img
img21 марта 2012 в 20:02

ОТТ заставит телевидение измениться

Конференция Connected TV & Video в Москве собрала всех основных игроков рынка и иностранных экспертов. Иностранные специалисты пугают, операторы пока не боятся, интернет-сервисы развиваются, а будущее, вполне возможно, за производителями телевизоров.

Конференция Connected TV & Video в Москве собрала всех основных игроков рынка и иностранных экспертов. Иностранные специалисты пугают, операторы пока не боятся, интернет-сервисы развиваются, а будущее, вполне возможно, за производителями телевизоров.

Участники конференции connected TV & Video представляли почти все звенья цепочки рынка распространения видео в интернете в целом и на телевизоры, подключаемые к интернету (connected TV) в частности. Имелись и отдельные платформы для OTT (KIT digital), и решения для развертывания OTT-услуг силами операторов IPTV (Huawei, ORCA/Viaccess, NDS), и интеграторы (CTI), и производители приставок (Dune). Были представлены решения для доставки контента (Ngenix), платформы для размещения видеоконтента (Microsoft Azure), решения по защите премиального контента (Viaccess и NDS), компании, занимающиеся биллингом и монетизацией видеосервисов (CSG International). Были операторы, предоставляющие услуги цифрового ТВ и использующие в качестве приемного устройства телевизоры (Акадо, Orange), а также телеканалы, запускающие интернет-вещание и прочие новые интерактивные технологии (СТС, "Дождь" и др), интернет-сервисы, предоставляющие видео по запросу (zoomby, tvigle). Не было только основных производителей умных телевизоров. Складывается впечатление, что они не считают необходимым вступать в диалог, надеясь, что через пару лет и так окажутся наиболее важными участниками рынка, обеспечивающими выход на абонентов, и тогда смогут диктовать свои условия и контент-провайдерам, и операторам, не говоря уже о технологических партнерах.

Видео через интернет развивается достаточно быстро и уже оказывает влияние на обычное телесмотрение. Нуреддин Амдан из Viaccess привел данные по США, где уже 21% пользователей ШПД смотрит телепрограммы через интернет. Данные TNS по России свидетельствуют, что ряд видеоресурсов (в частности, ВКонтакте и youtube) по аудитории обошли тематические телеканалы типа Discovery, "Карусели", TV1000 и прочих, а половина телезрителей смотрит и видео в интернете.

sites_vs_channels (63K)

Однако именно появление телевизоров, подключаемых к интернету, кажется, способно окончательно перевернуть рынок. Марк Иосифович Кривошеев отметил, что про OTT говорили многие годы, но только сейчас разговор стал конкретным благодаря массовому выпуску smart TV. В России интернет-видео все еще больше смотрят на компьютере. Zoomby, сделавшая приложение для телевизоров LG, Philips и Samsung, регистрирует несколько десятков тысяч просмотров видео в день с этих устройств (в целом, у портала 350 тыс. просмотров в сутки, а доля телефонов - 7,5 тыс для iPhone и 4,5 тыс для Android). А в мире ситуация уже другая - на конференции приводились данные, что услугу отложенного просмотра BBC iPlayer в 4 раза чаще смотрят не на компьютере, а на других устройствах.

Разумеется, прав Константин Дышлевой, генеральный директор "Дюны": для интернет-сервисов вовсе не обязательно покупать специальный телевизор. Существующие телевизионные приставки или медиаплееры, подключаемые к интернету, легко превращают любой телевизор в "умный". Однако рынок приставок - фрагментированный, большая часть устройств производится для использования в конкретных сетях или для конкретных сервисов, и, что, наверное, самое главное, пользователи не воспринимают эти устройства как статусные - ящик и ящик, покупается с конкретной целью. Телевизоры производят всего несколько компаний, и телевизором пользователь готов гордиться. Он покупает экран высокой четкости или 3D, часто даже не задумываясь, найдет ли соответствующий контент. Аналогично и с connected TV, и доказательство тому - низкий процент подключения таких телевизоров к интернету.

Что же мы имеем на сегодняшний день на рынке connected TV? На конференции на этот счет приводились разные цифры. По данным, приведенным Егором Яковлевым, генеральным директором интернет-сервиса Tvigle.ru, в 2011 году в России продан 1 млн телевизоров с возможностью подключения к интернету. Анна-Мария Тренева из СТС Медиа говорила о 1,5 млн устройств (прогноз на 2012 год - 3,5 млн.). Константин Бурыхин из CTI рассказал, что 70% телевизоров, проданных в 2011 году, были smart-TV. При этом, как отмечено в докладе Виктора Кореша из Акадо, "только 47% смарт-телевизоров выходят в Сеть, тогда как остальные 53 прекрасно обходятся без этой "ненужной" функции". По мнению Егора Яковлева, процент подключения еще меньше - 12-15%. Но все равно понятно, что намечается захват рынка абонентских устройств несколькими главными игроками, и производители приставок могут начинать нервно курить в сторонке. Пример Apple показал, как быстро можно изменить структуру взаимодействия пользователя и контента. Операторам сетей доступа и вещателям тоже нужно срочно задуматься, что с ними станет в новых условиях. "Измениться или умереть" такую альтернативу предложил им Стюарт Сандерс из KIT digital.

Для России, по мнению всех собравшихся операторов, прямо сейчас начинать паниковать преждевременно. Но как отметил Росс Биггам, генеральный директор Европейской ассоциации коммерческого ТВ, в Западной Европе производители оборудования уже начали строить вертикальный рынок с "магазинами приложений" по примеру Apple. Вещатели в ответ консолидируют усилия и создают хартии, в которых запрещают вносить изменения в свои программы (например, размещать рекламу), а разработчики технологий пытаются выработать стандарты, которые, при их использовании в телеприемниках, позволят вещателям оказывать интерактивные услуги на всех "умных" телевизорах. Сумеют ли такие стандарты, как HbbTV изменить рынок таким образом, чтобы деньги за профессиональный телевизионный контент получали напрямую вещатели и прочие контент-провайдеры (и, скорее всего, делились бы с операторами ШПД или CDN для обеспечения качества доставки сигнала до конечного пользователя), пока не очень ясно. Но ясно, что рынок видео и телевидения меняется кардинально.

Участники конференции оценивали угрозы современному телесмотрению, которые возникают из-за развития connected TV и OTT, изучали тренды и старались определить понятия и уточнить терминологию, которую, как обычно, использует кто во что горазд.

В телевизионной терминологии IPTV - это не распространение видео по IP-протоколу, как предполагают некоторые компьютерщики, так как в столь широком значении термин теряет всякий смысл; сейчас практически вся информация передается в IP-пакетах. Как напомнил собравшимся Ираклий Накашидзе из компании NDS, термин IPTV используется только для описания услуги, которая предоставляется в рамках закрытой сети оператора ШПД и качество предоставления которой оператор может контролировать - и улучшать, если требуется, развивая саму сеть и добавляя дополнительное вещательное оборудование. OTT же, в отличие от IPTV, - это услуга, для предоставления которой в качестве транспорта используются произвольные сети ШПД. Можно предполагать, что это новый виток эволюции IPTV, когда сеть вещательных серверов оператора заменяет CDN, а качество услуги обеспечивается за счет адаптивного вещания (ABR - adaptive bitrate, качетво получаемого видео зависит от качества интернет-канала).

Как подчеркнул Ираклий, и термин ОTT участники рынка понимают по-разному - в зависимости от того, чем они занимаются.

Во-первых, это VOD. Сервисы видео по запросу, которые предоставляются через интернет и используют разные модели монетизации (ivi, now, youtube и т.д.).

Во вторых, это WEBTV. Линейное вещание телеканалов, аналогично кабельному и спутниковому ТВ, просто использующие интернет как среду доставки (kartina, Yes, digiturk и т.д.).

В-третьих, под ОТТ понимается технология, которая позволяет раздавать контент на различные устройства (Sky Go, iPlayer и т.д.).

На конференции подробнее всего рассматривался именно "многоэкранный" асперт интернет-видео.

ОТТ кардинальным образом изменило отношение к многоэкранности. Именно первые интернет-сервисы, в частности - Netflix и Hulu, стали и первыми мультиэкранными сервисами. Российские интернет-услуги продолжают эту традицию и запускают и мобильные версии, и приложения для сonnected TV. В результате мультиплатформенность становится привычной для пользователей, и они начинают хотеть того же и от операторов. Как отметил Егор Яковлев, для пользователя совершенно естественно, что контент можно смотреть на любом устройстве. Создатели систем защиты контента CAS/DRM и правообладатели нарочно изобретают какие-то трудности, совершенно ничем не оправданные, и пытаются продать один и тот же контент несколько раз, не задумываясь о последствиях и, по сути, стимулируя пиратство. Пока эта бредовая ситуация - данность, и для операторов платного ТВ мультиплатформенные услуги - это, скорее, исключение.

На конференции решение для операторов, которые хотят организовать видео по запросу и на приставки, и на connected tv, показала компания CTI. Услуга на приставки работает в ряде сетей IPTV уже более года, однако вариант для телевизоров пока не внедрен ни в одной сети. Михаил Горячев из МТС рассказал о запущенном в коммерческую эксплуатацию в 2011 году мобильном телевидении через сети мобильной связи, но эта услуга пока никак не связана с платным ТВ, предоставляемым этим оператором в кабельных сетях. Единственное, как отметил Михаил, опыт кабельного ТВ помог компании в работе с контент-провайдерами. Очень осторожно к запуску OTT-услуг относится и "Акадо". По мнению Виктора Кореша, российские операторы просто находятся не на той стадии развития. В ближайшие три года предстоит переход на телесмотрение по интересам, когда абоненты перестают смотреть все подряд и начинают выбирать отдельные телеканалы. Более сложные облачные сервисы (подразумевающие и OTT) будут предлагаться операторами только на следующей стадии.

Про "неправильный" уровень освоения новых телевизионных услуг в России рассказал и Александр Ковальский, компания Lsky, разработчик жанрового телегида, который предполагается внедрять в платформе "Континент". По мнению Александра, первый этап телесмотрения - простое перещелкивание каналов. На втором абонент умеет организовывать отложенный просмотр (с помощью записи на видеомагнитофон или жесткий диск приставки), на третьем - смотреть нужные передачи в любом месте и в любое время с помощью технологий отложенного просмотра и многоэкранных решений. Так вот, 95 процентов телезрителей хотят только переключать каналы. Более сложные услуги их не интересуют. Именно поэтому услуги которые внедряются на российском рынке, должны быть максимально простыми, чтобы абоненты втягивались постепенно.

Итак, в отличие от иностранных операторов платного ТВ, российские пока не торопятся предоставлять ОТТ-услуги и не очень беспокоятся, что интернет-сервисы отобьют у них абонентов. По мнению Анатолия Сморгонского из "Вымпелкома", в данный момент на российском рынке OTT наблюдается некая стартовая толчея. Количество услуг стремительно растет, и каждый мечтает стать российским Hulu или Netflix. Выживут на рынке только самые сильные, и вот тогда-то они и придут к операторам ШПД, чтобы договориться о партнерстве для обеспечения качества доставки своих услуг.

Иностранные участники конференции считают, что российский рынок вполне "созрел". По мнению господина Джима Бенца из американской компании CSG International, он очень перспективен для интернет-услуг, потому как уровень операторского VOD совсем мал - около 5 процентов, а сети ШПД уже вполне хороши. Вопрос только в том, что запуск всех этих услуг достаточно затратен, а доход - невнятен. Джим рассказал об опыте своей компании. CSG International в целом занимается системами платежей для услуг операторов кабельного ТВ(BSS), но в последнее время также помогает клиентам продавать контент через интернет. Их опыт показывает, что сам контент-агрегатор часто делает это неэффективно, так как предлагает пользователям ограниченный спектр услуг. Например, спортивный телеканал NBC Universal Sports предложил пользователям только вариант подписки на доступ ко всему спортивному контенту на сайте, и успехом услуга не пользовалась. CSG организовали пакетные предложения и продажу отдельного видео - и это оказалось гораздо более эффективно. Естественно, решение компании работает для всевозможных абонентских устройств, проверяет права на доступ, поддерживает DRM и распространение контента в соцсетях и, наряду с подпиской, предлагает и решение по размещению рекламы. У российских компаний тоже есть аналогичный опыт - например, "НТВ-Плюс" успешно продает интернет-показы спортивных событий и тоже не только отдельные просмотры или общий доступ, но и пакетирует события определенным образом.

Интернет-видеосервисы уверены, что время ОТТ пришло. Во-первых, их абоненты как раз уже привыкли к новым моделям телесмотрения. Zoomby, к примеру, успешно развивается как сервис отложенного просмотра телепередач. Во-вторых, они считают, что бизнес-модель должна измениться как можно скорее. Егор Яковлев из Tvigle вообще не видит перспектив у операторов платного ТВ, сравнивая их с таксистами, которые везут за 500 рублей от Ленинградского до Казанского вокзала при условии, что что есть подземный переход для тех, кто готов предпринять минимальные усилия. Долго такая бизнес-стратегия операторов существовать не может, и участникам рынка стоит обговорить правила взаимодействия прямо сейчас, а не пытаться выжить и заработать поодиночке.

И напоследок приведем рейтинг видеоресурсов по результатам исследования TNS. Может быть, будущий супер-интернет-проект, который перевернет российский рынок, уже находится среди них. Материалы доклада TNS и других участников доступны на сайте конференции.

top_video (68K)

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий