В то время подготовка менеджеров для телекомпаний нигде не производилась, и это первое место работы стало подлинным университетом в этом направлении. Много пришлось помогать западным телекомпаниям, приезжавшим в нашу страну на съемки, например для проектов CBS «Семь дней в мае», TBS — «Портрет СССР». В те годы популярностью пользовались такие совместные проекты, как обмен программами между отечественными и американскими телеканалами, телемосты и регулярные передачи о России для иностранного ТВ. Разносторонняя помощь в организации съемок позволила Андрею увидеть вблизи всю кухню телевизионного производства, и техническую сторону, и организационную. По его мнению, приезжавшие к нам продюсеры и режиссеры всегда были хорошо подготовленными, изучившими много материалов для понимания страны, в которую они ехали. Прежде всего их интересовала жизнь людей разных профессий и социального положения.
На мой вопрос о том, чем отличалась практика работы наших и зарубежных специалистов-тележурналистов, мой собеседник уверенно ответил, что принципиальной разницы нет, все определяет уровень опыта, таланта и профессионализма.
С 1993 года наш герой приходит в компанию «НТВ» и занимается закупкой телепрограмм и фильмов. Здесь он постепенно переходит из сферы т.н. эфирного ТВ в сферу платного, или неэфирного. В 1996 году, с образованием компании «НТВ-ПЛЮС», приходилось заниматься покупкой программ и для этого оператора спутникового ТВ. С началом цифрового вещания «НТВ-ПЛЮС» начались переговоры о покупке не только отдельных программ, но и целых каналов. На рубеже 2000-2001 годов А. Голованов уже окончательно перешел в сферу неэфирного ТВ, а в компании «НКС» и позднее в «Ростелекоме» ему пришлось заниматься не только закупкой, но и производством контента.
Поэтому разговор наш строился вокруг различных проблем рынка контента для операторов платного ТВ.
Я не мог не поинтересоваться мнением А. Голованова о ситуации с производством российского контента. Он совершенно не согласен с тезисом о кризисе в этой сфере. Если несколько лет назад были основания для пессимистической оценки, то сегодня появились каналы, сформированные на базе российского контента и занимающие свою оригинальную нишу, например «Ностальгия» или каналы производства ВГТРК — «История», «Моя планета», каналы, производимые «НКС Медиа», — «24 Техно», «Мать и дитя», «Парк развлечений». У российских производителей контента пока нет тех доходов, которые получают их зарубежные коллеги, каналы которых ретранслируются во всем мире. Тем не менее появляются новые каналы достаточно высокого качества.
По мнению А. Голованова, невозможно решить проблему отечественного производства контента, только закупая зарубежные программы, адаптируя их и снабжая местным логотипом. Наоборот, западные каналы, помимо русской озвучки, переходят к большей степени локализации, производя часть программ на местном материале, приглашая местных звезд для озвучки или в качестве ведущих и т.д.
Если раньше абонент платного ТВ основное внимание обращал на количество каналов в сети, то сейчас для него все более важным становится качество, поэтому лучше их производить по принципу «меньше, но лучше».
На рынке уже сотни каналов, и надо переходить к повышению их качества. Новые каналы нужны только там, где есть незанятые ниши. На рынок почти не приходят новые западные каналы и очень мало российских. Вот, например, недавно коллеги из ВГТРК реализовали проект, идея которого давно лежала на поверхности: запустили канал российских и советских мультфильмов, который, по нашим данным, получил высокую популярность у зрителей. В будущем зритель может увидеть более мелкое дробление каналов по интересам аудитории. Численность их аудитории будет ограничена, но лояльность зрителей будет выше средней. Не исключено, что со временем часть каналов уйдет с рынка. В прошлом в эфирном ТВ и позже в неэфирном были каналы, возникшие без должного экономического расчета, но производство контента — дорогая игрушка, и в рыночной ситуации такие проекты уже закончились или скоро закончатся. Нельзя посвящать телеканал каждому частному вопросу. Со временем эти болезни роста будут преодолены. Ведомства или частные компании могут инвестировать в собственные телеканалы, но зрителей на всех не хватит.
По мнению А. Голованова, производство контента — очень специфическая деятельность. Покупая канал, трудно точно предугадать, каков будет его успех у аудитории. Так же и с пакетированием: один пакет за большую цену или несколько пакетов подешевле — здесь нигде нет готовых рецептов и четких правил. Разумеется, надо изучать опыт коллег, но очень важны опыт и интуиция, как в кулинарии. В разных странах есть разная кухня и традиции, и ТВ, например, в Англии — и эфирное, и платное — сильно отличается от ТВ в США.
В нашей стране зрители традиционно не привыкли платить за телевидение, и профессионалы рынка платного ТВ с удовольствием отмечают перелом этой тенденции: помимо подписки на пакет телеканалов, активно растет число пользователей услугой «видео по запросу». «Ростелеком», в частности, предлагает различные методы подписки и следит за тем, что более востребовано у абонентов.
В нашей беседе, как и в разговорах последнего времени с другими деятелями сферы платного ТВ, мы затронули историю с так называемыми премиальными каналами. Кто бы ни пытался их производить, создается впечатление, что аудитория пока еще не готова к тому, чтобы платить за эти действительно качественные каналы значительно дороже, чем они платят за базовый пакет. Тем не менее «Ростелеком» вместе с производителями таких каналов проводит различные акции, мероприятия, поднимающие интерес к этим каналам, и опыт последнего времени показывает положительные перемены.
Успех платного ТВ на Западе часто связан с эксклюзивным контентом. Так, при триумфальном успехе BskyB у этого пакета был эксклюзив на показ матчей английской Премьер-лиги по футболу. При этом на эфирном ТВ эти игры почти не показывали.
У нас же все, что идет по премиальным каналам (спорт, кино и пр.), достаточно широко представлено на эфирных каналах. Обычный зритель может увидеть полторы сотни фильмов за неделю, пусть и не таких новых, как на премиальных каналах. Поэтому только большого любителя кино заинтересует подписка на премиальный канал. На сегодняшний день кинопоказ «Ростелекома» состоит как бы из нескольких уровней. В базовые пакеты входят каналы как российского, так и зарубежного кино: ТВ-1000, «ТВ-1000 Русское кино», «Европейское кино», «Наше кино» и.д. В тематический базовый пакет «Кино» входит 17 каналов качественного кино, в том числе эксклюзивный для кабельных сетей канал Paramount. Этот канал — редкий пример эксклюзивного сотрудничества оператора и производителя, одной из крупнейших студий Голливуда. Перед запуском были согласованы концепция, сетка, даже названия фильмов. По словам А. Голованова, оператор весьма доволен этим сотрудничеством, так как фильмы этого пакета не только интересны, но выгодно отличаются хорошим уровнем «картинки». «Ростелеком» предлагает абонентам и премиальные пакеты — «Viasat Премиум HD» и «Амедиа Премиум». Ну а самые новые фильмы доступны в рамках сервиса «видео по запросу».
На вопрос о том, достаточно ли в фильмовом предложении на российском рынке киноканалов европейского и азиатского кино, ответ был следующим. Европейское кино неплохо представлено как на эфирных каналах, так и в нишевых (есть даже специальный неплохой канал «Еврокино»). Ситуация с азиатским кино менее однозначна: и в Японии, и в Китае, и в Корее есть как кассовое, так и яркое «авторское» кино, но отдельного канала пока не создано. И не вполне ясно, какое решение тут будет найдено. С одной стороны, можно расширить предложение таких фильмов в услуге «видео по запросу». С другой стороны, организация нового киноканала — это большие инвестиции. Ни одна студия не готова продать вам библиотеку из пяти фильмов или права на несколько месяцев. И возможная аудитория подписчиков канала должна быть достаточно большой, чтобы оправдать расходы по закупке прав, производству и вещанию канала, а также принести прибыль. Как уже говорилось выше, по мнению А. Голованова, тут нужен и расчет, и опыт, и тонкое чутье — примерно как в кулинарной сфере. Опыт по выводу на рынок новых программ и продуктов подсказывает: опросы и анкетирования нужны, но полностью полагаться на них нельзя, потому что люди редко говорят правду о своих вкусах и предпочтениях. Они говорят, что не смотрят боевики, а смотрят артхаус, но на практике ведут себя иначе.
На вопрос о том, не грозит ли всей «кухне» нишевого ТВ внедрение новых сервисов, например со стороны ОТТ, А. Голованов ответил коротко: пусть развиваются и новые, и старые виды услуг. В свое время боялись, что кино вытеснит из жизни театр, а само кино убьет телевидение, но жизнь показывает, что каждый новый развлекательный жанр находит свою нишу и дальше все виды услуг в этой сфере развиваются параллельно.
В некоторые моменты нашей беседы становилось понятно, что я разговариваю с опытным шеф-поваром, знатоком многих рецептов. И по тону и взгляду собеседника чувствовалось, что это ремесло ему по-прежнему интересно, и ТВ-гурманов ждут новые сюрпризы.
На мой вопрос о том, чем отличалась практика работы наших и зарубежных специалистов-тележурналистов, мой собеседник уверенно ответил, что принципиальной разницы нет, все определяет уровень опыта, таланта и профессионализма.
С 1993 года наш герой приходит в компанию «НТВ» и занимается закупкой телепрограмм и фильмов. Здесь он постепенно переходит из сферы т.н. эфирного ТВ в сферу платного, или неэфирного. В 1996 году, с образованием компании «НТВ-ПЛЮС», приходилось заниматься покупкой программ и для этого оператора спутникового ТВ. С началом цифрового вещания «НТВ-ПЛЮС» начались переговоры о покупке не только отдельных программ, но и целых каналов. На рубеже 2000-2001 годов А. Голованов уже окончательно перешел в сферу неэфирного ТВ, а в компании «НКС» и позднее в «Ростелекоме» ему пришлось заниматься не только закупкой, но и производством контента.
Поэтому разговор наш строился вокруг различных проблем рынка контента для операторов платного ТВ.
Я не мог не поинтересоваться мнением А. Голованова о ситуации с производством российского контента. Он совершенно не согласен с тезисом о кризисе в этой сфере. Если несколько лет назад были основания для пессимистической оценки, то сегодня появились каналы, сформированные на базе российского контента и занимающие свою оригинальную нишу, например «Ностальгия» или каналы производства ВГТРК — «История», «Моя планета», каналы, производимые «НКС Медиа», — «24 Техно», «Мать и дитя», «Парк развлечений». У российских производителей контента пока нет тех доходов, которые получают их зарубежные коллеги, каналы которых ретранслируются во всем мире. Тем не менее появляются новые каналы достаточно высокого качества.
По мнению А. Голованова, невозможно решить проблему отечественного производства контента, только закупая зарубежные программы, адаптируя их и снабжая местным логотипом. Наоборот, западные каналы, помимо русской озвучки, переходят к большей степени локализации, производя часть программ на местном материале, приглашая местных звезд для озвучки или в качестве ведущих и т.д.
Если раньше абонент платного ТВ основное внимание обращал на количество каналов в сети, то сейчас для него все более важным становится качество, поэтому лучше их производить по принципу «меньше, но лучше».
На рынке уже сотни каналов, и надо переходить к повышению их качества. Новые каналы нужны только там, где есть незанятые ниши. На рынок почти не приходят новые западные каналы и очень мало российских. Вот, например, недавно коллеги из ВГТРК реализовали проект, идея которого давно лежала на поверхности: запустили канал российских и советских мультфильмов, который, по нашим данным, получил высокую популярность у зрителей. В будущем зритель может увидеть более мелкое дробление каналов по интересам аудитории. Численность их аудитории будет ограничена, но лояльность зрителей будет выше средней. Не исключено, что со временем часть каналов уйдет с рынка. В прошлом в эфирном ТВ и позже в неэфирном были каналы, возникшие без должного экономического расчета, но производство контента — дорогая игрушка, и в рыночной ситуации такие проекты уже закончились или скоро закончатся. Нельзя посвящать телеканал каждому частному вопросу. Со временем эти болезни роста будут преодолены. Ведомства или частные компании могут инвестировать в собственные телеканалы, но зрителей на всех не хватит.
По мнению А. Голованова, производство контента — очень специфическая деятельность. Покупая канал, трудно точно предугадать, каков будет его успех у аудитории. Так же и с пакетированием: один пакет за большую цену или несколько пакетов подешевле — здесь нигде нет готовых рецептов и четких правил. Разумеется, надо изучать опыт коллег, но очень важны опыт и интуиция, как в кулинарии. В разных странах есть разная кухня и традиции, и ТВ, например, в Англии — и эфирное, и платное — сильно отличается от ТВ в США.
В нашей стране зрители традиционно не привыкли платить за телевидение, и профессионалы рынка платного ТВ с удовольствием отмечают перелом этой тенденции: помимо подписки на пакет телеканалов, активно растет число пользователей услугой «видео по запросу». «Ростелеком», в частности, предлагает различные методы подписки и следит за тем, что более востребовано у абонентов.
В нашей беседе, как и в разговорах последнего времени с другими деятелями сферы платного ТВ, мы затронули историю с так называемыми премиальными каналами. Кто бы ни пытался их производить, создается впечатление, что аудитория пока еще не готова к тому, чтобы платить за эти действительно качественные каналы значительно дороже, чем они платят за базовый пакет. Тем не менее «Ростелеком» вместе с производителями таких каналов проводит различные акции, мероприятия, поднимающие интерес к этим каналам, и опыт последнего времени показывает положительные перемены.
Успех платного ТВ на Западе часто связан с эксклюзивным контентом. Так, при триумфальном успехе BskyB у этого пакета был эксклюзив на показ матчей английской Премьер-лиги по футболу. При этом на эфирном ТВ эти игры почти не показывали.
У нас же все, что идет по премиальным каналам (спорт, кино и пр.), достаточно широко представлено на эфирных каналах. Обычный зритель может увидеть полторы сотни фильмов за неделю, пусть и не таких новых, как на премиальных каналах. Поэтому только большого любителя кино заинтересует подписка на премиальный канал. На сегодняшний день кинопоказ «Ростелекома» состоит как бы из нескольких уровней. В базовые пакеты входят каналы как российского, так и зарубежного кино: ТВ-1000, «ТВ-1000 Русское кино», «Европейское кино», «Наше кино» и.д. В тематический базовый пакет «Кино» входит 17 каналов качественного кино, в том числе эксклюзивный для кабельных сетей канал Paramount. Этот канал — редкий пример эксклюзивного сотрудничества оператора и производителя, одной из крупнейших студий Голливуда. Перед запуском были согласованы концепция, сетка, даже названия фильмов. По словам А. Голованова, оператор весьма доволен этим сотрудничеством, так как фильмы этого пакета не только интересны, но выгодно отличаются хорошим уровнем «картинки». «Ростелеком» предлагает абонентам и премиальные пакеты — «Viasat Премиум HD» и «Амедиа Премиум». Ну а самые новые фильмы доступны в рамках сервиса «видео по запросу».
На вопрос о том, достаточно ли в фильмовом предложении на российском рынке киноканалов европейского и азиатского кино, ответ был следующим. Европейское кино неплохо представлено как на эфирных каналах, так и в нишевых (есть даже специальный неплохой канал «Еврокино»). Ситуация с азиатским кино менее однозначна: и в Японии, и в Китае, и в Корее есть как кассовое, так и яркое «авторское» кино, но отдельного канала пока не создано. И не вполне ясно, какое решение тут будет найдено. С одной стороны, можно расширить предложение таких фильмов в услуге «видео по запросу». С другой стороны, организация нового киноканала — это большие инвестиции. Ни одна студия не готова продать вам библиотеку из пяти фильмов или права на несколько месяцев. И возможная аудитория подписчиков канала должна быть достаточно большой, чтобы оправдать расходы по закупке прав, производству и вещанию канала, а также принести прибыль. Как уже говорилось выше, по мнению А. Голованова, тут нужен и расчет, и опыт, и тонкое чутье — примерно как в кулинарной сфере. Опыт по выводу на рынок новых программ и продуктов подсказывает: опросы и анкетирования нужны, но полностью полагаться на них нельзя, потому что люди редко говорят правду о своих вкусах и предпочтениях. Они говорят, что не смотрят боевики, а смотрят артхаус, но на практике ведут себя иначе.
На вопрос о том, не грозит ли всей «кухне» нишевого ТВ внедрение новых сервисов, например со стороны ОТТ, А. Голованов ответил коротко: пусть развиваются и новые, и старые виды услуг. В свое время боялись, что кино вытеснит из жизни театр, а само кино убьет телевидение, но жизнь показывает, что каждый новый развлекательный жанр находит свою нишу и дальше все виды услуг в этой сфере развиваются параллельно.
В некоторые моменты нашей беседы становилось понятно, что я разговариваю с опытным шеф-поваром, знатоком многих рецептов. И по тону и взгляду собеседника чувствовалось, что это ремесло ему по-прежнему интересно, и ТВ-гурманов ждут новые сюрпризы.