Пленарное заседание началось с выступления замминистра связи А.К. Волина, одного из немногих крупных чиновников, неизменно выступающих на конгрессе и готовых к отрытому диалогу с вещателями. Признавая стремительный рост количества пользовательского контента (UGC), докладчик заметил, что он обычно представляет кратковременный интерес, причем для узкой категории зрителей. А состояние телевидения в целом и дальше будет определять небольшое количество телевещателей, способных генерировать профессиональный качественный контент. На производство такого контента, по оценкам замминистра, требуется не менее 0,5 миллиарда долларов в год. Очевидно, что такие затраты могут позволить себе очень немногие телеканалы, и именно качество их продукта будет определяющим в том, сохранит ли отечественное телевидение свое доминирующее положение или уступит его зарубежным игрокам. А.К. Волин остановился также на проблеме подготовки кадров для вещательной индустрии, заметив, что хотя количество журфаков в стране зашкаливает, журналистов телеканалам приходится готовить самостоятельно, практически с нуля. И может быть, стоило бы прекратить госфинансирование журфаков, а высвободившиеся средства отдать факультетам, готовящим востребованных специалиcтов для IT-сферы. Далее замминистра коснулся насущного сегодня вопроса импортозамещения. Знакомство со структурами отечественного производства привело аналитиков министерства к оптимистичному выводу, что единственная связанная с телевидением область, в которой невозможно импортозамещение, это производство оптики. Для остальных секторов отрасли к 2020 году в принципе могут быть построены полные производственные линейки, причем процесс импортозамещения начнется с регионов, а затем выйдет на федеральный уровень. Через 5 лет увидим, насколько сбудется этот прогноз. В то же время отметим замечание Волина о нулевой вероятности появления у нас в ближайшие 5-8 лет техники, которой нет на выставках NAB или IBC. По нашим наблюдениям, это не всегда понимают в ассоциации АРПАТ и некоторых НИИ, периодически предлагающих разработки, плохо согласующиеся с общепринятыми технологиями. Также трудно не согласиться с еще одним наблюдением: сегодня и в потребительской, и в профессиональной сфере не спрос определяет предложения, а, напротив, предложение формирует спрос. Этот процесс хорошо прослеживается на основных отраслевых выставках и конференциях. Другими словами, перспективы внедрения определенной технологии стоит оценивать не с позиции ее возможной пользы для потребителей операторов или вещателям, а по степени заинтересованности крупных производителей и поставщиков услуг. Замминистра еще раз подтвердил, что директивное отключение аналогового эфирного ТВ не планируется, но в конце 2018 года будет прекращено его государственное субсидирование. Сегодня оно дотируется в населенных пунктах с населением менее 100 тысяч человек. Одновременно к концу 2020 года ожидается обновление парка телевизоров у потребителей с переходом на модели с цифровыми тюнерами. Это, по мнению Волина, должно резко снизить актуальность аналогового вещания. Учитывая наличие вторых, третьих и дачных телевизоров, этот вывод не кажется очевидным, зато он хорошо вписывается в концепцию развития эфирного вещания. Докладчик также напомнил, что к 2021 году планируется перевод цифровых эфирных телеканалов на вещание в HD-формате и что уже сегодня выделено несколько зон для тестового вещания, которое телеканалам предложено оплачивать самостоятельно. Пока они не воспользовались этим предложением, и если промедлят еще пару лет, возможно, выделенные частоты будут переданы LTE-сетям. Но самую активную и многочисленную часть участников конгресса — региональных вещателей — более всего интересовали перспективы сохранения их собственных позиций в эфире. А более предметно — возможности формирования региональных мультиплексов и перспективы сетевого партнерства местных каналов с федеральными сетями.
Высказывались также опасения, что, несмотря на обнадеживающий комментарий А.К. Волина, при разрыве договора регионала с федеральной сетью преимущественное право на эфирную частоту останется за сетью, если она ей зачем-то окажется нужна. Регионалы были обижены и на сетевых партнеров, не высказывающих интереса к распространению региональных версий, и на РТРС, которая якобы создала инфраструктуру для вставки региональной рекламы, но не предусмотрела возможности добавлять полноразмерные материалы сетевых партнеров. Последнюю претензию опроверг директор департамента стратегии РТРС А. Черников. Технология региональных вставок рекламы и местного контента совершенно одинакова, но вот стоимость реализации зависит от размера вставляемых фрагментов, которые надо не только передавать на ретрансляторы, но и хранить там до момента выдачи в эфир. Чем больше объемы вставок, тем большие размеры хранилищ требуются около каждого ретранслятора. Реализация вставок в любом случае заметно усложняет и удорожает инфраструктуру распространения, поэтому неудивительно, что услуга пока не пользуется спросом. РТРС готова развернуть такую инфраструктуру для любого телеканала, но пока получила заказ только от ВГТРК. У телевещателей с полностью собственным программированием перспективы менее плачевные. Однако многие из них сетовали на перенос их каналов с первых кнопок на частотные «задворки» кабельных сетей и на нехватку времени, чтобы освоить работу в интернет-среде. В этом контексте неоднократно звучали призывы все-таки попытаться провести «потерянную» поправку к закону о СМИ, обещавшую статус общедоступных двум региональным и одному муниципальному телеканалу в каждом муниципальном образовании. Многие были также озабочены грядущим запретом губернаторам тратить бюджетные средства на самопродвижение, который лишит региональные телекомпании 20-30 % их доходов. В одном все регионалы были единодушны: региональное вещание должно быть поддержано на государственном уровне. Наибольшим политическим пафосом отличалось выступление главы телекомпании ТНВ И.Ю. Аминова. По его словам, программа цифровизации устранила информационное неравенство, но добавила еще более серьезное неравенство — «по национальному признаку». Кто-то сейчас берет на себя ответственность лишить народы России закрепленного в Конституции РФ права смотреть телевидение на родном языке. Второй аргумент Амина вообще был похож на угрозу: в результате массового закрытия региональных телекомпаний на улицах появятся десятки тысяч грамотных, политически активных людей «с не очень хорошим настроением». Другие телевещатели делали акцент на социальные и политические задачи, которые помогает решать региональное телевидение. Они предоставляют местной власти эфир для информирования о госуслугах, налоговых правилах, выделяют время для поддержки кандидатов в Госдуму по одномандатным округам и т.д. Участникам конгресса было предложено не только составить резолюции по результатам обсуждения, но и поддержать ее массовой рассылкой писем с претензиями и предложениями в отраслевые комитеты и ведомства.
Замминистра связи о состоянии отрасли
Замглавы Минкомсвязи говорил о планах развития индустрии до 2025 года. Напомним, что 16 тезисов стратегии развития телевизионной отрасли на ближайшие 10 лет были впервые обнародованы им на ялтинской конференции АКТР в мае 2015 года. Эти тезисы представляют собой не столько руководство к действию, сколько констатацию сегодняшних индустриальных реалий, существенных фактов, исходя из которых надо выстраивать свою работу в отрасли. Именно поэтому, по словам Волина, концепция не оформлена в виде письменного документа. И на конгрессе НАТ речь шла о тех же ключевых вопросах. Замминистра констатировал, что программа цифровизации эфира, по крайней мере в ее последней редакции, близка к завершению: первый мультиплекс доступен практически везде. В то же время при планировании стратегии развития на следующие 10 лет в Минкомсвязи учитывали, что эфирное телевидение (в развитие которого, заметим, были вложены огромные государственные средства) не только не является монопольным вариантом получения телевизионного сигнала, но даже перестало быть доминирующим. По оценкам Минкомсвязи, доля эфирного просмотра составляет сегодня 36 %, кабельного — 33 % и спутникового ТВ — 31 %. Другими словами, доля неэфирного ТВ почти вдвое больше доли эфирного. Причем в этой статистике не учтены сети IPTV и интернет-распространение. Дальнейшему увеличению распространения ШПД, а следовательно и ОТТ, должна способствовать реализация программы строительства оптоволоконных сетей в населенных пунктах с населением от 250 человек. К 2020 году предполагается охват 80 %, а к 2024 — 97 % территории. В секторе кабельного распространения продолжается укрупнение сетей и одновременно расширяются функции кабельных операторов. Они создают свои фильмотеки, начиная работать непосредственно с контентом. Одновременно контент телеканалов появляется в Интернете в формате VOD или живого вещания, откуда доступен для приема на разные устройства. По словам Волина, люди перестают «смотреть телевизор, но не телевидение»: несмотря на рост востребованности VOD, живое вещание останется превалирующим. От себя заметим, что статистика не подтверждает и снижения традиционного телепросмотра. Важнейшим фактором, который определит рост просмотра нелинейного ТВ, Волин, как и многие, считает рост парка Smart TV. К 2025 году такие телевизоры появятся практически во всех домохозяйствах. И станут основным средством просмотра ТВ. От себя опять же хочется вставить ремарку, что пока интернет-телевидение многим комфортнее принимать на компьютер. Говоря о взаимоотношении Интернета и телевидения, докладчик высказал неожиданную мысль, что Интернет для полноценной загрузки нуждается в тяжелом трафике, который может обеспечить только телевидение, поэтому интернет-провайдеры будут инициировать передачу видео по своим сетям. Обычно видео, напротив, рассматривается как источник потенциальной перегрузки интернет-каналов, а интернет-провайдеры чувствуют себя обиженными, не получая компенсации за резкий рост нагрузки на их сети. Кто-то сейчас берет на себя ответственность лишить народы России права смотреть телевидение на родном языке.
По поводу первого вопроса Волин повторил давно сформулированный вывод: общие затраты на распространение регионального мультиплекса сетью РТРС превысили бы 12 миллиардов рублей в год, а это превышает рекламные возможности всех региональных каналов вместе взятых. От себя напомним, что рассматривались и «гибридные» варианты третьего мультиплекса, но и они отпали из-за отсутствия платежеспособных претендентов. А.К. Волин также не видит предпосылок для продолжения сетевого партнерства после окончания аналогового эфирного вещания в регионах. На его взгляд, с развитием кабельного, спутникового и других вариантов распространения необходимость в региональных партнерах исчезает. В то же время он заметил, что никто не планирует искусственно форсировать разрыв сетевого партнерства. Кроме того, в Министерстве связи и массовых коммуникаций считают, что в случае разрыва частота должна остаться за региональным партнером. В контексте бесперспективности сетевого партнерства Волин в очередной раз предложил небольшим вещателям осваивать интернет-среду, хотя признал существующие сложности вещания в Интернете, одна из которых — отсутствие полноценных измерений аудитории, которое можно было бы предъявить рекламодателям. Почему сетевое партнерство себя изжило, осталось не совсем понятным, по словам самого Волина, оно создает удачный микс из местных новостей, разгоняющих зрительский интерес, и качественных фильмов и передач от федерального партнера.