img12 февраля 2014 в 17:11

Ностальгия по русскому телевидению

"Картина ТВ" - провайдер русского телевидения через Интернет для тех, кто живет за границей. Потребность в такой услуге есть, а вот легально ее удовлетворить невозможно. Однако "Картина ТВ" успешно существует, обслуживает (по информации с ее сайта) десятки тысяч телезрителей, по мере роста постепенно как-то договаривается с телеканалами и решает технические проблемы. Мы побеседовали с Максимом Вильгельмом, коммерческим директором, и Дмитрием Дитрихом, техническим директором "Картина ТВ" о том, как устроено вещание.

"Картина ТВ" - провайдер русского телевидения через Интернет для тех, кто живет за границей. Потребность в такой услуге есть, а вот легально ее удовлетворить невозможно. Однако "Картина ТВ" успешно существует, обслуживает (по информации с ее сайта) десятки тысяч телезрителей, по мере роста постепенно как-то договаривается с телеканалами и решает технические проблемы. Мы побеседовали с Максимом Вильгельмом, коммерческим директором, и Дмитрием Дитрихом, техническим директором "Картина ТВ" о том, как устроено вещание.

Одним из наиболее очевидных вариантов вещания через Интернет является распространение пакета телеканалов для тех, кто живет за границей и хочет смотреть телеканалы на родном языке. Сервисов, вещающих русскоязычные телеканалы, немало. Чаще всего работают они нелегально, потому что большинство российских телеканалов, за исключением специально сделанных на экспорт, не могут заключить договоры на распространение с оператором за границей. Исключения есть - например, "РТР-Планета", "Первый канал", - но зрители хотят большего.

Первые попытки вещать российские телеканалы через интернет в любую страну предпринял московский оператор IPTV "Корбина", ныне входящий в "Вымпелком". Федеральные телеканалы - то есть те, которые и нужны зрителям, - достаточно быстро доказали, что деятельность эта незаконна. Corbina TV существует и поныне, но набор предлагаемых телеканалов не привлечет пользователей. Тем не менее "Картина ТВ" много лет вещает пакет телеканалов на русском для русских, живущих за границей, и как-то справляется и с техническими, и с юридическими трудностями. Мы побеседовали с Максимом Вильгельмом, коммерческим директором, и Дмитрием Дитрихом, техническим директором "Картина ТВ" о том, как устроено вещание.

ТММ: Расскажите, пожалуйста, о своей услуге. Много ли у вас абонентов?

Максим Вильгельм: Мы не предоставляем данные по количеству абонентов или ARPU - это закрытая информация. Но стоимость нашей услуги, конечно, не является секретом. В Германии это 15 евро в месяц или, при годовом контракте, 174 евро. В других регионах цена может отличаться. Например, в Америке услуга несколько дороже - 27 долларов в месяц или 300 долларов в год.

Мы вещаем в 150 странах, в первую десятку входят Германия, Америка (США и Канада), Англия, Израиль, Финляндия, Испания, Чехия. В последнее время растет абонентская база в Юго-Восточной Азии и Арабских Эмиратах. На популярность нашего сервиса в конкретной стране влияет и количество русскоязычного населения, и готовность зрителей платить за телевидение деньги, и конкуренция - например, в Америке русскоязычных очень много, но есть много других платформ, которые можно смотреть через спутник, кабель и так далее.

ТММ: А в России или странах СНГ вы собираетесь работать? Допустим, в Узбекистане?

Максим: Нет. Российский рынок нам не интересен изначально, а страны СНГ охватывать тоже смысла нет. Тут сразу возникнут проблемы с правами, трудности с продажей и обменом оборудования, с технической поддержкой. У нас свой рынок. Мы живем в Германии и работаем с русскоязычными экспатами. И у нас еще столько несделанного! За пределами бывшего СССР только в Европе проживают 15 млн русскоговорящих, и мы пока далеки от полного их охвата.

Наверно, мы можем оказывать консультационные услуги для проектов, которые запускают похожее интернет-вещание в России, но сами работать не будем.

ТММ: Каким образом вам удается охватить вещанием весь мир? Вы используете услуги каких-то сетей доставки?

Максим: Мы вещаем с собственных серверов. У нас 3 сервера в Европе (юг, север и восток), 3 сервера в США (запад, восток и север - для Канады), один в Израиле, один в Азии. При вещании на стационарное устройство (телевизионную приставку, телевизор или компьютер) абонент может сам выбрать сервер, скорость соединения с которым самая большая, сдвиг по времени, в котором ему удобно смотреть телеканалы, качество вещания и время буферизации (до 15 сек.) - это поможет, если Интернет не стабильный и изображение зависает. Переключить зрителя на другой сервер может и наша круглосуточная служба поддержки. Вообще, служба поддержки отчасти заменяет систему автоматического мониторинга. Она обрабатывает сотни запросов в день, и если в какой-то сети вещание плохое, мы исследуем причины и договариваемся с интернет-провайдерами.

ТММ: Интернет-провайдеры при этом кэшируют ваш трафик на своих серверах?

Дмитрий Дитрих: Нет, никаких других серверов, кроме наших, не используется. Мы договариваемся об обмене трафиком через точки обмена, если провайдер маленький, или о прямом подключении провайдера к нашим серверам, если речь идет о крупной сети.

Максим: Запаса сети хватает, и до сих пор не возникало пикового трафика, с которым наши серверы не справлялись бы.

ТММ: Я правильно понимаю, что вы платите интернет-провайдерам за трафик?

Максим: Да. Например, мы договорились практически со всеми крупными провайдерами в Германии и поэтому можем обеспечить отличное качество видео. Мы платим им за объем трафика. Если, не дай бог, вещание прерывается, к ним можно напрямую обратиться и они заинтересованы помочь.

Дмитрий: Мы, конечно, зависим от провайдеров. И если в какой-то сети есть проблемы с доставкой сигнала, мы пытаемся решить эту проблему совместно.

ТММ: А как вы раздаете сигнал на серверы? Через Интернет?

Максим: Конечно, нет. Мы работаем через чужие сети и арендуем каналы, гарантирующие, что весь пакет из 200 телеканалов будет надежно доставлен на каждый из серверов, причем с учетом 4 вариантов разрешения: обычный SD, HD, версия для мобильных телефонов и версия для планшетников. Для подготовки этих вариантов мы используем очень хорошее стороннее решение по транскодированию.

ТММ: Какую платформу вы используете?

Дмитрий: Мы начали вещание в 2007 году, и тогда никаких готовых решений для интернет-вещания не было. Первые израильские платформы появились в 2008-2009 годах. Поэтому пришлось все делать своими силами. У нас есть отдельная команда разработчиков. Наверно, если бы мы начинали сейчас и нужно было что-то быстро запустить, мы бы выбрали какую-то готовую платформу, например Minerwa или "СмартЛабс". С другой стороны, если взять готовую платформу MW, все равно придется ее интегрировать, так что тоже будут нужны собственные специалисты, да и любое внесение изменений потребует дополнительных денег.

ТММ: На какие абонентские устройства вы ориентируетесь?

Максим: Изначально наш бизнес построен на продаже приставок. Первой нашей приставкой стало устройство, произведенное израильской компанией Peer TV. Мы до сих пор с ней сотрудничаем. Потом появились приставки Dune, которые тоже великолепно продаются. У Dune HD есть варианты плагинов для всей их линейки, а есть и брендированная под нас приставка. Мы работаем с Amino и другими. Приставок и устройств очень много, потому что мы выложили в интернет API сервиса, и множество компаний разработали свои решения. Нам оставалось только выбрать лучшие.

Сейчас одна из интересных и очень ожидаемых приставок - это Comigo Duo, новая версия Comigo, она появится месяца через два. Это приставка на Android, и в ней есть и андроид-маркет, и скайп, и социальные функции.

Кроме того, наш сервис доступен на мобильных устройствах через магазины приложений Google play и iTunes.

ТММ: Какие форматы используются для вещания на пользовательские устройства?

Дмитрий: Вообще, сейчас мы используем кодек H 264, контейнер MPEG2, и все это передается через Интернет по протоколу http. В 2007 году, когда мы стартовали, мы попробовали и RTP, и http. Полгода тестировали и выбрали http.

Наш плеер, который встраивается в приложения для устройств, сделан на базе библиотеки VLC, мы не используем флэш.

На устройствах контент можно смотреть и через браузеры, но при этом не поддерживается catch up TV и недоступна библиотека видео по запросу.

ТММ: Правда ли, что время приложений уходит?

Дмитрий: Большинство наших абонентов пользуются приложениями. Возможно, браузерные технологии станут более популярны по мере развития html5, но пока браузером наше вещание не посмотреть, так как вещание в html5 не поддерживается, когда внутри используется H.264 и контейнер MPEG2. Cейчас наше вещание через браузер в реальном времени идет с использованием HLS. Мы исследуем, насколько клиентам это интересно. Но полностью на HLS нам не перейти, так как многие приставки HLS не поддерживают. Мы думаем, что эту ступень мы перескочим и, возможно, перейдем на MPEG Dash.

Вообще, мы стремимся использовать самые современные технологии и сейчас начинаем тестировать кодек H.265. Пока для него нет устройств, но когда такие устройства появятся, в 2015 году, мы должны быть готовы.

ТММ: Есть ли у вас какая-то система защиты контента?

Дмитрий: Конечно, любой правообладатель или телеканал требует, чтобы его платный контент был должным образом защищен, иначе не заключить договоры на распространение. Мы изобрели собственную систему защиты, и последние 6 лет она не вызывает нареканий. Так как используется юникаст, мы всегда знаем, кто именно получает наш стрим. И наша задача - защитить его от ретрансляции. Мы выдаем токены, которые действуют только 60 секунд. И на один IP-адрес мы выдаем только один стрим, то есть если абонент переходит на другое устройство, на первом вещание останавливается. Сейчас, если подписчик, скажем, хочет смотреть нас на двух телевизорах одновременно, он должен купить две подписки. Были компании, которые брали наши абонементы и использовали их для вещания. У нас разработана специальная секретная технология, которая такие факты проверяет, и если телеканал берется у нас и ретранслируется, на нем появляется надпись "Вы украли этот телеканал у "Картины ТВ"".

ТММ: А какие услуги, помимо пакетов телеканалов, вы предоставляете? И приносит ли какую-то выгоду интеграция с соцсетями?

Максим: У нас есть библиотека видео по запросу, архив телепрограмм за две недели, мультискрин - абонент может смотреть нас на нескольких устройствах. Мобильные устройства можно использовать в качестве пульта дистанционного управления. У нас есть услуга "Киоск" - на экран телевизора выводятся местные новости (например, информация о концертах и других русскоязычных мероприятиях) и реклама. Контент нам присылают, а мы его уже обрабатываем и выводим на экраны. Наши пользователи могут полноценно общаться в социальных сетях (Facebook, "Одноклассники") и отмечать, какие передачи они смотрят. Напрямую, конечно, это денег не приносит, но это реклама для нас, потому что в записи пользователя отмечается, что он смотрит эту программу через "Картину".

Вообще, наша задача - предложить абонентам все возможные сервисы, чтобы им было комфортно с нами и даже мысли бы не возникло перейти к конкурентам.

ТММ: Каким образом приставки доходят до покупателей?

Максим: Мы работаем с 1200 дилерами в различных странах мира. Дилеры продают и устройства, и абонементы, которые они получают по сниженной цене. Продажи идут обычно через местные русские магазины. Приставки или абонемент можно купить и напрямую у нас, через интернет-магазин.

ТММ: Насколько я понимаю, у вас все больше возможностей продажи напрямую - через Интернет или через приложения для устройств. Можно ли сказать, что постепенно бизнес через дилеров сокращается?

Максим: Нет, это не так. Сейчас где-то 60% продаж происходит онлайн, 40% - через дилеров. "Продвинутые юзеры" предпочитают все заказать через Интернет и установить самостоятельно, но всегда останутся абоненты, которые не доверяют Интернету и которым удобно и привычно работать с реальным продавцом, у которого можно обменять или вернуть оборудование и просто посоветоваться. Это два разных типа пользователей. Может, конечно, когда-нибудь вторая группа покупателей и исчезнет, но это случится не скоро. Может, к этому моменту и мы будем заняты каким-то другим бизнесом - скажем, начнем продавать турецкое телевидение.

ТММ: Как вы работаете с телеканалами? Ведь заключить обычные договоры с ними невозможно, так как у телеканалов нет прав на вещание за пределами России?

Максим: Если телеканал хочет с нами на каких-то условиях договориться, мы всегда договариваемся. Мы работаем со многими телекомпаниями - например, с "СТС Медиа", с "ВГТРК", с "ТВЦ", с "1+1" и "Интер" - и со всеми смогли договориться. Если есть проблемы и договориться не удается, мы телеканал исключаем. В договоре с абонентами мы специально оговариваем, что не гарантируем содержание пакета.

ТММ: Российские телеканалы, понятно, готовы закрывать глаза на такое распространение, потому что это не их рынок. А, скажем, телеканалы типа Discovery? Ведь они есть во всех странах, ваши абоненты могли бы смотреть их локальные версии?

Максим: Для наших зрителей в Германии Discovery предоставляет русскоязычную версию, и это очень хорошо. Немецкая версия была бы для многих проблематична. Многие из них не понимают шутки на немецком и не знают специальной лексики, которая там используется, потому что учились в России. Во втором-третьем поколении эмигранты полностью адаптируются, понимают и язык, и немецкий менталитет, и им тогда уже не нужны русскоязычные телеканалы.

Поколение, которое приехало в 90-е, конечно, говорит по-немецки, но у них русская душа и ностальгия по всему русскому. Русскоязычному экспату родной язык приятнее, и мы создали компанию, которая эту потребность удовлетворяет.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий