Итоги года подвел в своем вступительном слове президент НАТ Э.М. Сагалаев. Очевидной неудачей последних месяцев можно считать отсутствие заметных результатов в борьбе против поправок к закону «О рекламе». Напомним, что с 1 января 2015 года реклама запрещена на всех каналах, кроме имеющих эфирную лицензию, полученную на конкурсной основе.
Из положительных итогов года президент НАТ отметил перенос отключения аналогового вещания на 2018 год. Уточним, что правительственная комиссия приняла решение о целесообразности сохранения аналогового вещания в эфире до этого года включительно. В практическом плане это означает сохранение финансовой поддержки эфирного вещания в городах с населением более 100 тыс. до конца 2018 года. Но никаких директив о необходимости отключения «аналога» в какой-либо срок в решении нет.
Второй момент, отмеченный Э. Сагалаевым как положительный, — появление проекта поправок к закону «О связи» о присвоении всем эфирным каналам, получившим эфирную лицензию в результате прохождения ФКК, статуса обязательных к распространению.
Проблемы кабельных операторов
Надо сказать, что в такой редакции поправки оставляли много вопросов. Их непредсказуемые последствия для кабельных операторов анализировались в редакционной статье Н. Орлова, опубликованной в прошлом номере «Теле-Спутника». Проблема не в том, что кабельщиков обязывают ретранслировать федеральные и местные эфирные телеканалы, — они и так присутствуют практически в каждой сети. Но данная поправка жестко регламентирует схему разделения каналов между базовым и платными пакетами. В первый должны будут войти все каналы с эфирной лицензией, полученной через ФКК, причем не только местные и федеральные, но также и, например, нишевые каналы для диаспор, если они имеют такую лицензию. А остальные каналы должны быть переведены из базового пакета в платные. Очевидно, что подобная регламентация лишает кабельных операторов важнейшего маркетингового инструмента — возможности пакетировать ТВ-услуги оптимальным для себя образом. Об этом же Н. Орлов говорил и на конгрессе НАТ.
Но немного позже замминистра связи А.К. Волин озвучил конгрессу скорректированное предложение министерства в отношении выбора каналов, обязательных к распространению. Таковыми предложено считать все каналы первого и второго мультиплексов, а также по два региональных и по одному муниципальному каналу в каждом муниципальном образовании. Выбор этих каналов предложено возложить на Федеральную конкурсную комиссию. Альтернативный вариант — выбор обязательных каналов администрациями регионов и муниципальных образований — был отвергнут, так как, по мнению руководителей Минсвязи, этот статус получали бы в основном придворные каналы местных администраций.
А.К. Волин также подчеркнул, что дополнительные три канала лягут обременением только на кабельных операторов, а DTH при их глобальном охвате должны будут распространять только два федеральных мультиплекса.
Для кабельщиков новая редакция поправок проясняет ситуацию, но не снимает основной проблемы — невозможность пакетировать каналы и тарифицировать услуги оптимальным для себя образом. Опросы «Теле-Спутника» показали, что заметный процент телезрителей считает для себя достаточными каналы двух первых мультиплексов.
А если к ним добавятся еще три актуальных канала местного масштаба, то это удовлетворит потребности существенной части абонентской базы, и у небольших операторов появится шанс превратиться в чистых «связистов», предоставляющих Интернет и транзитную передачу пакета обязательных телепрограмм. Кроме того, нерешенной осталась проблема, которую озвучил в своем выступлении вице-президент АКТР Михаил Силин. Обязательства кабельных операторов по ретрансляции обязательных каналов прописываются достаточно четко, но встречные обязательства по предоставлению телеканалами точки присоединения не прописаны нигде. Доставка обязательных каналов до ГС оператора остается проблемой самого оператора.
Что касается вещателей, то их такая редакция поправок не порадовала, и в резолюцию конгресса вошел пункт с предложением сохранить первую редакцию.
Проблемы вещателей
Основное внимание на конгрессе НАТ, разумеется, уделялось вопросам вещателей. Главный вопрос: как в новых условиях выживать тем региональным телекомпаниям, которые по тем или иным причинам не попали в категорию бесплатно-обязательных? Некоторые из них получили лицензию без конкурса, другие распространяются только в кабеле, потому что в их городе в принципе нет эфирного вещания, а третьи никогда и не претендовали на место в эфире. Причем многие из этих каналов платят кабельным операторам за вход в их сети. Директор одного из музыкальных каналов поинтересовался у замминистра, как он предлагает выживать вещателям данной категории. Алексей Константинович предложил этому каналу продолжать выживать за счет платной ротации клипов, а неэфирным вещателям в целом — за счет замены рекламы на другие формы информационной поддержки. В целом он в разных вариациях проводил мысль о том, что для большинства телеканалов, оплачивающих вход в кабельные сети, реклама — не единственный источник дохода. Многие из них, по его мнению, практикуют разные формы информационной поддержки коммерческих компаний и/или пользуются помощью местной администрации.
Он отметил также, что Минсвязи будет рекомендовать ФАС трактовать понятие рекламы более узко. Например, не воспринимать как рекламу любую положительную информацию о каком-то проекте в местном выпуске новостей. Такая мера кажется несколько натянутой, так как разница между рекламой и «просто хорошей новостью», очевидно, определяется коммерческими условиями выдачи новости в эфир. Но, видимо, в сложившейся ситуации Минсвязи приходится закрывать глаза на логические неувязки.
В целом замминистра связи отметил заметное снижение рекламы на региональном ТВ и в печатных изданиях и ее небольшой рост на радио и в Интернете. Этот рост он объясняет перетоком рекламы в более дешевые среды. А с 1 января добавится еще одна причина для перетока рекламы в Интернет, благо эта среда пока никак не регулируется в плане рекламы. Впрочем, чиновники обещают вскоре восполнить этот пробел.
А.К. Волин отметил, что снижение уровня рекламы стоит компенсировать послаблением запретов на определенные ее виды. Так, уже возвращена реклама медицинских услуг и, видимо, пора возвращать также рекламу табака и всех видов алкоголя, по крайней мере в печатных СМИ.
Раздражение региональных вещателей усиливалось тем, что в преддверии отключения «аналога» чиновники Роскомнадзора настойчиво рекомендовали им искать свое место в кабельных сетях. Многие последовали этому совету, причем часто использовали кабельную версию своего канала для отработки схемы круглосуточного вещания, которое было заявлено в качестве условия вхождения в третий мультиплекс. Теперь же рекомендованная тактика завела каналы в тупик — привязка к кабельным сетям сыграет с вещателями злую шутку, а формирование третьего мультиплекса отложено как минимум до 2019 года. К сожалению, приглашенные на конгресс руководители Роскомнадзора так и не появились и ожидаемого диалога с ними не получилось. Не было и представителя ФАС. Возможно, потому что все они были приглашены на заседание Правительственной комиссии по телерадиовещанию, назначенную на день пленарного заседания, хотя А.К. Волину это не помешало приехать на конгресс.
В создавшихся условиях, по мнению ряда вещателей, было бы логично начать создание в регионах альтернативных мультиплексов, которые формировались бы не по правилам, прописанным правительственной комиссией, а исходя из бизнес-целесообразности для самих участников мультиплекса. Причем оператором связи совершено необязательно должна была бы выступать РТРС. Эта мысль высказывается на конгрессе уже не первый год, но сейчас, в связи с поправками к закону «О рекламе» с одной стороны, и с распространением телевизоров со встроенным цифровыми тюнерами — с другой, эта схема стала еще более привлекательной. Сегодня создание альтернативных мультиплексов формально не запрещено, но легализовать немногие оставшиеся тестовые проекты ЦТВ тоже не получается. Позицию отраслевых ведомств в отношении альтернативных мультиплексов объяснил А.К. Волин: при их стихийном формировании региональные каналы с большой долей вероятности войдут туда со своими сетевыми партнерами, у которых в этом случае не останется стимула оплачивать свое присутствие во втором мультиплексе.
На заседании был представлен и наш основной орган законодательной власти, Госдума, правда, исключительно «сочувствующими» депутатами. Нынешний председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Л. Левин заверил собравшихся, что комитет считает своей обязанностью защищать в Думе интересы НАТ, правда, плана действий в этом направлении не озвучил. Зато он отметил действия своих коллег по Думе в отношении поддержки региональных операторов. Речь шла о двух инициативах. С первой в конце октября выступил депутат фракции «Единая Россия» Михаил Сердюк, который также присутствовал на пленарном заседании. Он предложил вывести из категории платных региональные и муниципальные каналы, вещающие через кабельные сети, что позволило бы им сохранить рекламу. Как выяснилось, со схожими предложениями выступила группа депутатов от Республики Татарстан. Леонид Левин призвал вещателей из других регионов обратиться за поддержкой предложения Татарстана к своим парламентариям. По его мнению, инициатива со стороны такого важного региона, как Татарстан, может быть воспринята более серьезно, чем пролоббированное НАТ предложение Михаила Сердюка. А если ее поддержат другие региональные группы, то шансы на успех еще более возрастут.
А.К. Волин, в свою очередь, признался, что Минсвязи не готово поддерживать инициативы М. Сердюка и Татарстана по той причине, что такие поправки неоправданно нарушили бы правовое единообразие работы федеральных и региональных каналов.Для полноты картины отметим еще одну категорию претензий со стороны региональных вещателей. Они адресованы кабельным операторам, которые по своим личным соображениям отказывают им в распространении. Последствия особенно серьезны, если такой конфликт возникает с фактическим монополистом в регионе. По словам вещателей, никаких реальных рычагов воздействия на таких операторов у них нет. Готовых схем разрешения подобных конфликтов они на конгрессе действительно не получили, единственные рекомендованные методы — это переговоры и лоббирование своих интересов через местную администрацию.
Поднятые вопросы нашли отражение в резолюции конгресса. В ней, в частности, предлагается инициировать ускоренную процедуру проведения всех действующих эфирных лицензий через ФКК, превратив тем самым все эфирные каналы в бесплатные, а также сохранить первоначальную трактовку понятия обязательных каналов, что сделает все эфирные каналы обязательными. Еще два пункта резолюции указывают на необходимость поддержки думских инициатив, предлагающих распространить статус бесплатных на региональные и муниципальные каналы. В резолюцию также вошло предложение начать запуски коммерческих эфирных мультиплексов.
Телеизмерения
Телеизмерения — одна из тем, традиционно обсуждаемых на каждом конгрессе. Но в этом году обсуждать было почти нечего. Последние 15 лет телеизмерениями в России занимается компания TNS, и все это время результаты ее работы вызывают неудовольствие ряда крупных компаний, считающих, что TNS недостоверно отражает рейтинги.
«Первый канал» даже отказался от пользования услугами этого измерителя. Но отказ носил, скорее, декларативный характер, так как «Видео Интернешнл», продающая рекламу на «Первом», продолжает пользоваться услугами TNS. Напомним также, что два года назад был проведен международный аудит работы TNS, признавший корректность применяемых методик и инструментов измерений, а также их соответствие международным нормам и практике. Но результаты аудита не убедили оппонентов, и осенью прошлого года «Первый канал», ВГТРК и «Газпром Медиа» (НТВ, ТНТ, ТВ-3, «2х2», «Пятница») создали «Индустриальный комитет по телеизмерениям» (ИКТ) который должен провести тендер на выбор измерителя на срок с 2017 по 2026 год. Позже к ИКТ присоединились «СТС Медиа», владеющая каналами СТС, «Домашний» и «Перец», и «Национальная Медиа Группа», в состав которой входят «Пятый канал» и РЕН ТВ.
ИКТ позиционирует себя как сообщество, реализующее тендер в интересах всей телеиндустрии, и, наверное, имеет на это право, так как основной объем эфирной рекламы приходится на каналы вещателей, входящих в этот комитет.
Предполагалось, что результаты тендера будут объявлены накануне конгресса, но процедура выбора затянулась, и потому исполнительный директор ИКТ Александр Костюк смог только рассказать собравшимся о требованиях партнерства к будущему измерителю.
Так как договор заключается до 2026 года, от измерителя ожидают формирования платформы, которая сохранит технологическую актуальность на весь этот срок.
Она должна измерять внедомашнее телесмотрение и доступ к программам через Интернет, учитывать не только линейный, но и отложенный просмотр, а также получение услуг на второй экран.
Второе требование: панель должна охватывать населенные пункты с числом жителей от 12 000 (сейчас измерения проводятся только в городах «100 тыс. плюс»).
Сама выборка также должна увеличиться вдвое, с сегодняшних 5 тысяч до 10 тысяч домохозяйств — а это около 25 тысяч телезрителей. Заметим, что размер и охват выборки, вероятно, зависят от готовности заказчика оплачивать измерения в требуемом объеме, а не от технологической оснащенности измерителя.
Еще одно принципиальное требование: результаты измерений рейтингов должны быть доступны заказчикам уже на следующий день после измерения.
И наконец, для исключения беспокойства со стороны клиентов работа измерителя должна регулярно подвергаться внешнему аудиту.
Заявки на участие в тендере подали четыре компании, включая TNS, но подведение итогов уже дважды откладывалось, и на момент подготовки материала появилось сообщение о том, что ИКТ планирует поменять условия тендера (см. стр. 32).
Перспективы цифрового эфирного телевидения
Отдельная сессия конгресса была посвящена стратегии развития цифрового вещания в России.
Модерировал ее заместитель ген. директора РТРС Виктор Пинчук, отвечающий в компании в том числе и за вопросы технологического развития. Он же сделал и вводный доклад, который начал с текущего положения дел.
Строительство первого мультиплекса близко к завершению, и на январь 2015 года охват сигналом населения должен составить около 90%. Если точнее, то сигнал охватит территорию проживания 90% наших сограждан. Строительство второго мультиплекса затормозилось из-за неготовности его участников оплачивать свое распространение в населенных пунктах «50 тысяч минус». Более крупные города предполагается полностью охватить вторым мультиплексом уже в 2015 году, а строительство и запуск передающих центров в населенных пунктах «50 тысяч минус» растянуть до 2018 года, на который и придется почти половина запусков.
Вторая часть доклада была посвящена перспективам развития отрасли. Они будут определены в дорожной карте развития отрасли на срок до 2025 года, которая пока в начальной стадии обсуждения.
РТРС в рамках формирования дорожной карты поручены научно-исследовательские работы, и сейчас компания занимается анализом тенденций развития телевещания в России и мире. Докладчик перечислил самые существенные, по мнению РТРС, тенденции в области телевещания.
Основные характеристики вещательного канала DTMB2.0
- поддержка UHDTV;
- транспортная полоса 6/8MHz, 1.4/3/5/10/20MHz (option);
- битовая скорость >70Mbits/s in a single 8MHz channel;
- спектральная эффективность >8bit/s/Hz;
- c/N -5dB~20dB;
- поддержка SISO, MISO, 2*2 MIMO;
- поддержка 256 PLP;
- возможность агрегации частот.
Одна из важнейших тенденций — растущее разнообразие абонентских приемных устройств, позволяющее получать контент путями, альтернативными линейному вещанию. Это создает новые возможности, в том числе и для традиционных операторов. Это заключение подкрепляется выводами Европейского вещательного союза о том, что новые технологии доставки в обозримом будущем не будут восприниматься как полноценная альтернатива традиционным вещательным сетям для доставки телесигнала массовой аудитории, распределенной на больших пространствах. В рамках таких проектов новые технологии будут дополнять основную, вещательную.
Говоря о технологических явлениях, которые необходимо принимать во внимание при формировании дорожной карты, докладчик выделил два момента: во-первых, активное развитие мобильного вещания и ОТТ-платформ на базе сетей 4G; во-вторых, неизбежность начала вещания в форматах сверхвысокой четкости.
Среди контентных тенденций замглавы РТРС отметил прирост рынка контекстной рекламы и постепенный переток рекламы в более интерактивные медиа, а также снижение доли телесмотрения каналов общей направленности, в том числе крупнейших федеральных в пользу просмотра тематических каналов и контента медиатек. Кроме того, он отметил некоторое снижение объема телесмотрения в младших возрастных группах при его одновременном увеличении среди людей старшего возраста.
Все перечисленное формирует неплохой задел для дальнейшего развития вещательных сетей, в том числе и цифровых эфирных, но в то же время требует адаптации методов работы операторов к новым реалиям.
Если Виктор Пинчук озвучил общепризнанные тенденции (вопрос был только в расстановке акцентов), то содержание доклада зам. генерального директора МНИТИ Константина Быструшкина оказалось совершенно неожиданным. МНИТИ, как известно, был создан 65 лет назад для разработки технологической базы для развития отечественной телеиндустрии. Все эти годы институт выполняет НИОКР для всей телевещательной отрасли, а также разрабатывает собственные прикладные решения.
В этом году работа МНИТИ даже была оценена Премией им. Владимира Зворыкина, победители которой были объявлены перед началом конгресса. МНИТИ получил премию в номинации «За создание и/или усовершенствование оборудования/технологии в области телерадиопроизводства», и вероятно заслуженно. Но доклад Константина Быструшкина касался выбора технологии для построения сетей цифрового эфирного телевидения, а все сети раздачи цифрового ТВ-сигнала в России, как известно, строятся на базе европейских стандартов DVB.
В МНИТИ считают, что эту традицию пора ломать, по крайней мере в эфире. По мнению Константина Быструшкина, к 2019 году на смену нынешнему стандарту DVB-T2 неизбежно должен прийти новый — DVB-T3. Заметим, что в самом консорциуме DVB об этом пока не знают, но логика прогноза основывалась на том, что стандарт должен быть заменен на другой, чтобы как минимум не допустить остановки и развала производств, работающих на телеиндустрию. И в момент смены поколений DVB с учетом сегодняшних политико-экономических тенденций стоит перейти на стандарт, не завязанный на западное производство. С учетом нынешнего сближения России и Китая выбор пал на китайский стандарт DTMB. Формально он создается в рамках международного проекта FOBTV (Future of Broadcast Television Initiative), но фактически это вторая версия китайского стандарта цифрового эфирного ТВ, разрабатываемого китайским национальным инженерно-исследовательским центром цифрового телевидения NERC-DTV.
Приехавший на конгресс представитель NERC-DTV обрисовал планы развития цифрового телевидения в Китае и познакомил присутствующих с основными характеристиками нового стандарта. Амбициозные планы Китая включают, в частности, переход на 4К, затем на 8К и далее на голографическое телевидение.
А для распределительных сетей цифрового эфирного телевидения сейчас разрабатывается второе поколение транспортного стандарта. Он будет обслуживать фиксированный и мобильный прием как вещательных, так и персонализированных услуг с поддержкой обратного канала.
Степень готовности стандарта, а также характер участия в проекте МНИТИ докладчики не уточнили.
О необходимости снять технологическую зависимость российской телеиндустрии от западных производителей шла речь также на круглом столе ВГТРК, прошедшем в рамках конгресса. Проведенное этой телекомпанией исследование российского производственного рынка выявило довольно много профильных производителей, и ВГТРК готова взять на себя поддержку и координацию их работы. Координация будет заключаться в тестировании оборудования, формировании рекомендаций по его доработке и его использовании в филиалах ВГТРК. Пока, правда, на отечественном оборудовании ВГТРК удалось собрать только небольшой телецентр, причем не полностью. Такие ключевые компоненты, как камеры, мониторы и микшеры, там все равно импортные.
На круглом столе были выявлены и характерные минусы работы с отечественными производителями: у них обычно более узкая модельная линейка, более долгое время исполнения заказа и иногда худшие условия гарантии, чем у крупных зарубежных поставщиков. Первые два момента объясняются как раз малым масштабированием производства по сравнению с мировыми производителями. Тем не менее в ВГТРК смотрят в будущее с оптимизмом и надеются к 2020-2021 годам собрать крупный телецентр из полностью российских компонентов. К этому моменту в ВГТРК ожидают начало вещания в 4К.