Ежегодный бизнес-форум «Мир мобильного контента» состоялся. На два дня отель «Ренессанс Москва» стал площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов индустрии. В программе было заявлено множество тем. И среди них, конечно же, значилась проблема сохранения авторских прав. Стандарт MPEG-21 и другие технологические подходы. DRM – панацея или вызов цифровой эпохи? Перспективы DRM в России. Эти и другие вопросы рассмотрел в своем докладе «Методы цифровой защиты мобильного контента» руководитель проекта Independent Copyright Management Consulting Алексей Кондрин.
«В цифровое тысячелетие авторское право должно выступать посредником между интересами правообладателя, с одной стороны, и пользователя, с другой», – отметил Алексей Кондрин.
«Такие новые формы использования авторских прав на музыкальные произведения, как мобильный контент и «скачивание» музыки через Интернет, в определенной степени предопредели появление на свет новых международных договоров – договоров Всемирной организации Интеллектуальной собственности (договоры ВОИС) 2002 года.
Договоры ВОИС 2002 года вводят новые механизмы охраны и управления Интеллектуальной собственности. Основой этих механизмов служат цифровые идентифицирующие системы и цифровые коды на произведения и фонограммы. Однозначная идентификация объектов Интеллектуальной собственности в рамках цифровых автоматизированных систем – это предоставление пользователям легальной возможности получать доступ к контенту в любой точке планеты, а создателям и владельцам Интеллектуальной собственности – возможности эффективно управлять (выдавать разрешения, собирать и распределять вознаграждение)».
Судебные споры
«В 2005 году в специальный судебный орган Великобритании был подан иск против двух авторских обществ (MCPS и PRS), предоставляющих лицензии контент-провайдерам и цифровым музыкальным магазинам на использование авторских прав. Иск был подан Британской индустрией звукозаписи, четырьмя ведущими операторами мобильной связи и семью Интернет-провайдерами. Истцы хотят заставить авторские общества снизить существующие ставки авторского вознаграждения с 7-9 пенсов за одну «загрузку» песни до 5 пенсов. Судебное рассмотрение данного спора произойдет осенью 2006 года».
«7 февраля 2006 года Европейская комиссия сообщила, что она решила начать официальное расследование против CISAC («Международная конфедерация обществ авторов и композиторов») и 24 европейских обществ по коллективному управлению авторскими правами, и направила им официальное постановление. С требованием начать такое расследование в Европейскую комиссию обратились крупные мировые медиакорпорации: RTL Group и Music Choice Europe.
В постановлении речь идет о несоответствии ряда пунктов стандартного модельного контракта CISAC и практики исполнения этого контракта членами CISAC в Европе положением законодательства общего рынка о недобросовестной конкуренции. Этот модельный контракт CISAC устанавливает общие правила по коллективному управлению авторскими правами во всех сферах использования авторских прав, в том числе и в мобильном контенте. Европейская комиссия заинтересовалась как раз проблемами, связанными с новыми формами использования авторских прав на музыкальные произведения: мобильным контентом и «скачиванием» музыки через Интернет. Что касается этих новых форм использования авторских прав на музыкальные произведения, то Европейская комиссия полагает, что определенные аспекты модельного контракта нарушают установленные действующим законодательством Европейского сообщества положения об ограничении добросовестной конкуренции и, в частности, положения Статьи 81 Римского договора. С точки зрения Европейской комиссии такими аспектами являются:
1. Ограничения членства, которые обязывают композиторов и авторов текста передавать свои авторские права на управление только в их собственное национальное общество по коллективному управлению авторскими правами (не обращая внимания, на какой территории будут в дальнейшем использоваться эти авторские права).
2. Территориальные ограничения, которые обязывают коммерческих пользователей (контент-провайдеров и цифровые музыкальные магазины) получать лицензию в каждом государстве ЕС у всех 24 европейских обществ по коллективному управлению, а не в каком-то одном европейском обществе.
3.. Эффекты сети соглашений. (Эффект сети взаимосвязанных соглашений между обществами по коллективному управлению авторскими правами – это то, что членство и территориальные ограничения умножают и гарантируют обществам по коллективному управлению абсолютно исключительное положение на их внутреннем рынке. Таким образом, историческая фактическая монополия этих обществ еще более усилилась и препятствует выходу на рынок по коллективному управлению авторскими правами потенциальным новым игрокам – обществам по коллективному управлению правами.)
Направление постановления – формальный шаг в европейских антимонопольных расследованиях. После получения такого постановления обвиняемой организации дается два месяца, чтобы представить свои письменные возражения. Обвиняемая организация может также попросить, чтобы Европейская комиссия рассмотрела ее дело в ходе открытых устных слушаний, которые обычно начинаются спустя один месяц после того, как будут получены письменные возражения на постановление. CISAC выбрало открытые устные слушания. Первые устные слушания по данному делу прошли с 14 по 16 июня 2006 года. От имени CISAC перед Европейской комиссией выступал всемирно известный певец и автор песен Робин Гибб (участник группы Bee Gees). В ходе этих слушаний CISAC согласилось с тем, что ограничений по территориальному признаку в рамках Европы более не существует и контент-провайдер может обращаться в любое европейское общество по коллективному управлению авторскими правами за получением лицензии. И такая лицензия будет распространяться на территории всех стран Европейского сообщества».
Стандарт MPEG-21
«Что предопределило появление стандарта «Информационные технологии. Основы мультимедиа (MPEG-21)»? Стандарт разработан Международной организацией по стандартизации совместно с Международной электротехнической комиссией фактически как ответ на вызов брошенный мировой индустрии развлечений пиринговыми сетями. Стандарт призван помочь контент- и Интернет-провайдерам ограничить свою ответственность за действия третьих лиц.
«Разработчики стандарта MPEG-21 ставили перед собой конкретные цели. Первой задачей стало придание машиночитаемой формы информации о лицензиях на контент. Во-вторых, значимо было использование машиночитаемой формы информации в «повсеместной, универсальной и безопасной» манере. В-третьих, разработчики должны были удовлетворить возникшую потребность в легальной, открытой и общедоступной структуре, устанавливающей общие для всех игроков цифрового рынка товаров и услуг правила распространения и потребления различных видов контента. При создании этого стандарта разработчики исходили из понимания того, что потребитель не должен многократно платить за один и тот же контент, распространяемый в настоящее время в различных форматах».
«Управление интеллектуальной собственностью и защита ISO/IEC 21000-4:2006 – это четвертая часть стандарта MPEG-21. Она предусматривает не введение каких-либо особых схем по Системе цифрового управления правами (DRM), а использование уже существующих открытых стандартов идентификации произведений и фонограмм. Также она определяет, каким образом будет происходить взаимодействие Управления интеллектуальной собственности и защиты (IPMP) информации и охраняемых элементов. Надо заметить, что четвертая часть стандарта MPEG-21 не определяет технологические меры по защите контента, ключи и алгоритмы шифрования».
Стандарты
«ISAN – международный стандарт аудиовизуального номера (ISO/15706). Выступает средством цифровой идентификации всех видов аудиовизуальных произведений (художественных фильмов, телевизионных сериалов, документальных фильмов, телевизионных программ, мультипликации, рекламных роликов, компьютерных видеоигр и т.д.). Присваивается как всему аудиовизуальному произведению, так и его отдельным эпизодам (которые могут в дальнейшем использоваться как видеотоны).
В настоящее время корпорация Microsoft уже зарегистрировала все свои компьютерные видеоигры в мировой базе данных ISAN номеров. Microsoft намерена и в дальнейшем регистрировать все свои новые разработки в сфере компьютерных видеоигр в базе данных ISAN номеров.
ISWC – международный стандарт кода для музыкальных произведений (ISO/15707). Используется как средство цифровой идентификации всех видов музыкальных произведений.
ISRC – международный стандарт кода для звукозаписей (ISO 3901:2001). Является средством цифровой идентификации всех видов звукозаписей и музыкальных видеоклипов (в сфере музыкального мобильного контента). ISRC может присваиваться только на реалтоны и на рингбэктоны. Присвоение на рингтоны не предусмотрено».
Изменения в манере продажи
«Манера продажи Интеллектуальной собственности потребителям кардинально изменилась под воздействием цифровых технологий. Выделяют четыре критерия таких изменений по отношению к Интеллектуальной собственности. Первый – способность сохранять в цифровой форме произведения облегчает электронную доставку этих произведений потребителям через вездесущие компьютерные сети. Суть второго критерия состоит в том, что компьютерные сети формируют глобальный мировой рынок, виртуальные границы которого не совпадают с территориальными границами мировой торговли. Третье изменение коснулось области электронных сделок. Именно от них теперь зависят процессы, связанные с получением пользователями разрешений на использование Интеллектуальной собственности и выплат владельцам Интеллектуальной собственности вознаграждений. Ну и последнее изменение состоит в следующем: цифровые произведения могут быть «упакованы» в постоянно увеличивающееся число форматов и использоваться в более широком разнообразии контекстов, чем когда-либо прежде».
DRM – панацея или вызов цифровой эпохи?
«В рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) был создан Комитет по управлению авторским и смежными правами в глобальных информационных сетях. В декабре 1998 года Комитетом был сделан вывод: существует прямая связь между электронной торговлей авторскими и смежными правами и электронным управлением правами. Проведенные исследования доказывают, что такая торговля станет более успешна для правообладателей и более интересна для пользователей и потребителей, если будут найдены и применены адекватные решения в сфере управления авторскими и смежными правами. DRM – это попытка создателей и владельцев Интеллектуальной собственности решить проблему сохранения контроля за использованием созданных ими объектов Интеллектуальной собственности».
Международный опыт
«В рамках международной организации «Открытый мобильный альянс» (OMA) используются две версии Системы цифрового управления правами (OMA-DRM) для мобильного контента. В ноябре 2002 года была разработана версия OMA-DRM 1.0. И в настоящее время большинство операторов мобильной связи используют именно эту версию (Vodafone, SFR, Turksell, Vivo) в более чем 400 моделей телефонов. Версия OMA-DRM 1.0 имеет несколько недостатков. Во-первых, она позволяет осуществлять лишь слабую защиту контента от несанкционированного копирования. Во-вторых, на сегодняшний день установлена высокая стоимость лицензионных платежей за использование (с 01 января 2005 года размеры лицензионной платы за одно устройство составляют US 0,65; за одного клиента – US 0,25)».
«В июле 2004 года была разработана другая версия – OMA-DRM 2.0. Первое ее использование пришлось на начало 2006 года, и сделано это было в телефонах Nokia N91, Sony Ericsson W850i».
«В области DRM сложилась интересная ситуация: одна часть индустрии хочет использовать DRM по своему прямому назначению и при этом не выплачивать лицензионные платежи обладателям патентов на DRM. Другая часть индустрии – обладатели патентов на DRM – хотят зарабатывать именно на патентах».
Перспективы DRM в России
«2004 год стал временем начала формирования правовой базы использования DRM в России. На сегодняшний день существуют препятствия на пути использования DRM в России. Среди них – разобщенность и несогласованность действий правообладателей Интеллектуальной собственности по внедрению и использованию DRM. В некоторых случаях можно встретить прямое нежелание правообладателей Интеллектуальной собственности использовать DRM из-за нежелания сделать свой бизнес «прозрачным». К числу сдерживающих факторов я бы отнес также попытку принятия проекта 4 части Гражданского Кодекса РФ. Этот проект из-за почти единодушного его непринятия большинством российских и зарубежных правообладателей может повлечь правовой хаос в сфере Интеллектуальной собственности. Поскольку он отменяет все существующие на сегодня федеральные законы, касающиеся регулирования Интеллектуальной собственности, а также существующую судебную практику в сфере Интеллектуальной собственности».
Свое выступления Алексей Кондрин завершил ответом на вопрос о том, почему в настоящее время так горячо и заинтересованно обсуждаются экономические и социокультурные последствия развития авторского права – как благотворные, так и пагубные? «Благодаря интернационализации авторского права и стремлению промышленно развитых стран Запада к построению экономики, основанной на знаниях, а не на различных материальных ресурсах».