикл программ «Мастер-класс» собственного производства, он знакомит зрителей с различными видами спорта. Герои выпусков — известные личности — под руководством инструктора осваивают горные лыжи, выходят на лед, играют в пейнтбол и теннис, совершают умопомрачительные трюки на скейтборде, учатся игре в керлинг.
Однако для познавательного канала в эфире «Открытого мира» довольно много сериалов. И это значительно снижает его ценность для заявленной тематической ниши. Хотя, наверное, по этому поводу можно не беспокоиться, ведь поддержка чиновника высокого ранга в России дорогого стоит и компенсирует «отдельные недочеты».
«Оружие» стал первым в стране каналом, посвященным теме вооружений. Это второй телепроект команды канала «Феникс+Кино». В эфире представлены все виды вооружения, история оружия, оружие как составная часть мировой культуры. Вещающий с 2010 года канал демонстрирует пример стабильности в части контентной политики. Никакой идеологии — только тематические документальные фильмы и шоу. Для сравнения, на канале ОСТ ТВ, также посвященном теме вооружений, основной задачей объявили «патриотическое воспитание молодежи, формирование позитивного отношения к вооруженным силам и органам государственной власти». Его идеологическое содержание разошлось с названием «Оружие. Спорт. Техника». В итоге прекратил работу сайт телеканала, последняя новость на его странице в «Фейсбуке» датируется январем этого года, а теперь и сам канал прекратил вещание. Производил его медиахолдинг «АНТмедиа», владелец еще одного «почившего» ныне телеканала «ProДеньги».
Наиболее громким событием 2011 года стал запуск телеканала «Наука 2.0» производства ВГТРК. Этот проект посвящен, как видно из названия, вопросам науки и инноваций. Значительную часть эфира составляют программы собственного производства, часть контента закупается за рубежом, используются материалы архивов ВГТРК.
Ожидания от нового проекта крупнейшего государственного медиахолдинга были довольно высокими. Можно было предполагать результаты, сопоставимые с успехом канала «Моя Планета», занимающего первое место рейтинговой панели «TNS Россия» и опережающего «ветеранов» познавательной телевизионной ниши — Discovery Channel и National Geographic Channel. «Наука 2.0», конечно, значительно опережает сопоставимый по содержанию Discovery Science, набрав в апреле-июне этого года 13,4% по среднесуточному охвату аудитории в категории 4+. Но его опередил (хоть и незначительно — всего на 0,4%) другой российский телеканал, «24 Техно». Они занимают 9‑е и 10‑е места рейтинговой панели «TNS Россия» среди всех познавательных каналов. Впрочем, эти показатели демонстрируют не качество телепроектов, которое находится на довольно высоком уровне, а, скорее, востребованность научно-технической тематики зрителями. В первую десятку рейтинга входят каналы о путешествиях, приключениях, истории, природе, загородной жизни и… специфический женский канал «Мать и дитя»

.

Лидер тематического сегмента 

Телеканал о технике, технологиях и научных экспериментах «24 Техно» стартовал в 2007 году и сегодня является лидером в своем тематическом сегменте (наука и техника). Он был запущен телекомпанией «АртМедиа Групп». В октябре 2011 года было анонсировано объединение медийных активов оператора «Национальные кабельные сети» (дочерние компании «Новый выбор» и «АртМедиа Групп») на базе единой компании «НКС Медиа».
В 2013 году стартовало несколько проектов собственного производства. Среди них цикл документальных передач «Неизвестная наука» о последних разработках главных исследовательских центров и отдельных ученых. Практический срез научных изобретений представлен в программе «Технофрики», в которой их жизнеспособность наряду со специалистами испытают рядовые потребители.
«24 Техно» позиционируется как российский аналог Discovery Science. Некоторые документальные телепроекты в его эфире приобретены у Discovery Communications. В сетке вещания есть британская программа Top Gear производства BBC, транслирующаяся чуть ли не на всех российских каналах, в том числе и эфирных, а также не первой свежести сериал Star Trek. Тем не менее во втором квартале этого года, по данным «TNS Россия», рейтинг отечественного вещателя более чем в два раза превысил показатели зарубежного аналога.

Вынужденная и добровольная  несравнимость 

«24 Док» — российский телеканал мирового актуального документального кино. Основан в 2005 году. В 2011‑м состоялся его перезапуск. Он входит в пакет активов «НКС-Медиа». Основу программной сетки составляют шесть постоянных тематических линеек: «Россия Doc» (авторское и фестивальное кино российских документалистов), «Арт Doc» (современное искусство, видео-арт и фотография), «Эко Doc» (экология жизни, медицина, экостроительство), «Ино Doc» (иностранные документалисты о России), «Люди Doc» (человеческие истории и портреты), «Полит Doc» (самые острые политические и экономические события в мире).
Это довольно уникальный для российского рынка телепроект, сравнить который практически не с чем. Поэтому невозможно определить, лучший он или «так себе». Рейтинговый показатель 9,9% среднемесячного охвата аудитории и 16‑е место среди всех познавательных каналов в панели «TNS Россия» за апрель-июнь этого года — возможно, результат интереса зрителей к документальной тематике.
Телеканал «Нано ТВ», стартовавший весной 2011 года, посвящен нанотехнологиям и инновациям в современной науке. В эфире российские и зарубежные документальные фильмы, а также научно-популярные проекты производства BBC и цикл научных программ собственного производства. В сутки транслируется 2 часа премьерного контента. Успешен ли канал? Сказать трудно. Ведь он не входит в измерительную панель «TNS Россия». Но, судя по результатам других каналов с научной тематикой, рейтинг в панели всех познавательных каналов не должен подняться выше второго десятка.

Ниша расширяется 

В этом году в нише познавательного телевидения в России стартовало пять новых телепроектов. И все — весной. Еще в феврале на выставке CSTB‑2013 были заявлены телеканалы The History Channel и Museum HD.
Известный американский исторический канал The History Channel вывела на российский рынок дистрибьюторская компания MBG. Производится он компанией AETN UK, совместным предприятием AETN Networks и BSkyB.
В его сетке вещания — документальные сериалы о наших современниках, основанные на реальных событиях, и специальные программы, посвященные наиболее значимым артефактам древней и новейшей истории. Телекомпания принимает участие в съемках высокобюджетных исторических сериалов. В этом году успешно прошел показ первого сезона сериала «Викинги», и ожидается его продолжение в следующем году.
Но подобного контента, на взгляд обывателя, на канале катастрофически мало. Львиную долю сетки вещания занимают шоу об аукционах, такие как «Хватай, не глядя», «Звезды ломбарда» и другие. К тематике исторического канала это имеет очень условное отношение. И тем более непонятно включение в программу передач таких шоу, характерных для Discovery Channel, как «Сверхлюди», «Ледовый путь дальнобойщиков», «Мужчины в горах» или «Американские лесорубы».
Другой дистрибьютор, компания Thema Rus, представил на выставке CSTB телеканал Museum HD. С апреля началось его дублирование на русский язык. Эфир сформирован из двадцатиминутных программ и посвящен шедеврам изобразительного искусства. Благодаря HD-качеству зритель сможет рассмотреть мельчайшие детали картин и других произведений искусства в формате виртуального путешествия. Ежемесячно коллекция «телемузея» пополняется четырьмя новыми программами. В число партнеров входят Лондонская национальная галерея, Лувр, музей д’Орсэ и многие другие.
Тематический сегмент канала уникален для российского рынка. Но насколько он окажется востребованным аудиторией? Сравнить, увы, не с чем, а в рейтинговую измерительную панель новые телепроекты пока не вошли.
1 марта на платформе «Континент ТВ» стартовал международный телеканал о парусном спорте, яхтинге, увлечениях, приключениях и просто о жизни на воде и в море — Nautical Channel. Это новое название хорошо известного за рубежом на протяжении последних одиннадцати лет телеканала Yacht&Sail, которое отражает расширение его тематики, — теперь он не только о парусном спорте, но и обо всем, связанном с водой и морем: серфинге, кайтсерфинге, каякинге, дайвинге и просто яхтенном стиле жизни.
Телеканал интернациональный и показывает видеосюжеты со всего мира. Дублируется на русский язык. Российское представительство телекомпании планирует показывать и сюжеты из России, которые будут замещать информацию, менее актуальную для наших соотечественников. Это первый с 2007 года конкурент российскому телепроекту Ocean TV.
В апреле стартовал новый отечественный телеканал «Стрела». В его сетке вещания заявлены программы о путешествиях, светской жизни, доме и саде, науке, технике, автомобилях и рыбалке. Это, конечно, приводит его в нишу познавательного телевидения. Но значительный объем российского и зарубежного кино, сериалы, теленовеллы, мультфильмы, передачи для детей, конкурсы и викторины, как и в случае с «Открытым миром», снижают его ценность в этой нише.
И наконец, в мае ВГТРК запустила новый тематический проект. Им стал телеканал «История». Он дополнил познавательную линейку телекомпании, куда уже входят «Моя Планета» и «Наука 2.0». Надо ожидать, что гарантированное статусом и возможностями государственного медиахолдинга качество программ, большой объем контента собственного производства, межпрограммные форматы и оформление принесут телеканалу достойные рейтинговые показатели, когда он войдет в измерительную панель «TNS Россия».
Запуски этого года демонстрируют высокую динамику развития ниши познавательного телевидения. Вероятно, в ближайшем будущем следует ожидать новых телепроектов, отличающихся большей тематической уникальностью. И, очевидно, это вызовет отток с рынка каналов, содержание которых или дублирует в значительном объеме контент конкурентов, или расходится с основным позиционированием проекта. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий