Сервис основан в 2016 году, его выручка по РСБУ за 2019 год составила 15,2 млн рублей при чистой прибыли 8,9 млн рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»). По словам Константина Попова, «Умный житель» разработал решение, которое позволяет через мобильное приложение проводить онлайн-голосование жильцов, общаться с управляющей компанией (УК), заказывать услуги по дому, а также «отгружать информацию из умных счетчиков, проводить оплату и передавать данные УК». Оплачивают услуги «Умного жителя» сами УК, в зависимости от числа лицевых счетов сумма составляет от 3 тыс. рублей в месяц.
В сфере «умного ЖКХ» уже работают операторы связи — «Ростелеком», «Вымпелком», МТС и «МегаФон». По оценке последнего, к 2022 году объем этого рынка составит 1,2 млрд рублей. Компания «Русатом инфраструктурные решения» оценивала, что в течение десяти лет только рынок «умных электросчетчиков» может превысить 60 млрд рублей в год, а с учетом контроля тепла, горячей и холодной воды рынок «умного ЖКХ» достигнет 100 млрд рублей.
Элементы сервисов «умного ЖКХ» входят в более масштабные системы «умных городов». Борьба за этот рынок обострилась. «Ростелеком» хочет стать оператором проекта «Цифровой город», амбиции на этом направлении есть и у «Росатома». Сбербанк в прошлом году обозначил свой интерес, заключив соглашение с Orange Business Services.
Проектов, подобных «Умному жителю», на рынке много, в основном это небольшие локальные игроки, а в регионах такие решения реализуют операторы, отмечает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. «Игроков много, и пока не удалось продавить единого решения от условной госкомпании», — добавляет он.
Успешность приложению могут обеспечить специальные условия для клиентов, которые сбытовые компании разработают вместе с банком, полагает глава Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. «Например, сбытовая компания видит, что я надежный плательщик, и предлагает мне скидки. Или разрабатывает под меня тарифы. Такое решение напрашивается уже давно», — рассуждает он.
Похожую на «Умного жителя» функциональность предлагает портфельный проект Фонда развития интернет-инициатив MyGuru, отмечает заместитель директора фонда Дмитрий Калаев. По его словам, на рынке технологий в недвижимости более десятка маленьких игроков и нет лидеров. Ключевыми поставщиками сервиса остаются УК, которые редко готовы менять технологии, даже если ими недовольны жильцы.
Главная проблема «умного ЖКХ» в том, кто будет платить за инфраструктуру, объясняет главный редактор Content Review Сергей Половников. «На сбор данных и организацию платежей очередь из желающих огромная. Только вот УК не торопятся устанавливать счетчики с автоматической передачей данных, для них это пока нерентабельно», — говорит он. Хочет ли сам Сбербанк стать инфраструктурным оператором на этом рынке, пока неясно.
Ранее сообщалось, что в Совете Федерации проведут парламентские слушания по цифровизации ЖКХ.
В августе «Ростелеком» через свою дочернюю компанию приобрел51% долей ООО «Фастек» — поставщика программных решений в области управления ЖКХ.