Компания ВСС одной из первых в России стала заниматься проектами IPTV. Среди заказчиков компании ОАО "Северо-Западный Телеком", ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "Южная Телекоммуникационная Компания" и др. На наши вопросы о приставках отвечает Алексей Лихарев, директор департамента интерактивного телевидения BCC
ТелеМультиМедиа: Что нужно от приставки оператору - какие требования он предъявляет?
Алексей Лихарев: У оператора на разных стадиях проекта интерактивного телевидения участвуют множество подразделений. Начиная проект, маркетинг оператора придумывает множество сервисов, определяющих функционал STB. В результате стоимость STB стремится вверх. В дальнейшем, при планировании или, что хуже, уже в процессе продаж оказывается, что абоненты не хотят покупать STB, и оператор должен их дотировать. Автоматически на первый план выходит стоимость STB, и оператор уже готов отказаться от многих сервисов, не влияющих напрямую на ARPU.
TMM: А абоненту? Насколько потребности разнятся?
А.Л.: Большая часть абонентов даже не знает, что при подключении телевидения от оператора нужна приставка, и тем более не горят желанием ее приобретать, так как ее не для чего использовать, кроме как для платных услуг от оператора. Абонент обоснованно полагает: приставка больше нужна оператору, чем ему, и его готовности платить абонентскую плату достаточно, чтобы приставку ему дали бесплатно.
TMM: Разница по регионам в потребностях - миф или реальность? Как нужно адаптировать приставки для разных регионов - какие услуги добавлять или сокращать?
А.Л.: Безусловно, в крупных городах больше состоятельных абонентов, которые готовы покупать дорогие премиум-приставки с расширенным функционалом, но все равно их количество от общей массы абонентов не более 2-3 процентов. Это правило, из которого могут быть исключения, но на общей картине они не сказываются.
TMM: Обилие внешних выходов на приставке - хорошо ли это?
А.Л.: Основными портами приставки являются Ethernet и HDMI. Выходы RCA являются "страховкой" от старых телевизоров. В последнее время всё большую значимость приобретают порты USB, которые могут использоваться для подключения внешних накопителей (флэш-карты, жесткие диски) для обеспечения функционала домашнего медиаплеера или для функции DVR.
TMM: Как найти баланс требований оператора и правообладателей? Сталкивались ли вы с ограничениями, налагаемыми правообладателями на приставки?
А.Л.: У правообладателей нет требований к приставкам. Они требуют обеспечить защиту контента, то есть наличие у оператора сертифицированной ими системы условного доступа. А производители систем условного доступа предъявляют специфические требования к приставкам, которые направлены на исключение несанкционированного доступа к определенным компонентам STB.
TMM: Много ли на российском рынке приставок для IPTV? Проводит ли кто-то сравнительное тестирование?
А.Л.: Предложений STB на рынке существенно больше спроса, но главным моментом, обеспечивающим возможность использования приставки в проекте, является интеграция с ключевыми компонентами платформы предоставления услуг. Прежде всего, это система условного доступа, VOD система и middleware. Это довольно длительный и ресурсоемкий процесс, причем большинство производителей часто хочет сначала получить заказ на определенный объем закупок от оператора, а лишь потом выделять ресурсы на интеграцию. Этот путь является стандартным для западных проектов, но в России он не проходит. Чтобы принять решение о закупке, большинство операторов хочет видеть, как STB работает в их экосистеме.
Если бы в IPTV-отрасли существовали определенные стандарты, вопрос интеграции не стоял, оператор или абонент могли бы выбирать любой STB, как, например, домашний Ethernet-коммутатор или ADSL-модем. К сожалению, в силу разнородности технических решений, о каких-либо стандартах мечтать не приходится.
Сравнительное тестирование осуществить практически невозможно в силу вышеуказанных причин. Можно сравнить работу нескольких STB на определенной платформе предоставления услуг, если они с ней интегрированы. Но это будут частные выводы. На другой платформе результаты могут быть противоположные. Поэтому каждый оператор решает вопросы тестирования и выбора приставок самостоятельно.
TMM: Как связаны приставки и конкретные платформы для IPTV? Сколько приставок обычно предполагает конкретная платформа? Какие платформы и приставки каких производителей распространены в России?
А.Л.: Производитель платформы предоставления услуг определяет набор интегрированных приставок. Часто он пополняется в результате реализованных проектов, когда новый тип STB добавляется по требованию заказчика. Оператору важно иметь несколько (2-3, не более) STB от разных производителей в проекте, чтобы иметь возможность влиять на цену. Производителю платформы не очень удобно иметь длинный список интегрированных STB, так как это затрудняет развитие и усложняет поддержку в проектах.
В России не так много крупных IPTV-проектов, поэтому наиболее распространены приставки, которые используются в проектах "Билайна" (Motorola, Cisco), МТС (Amino) и Ростелекома (Yuxing, Zyxel, Smartlab, Amino).
TMM: Насколько трудно адаптировать приставку для работы в конкретной сети? Кто этим занимается, сколько времени обычно уходит? Есть ли шанс на унификацию (и, соответственно, удешевление решения) хотя бы в рамках похожих платформ?
А.Л.: Интеграция - это комплексный процесс, в котором участвуют, кроме производителя приставки, вендоры CAS, VOD и middleware. Часто в этот процесс также вовлечен оператор. Оптимистичный срок интеграции - три месяца. Возникающие технические и организационные проблемы могут затянуть этот процесс до бесконечности.
Стандарт отсутствует, но опыт предыдущих проектов, в которых участвовал производитель приставок, помогает в проектах новых. Производитель приставок часто уже имеет интеграцию с CAS (для IPTV систем их совсем не много) или с VOD. Это может сократить и упростить процесс.
TMM: Характерное время жизни приставки, организация ремонта - как это обычно устроено?
А.Л.: Приставка - довольно простое устройство. Внутри корпуса, как правило, лишь одна плата, там просто нечему ломаться. Типичные поломки - механические по вине абонента или перепады напряжения сети. Иногда возникают программные сбои при обновлении встроенного программного обеспечения. Все эти проблемы решаются сервисными центрами, которые организуются производителями приставок или их партнерами. Как правило, при аппаратных поломках приставка просто меняется, это дешевле, чем ее ремонтировать. Программные ошибки исправляются квалифицированными инженерами.
При схеме дотирования приставка остается в собственности оператора, поэтому при поломке абонент возвращает ее оператору. При достижении определенного объема проблемных приставок оператор направляет их в сервисный центр и получает обратно отремонтированные или новые устройства.
TMM: Когда оператору нужно менять парк приставок (характерное время жизни решения), и как можно стимулировать абонентов заменять приставку?
А.Л.: За последние пару лет произошел качественный переход от приставок с поддержкой видео стандартного разрешения к HDTV. Однако контент практически остался прежним, каналов и фильмов высокого разрешения в пакетах операторов по-прежнему немного. Поэтому абоненты, которые подключились к услуге три-четыре года назад, продолжают использовать старую приставку. Вновь подключающиеся уже получают новые.
В ближайшие годы подобного качественного перехода, например, от HDTV к 3D не предвидится, поэтому новые приставки будут получать большую производительность за счет новых медиапроцессоров, что позволит развивать интерфейсы пользователя.
При схеме дотации сам оператор не заинтересован в скорой замене приставок абонентом, так как абонентская плата в течение определенного периода должна окупить приставку. Стимулировать абонента на замену приставки можно только для того, чтобы он эту приставку купил. А купить ее он захочет, если увидит в ней что-нибудь более интересное, чем ящик для показа сервисов от оператора. В этом плане наиболее перспективно выглядит объединение функционала телеприставки и домашнего медиацентра. Возможность просмотра персонального контента может быть стимулом для приобретения приставки абонентом.
TMM: Каковы современные тенденции с точки зрения тонкий/толстый клиент - перемещается ли нагрузка на приставку, или экономически выгоднее все же вкладываться в головное оборудование?
А.Л.: Наличие нативного или web-клиента в приставке никак не влияет на нагрузку приставки или головного оборудования. Это лишь технологии реализации интерфейса пользователя, каждая со своими плюсами и минусами. Нагрузка на серверной стороне определяется прежде всего наличием или отсутствием сетевой записи. Она позволяет записывать телеканалы на видеосерверы и хранить их определенное время, а абонент в любой момент может посмотреть любую передачу любого канала в прошлом. С точки зрения пользователя, данный вариант - самый удобный. С точки зрения оператора, вложения в серверную часть намного дешевле, чем закупка приставок с жестким диском для DVR. Однако в российских условиях операторы до сих пор не могут решить вопросы с телеканалами по разрешению сетевой записи. В результате этот сервис доступен на 25-35 процентов каналов в пакете оператора, причем каналы эти в большинстве случаев не те, которые хотел бы получить абонент.
Персональная запись осуществляется на приставке. Для этого чаще всего используется встроенный жесткий диск, реже - подключаемый носитель. Данный тип записи позволяет записать только те передачи, которые абонент заказал заранее, требует большой пропускной способности канала передачи данных в сторону абонента. При покупке абонентом приставки за свой счет данный вариант реализации сервиса оптимален, так как позволяет также сэкономить на серверном оборудовании.
TMM: Перспективы приставок в целом (vs компьютер или цифровой телевизор или игровая приставка). В каких случаях, с вашей точки зрения, в будущем будет использоваться именно приставка?
А.Л.: В среднесрочной перспективе роль приставки возьмет на себя телевизор. Уже сейчас большинство новых телевизоров оснащаются Ethernet-портом. Но контент в этом случае будет идти уже не от оператора, а от крупных, может быть - глобальных, контент-провайдеров. Часть сервисов уже сейчас предоставляются на компьютерах, смартфонах, планшетах, но для массовых IPTV-услуг от оператора связи альтернативы цифровой телевизионной приставке пока нет.
TMM: Для каких сетей IPTV вы подбирали приставки, в чем были основные трудности при выборе и адаптации?
А.Л.: Компания BCC одна из первых на российском рынке начала реализовать IPTV- проекты. В начале пути это были интеграционные продукты, затем мы создали свое решение - платформу предоставления мультимедийных услуг Telecom-TV. Интеграцию приставок мы делали исходя из понимания целевой аудитории наших заказчиков и находили приставки оптимального соотношения функционал/стоимость. Основная проблема на первом этапе, когда абонентская база была мала, состояла в том, что вендоры STB не хотели делать интеграцию без гарантии объема закупок, поэтому первые интеграции были с теми, у кого данные требования были минимальны, возможно, даже в ущерб функционалу. В дальнейшем уже вендоры начали приходить к нам для интеграции, появилась возможность выбора. Залог успеха интеграции - это высокий профессиональный уровень штата RnD производителя приставок и качественный менеджмент. Это весьма редкое сочетание. Именно на уровне коммуникаций возникают основные проблемы интеграции приставок. Мы и сегодня открыты для новых партнеров, несколько интеграций сейчас в процессе завершения.
Прим.ред: обзорный материал о приставках для IPTV по материалам этого и ряда других интервью читайте в октябрьском номере журнала Теле-Спутник