img01 августа 2022 в 14:24

Спорт — драйвер медиарынка

Спорт играет огромную роль в развитии мирового телевизионного рынка. Он притягивает к экранам многомиллионную аудиторию болельщиков, готовых выкладывать немалые деньги за подписки на премиальные пакеты телеканалов, на которых можно наблюдать за любимыми командами и спортсменами. Вещатели же соревнуются между собой, желая обладать правами на топ-турниры и стремясь привлечь аудиторию максимально качественной и технологичной трансляцией.

Недавно компания Samsung Electronics провела исследование, которое показало, что поклонники спорта даже пропускают свадьбы, дни рождения друзей или членов семьи и детские праздники ради просмотра прямой трансляции. А споры о том, какое именно соревнование смотреть по ТВ часто вызывают семейные ссоры, в результате которых кто-то из членов семьи уходит, чтобы посмотреть свое любимое спортивное событие в прямом эфире в другом месте.

Просмотр спорта по ТВ популярен и в России. По данным Mediascope, трансляции зимней Олимпиады в Пекине посмотрело 64 % жителей РФ в городах с населением более 100 тыс. человек. При этом средний зритель потратил на просмотр трансляции почти 6 часов. Высокие рейтинги показали прошедший в России в 2018 году Чемпионат мира по футболу и Чемпионат Европы – 2020, несколько матчей которого состоялись в Санкт-Петербурге.


Права имеют значение

Все это, конечно же, не может пройти незамеченным для игроков вещательного рынка, между которыми разворачивается напряженная борьба за обладание правами на трансляцию топовых турниров, а сами права подчас стоят просто заоблачных денег.

Только за последнее время появился ряд новостей о желании крупных медиаконцернов приобрести активы спортивных вещателей. Warner Bros. Discovery договорился с BT Group о создании совместного предприятия (СП, — прим. ред.), в рамках которого произойдет объединение производственных и операционных активов BT Sport и Eurosport в рамках компании WBD Eurosport. СП получит один из самых обширных портфелей спортивных прав премиум-класса, включая футбольные еврокубки, Английскую Премьер-Лигу (АПЛ, — прим. ред.), смешанные единоборства UFC, Олимпийские игры, теннисные турниры Большого шлема и многие другие.

Спортивный стриминговый сервис DAZN ведет переговоры о покупке конкурента — Eleven Sports. Таким образом компания хочет расширить свое контентное предложение и выйти на новые рынки. Приобретение Eleven Sports даст сервису доступ к новым территориям, а также права на «Формулу-1» в Польше, Лигу чемпионов УЕФА, АПЛ в Португалии и французской Лиги 1 в Бельгии. Любопытно, что изначально DAZN приценивался к BT Sport, но WBD его опередила.

Viaplay Group приобретет британскую медиакомпанию Premier Sports, которой принадлежат права на испанскую Ла Лигу, Кубок Шотландии, Кубок Шотландской лиги и Кубок Италии по футболу и различные другие турниры. Компания посчитала такой шаг необходимым в преддверии выхода стримингового сервиса Viaplay на британский рынок, который запланирован на осень.

И это только самые свежие примеры.

В России нет такой острой конкуренции между спортивными вещателями, так как основную долю рынка занимает федеральный «Матч ТВ». Разве что запуск стриминговой платформы Okko Sport несколько подогрел ситуацию. Благодаря ей «Матч ТВ» был вынужден выложить рекордную сумму за права на трансляцию игр Российской премьер-лиги по футболу (РПЛ, — прим. ред.), предложив платить за них по 6,6 млрд рублей в первые два года действия соглашения и по 7,7 млрд рублей — в следующие два. Правда, столь щедрое по российским меркам предложение имеет и обратную сторону. Когда РПЛ захотела организовать новый турнир — Кубок Лиги, «Матч ТВ» пригрозил пересмотром соглашения, так как, по мнению вещателя, создание нового турнира негативно скажется на медийной привлекательности чемпионата России по футболу и Кубка России по футболу. В результате проект нового кубка был свернут.

Спорт высоких технологий

Спорт играет столь важную роль для телевизионной индустрии не только из-за повышенного интереса зрителей, но и потому, что он является прекрасным полигоном для обкатки и внедрения новых вещательных технологий. Олимпиады и чемпионаты мира представляют собой не только состязание спортсменов, но и смотр передовых достижений в области телевещания. Увеличение количества, качества и типов телекамер, внедрение новых стандартов видео и звука, разнообразие типов графического сопровождения трансляции, 4K/8K, HDR, AR/VR, мультиэкранность и многое другое проходит обкатку и находит применение именно на спортивных аренах и в околоспортивных эфирах.

Спорт — это источник уникальных ощущений для зрителей как на стадионах, так и возле телевизоров. Поэтому перед специалистами, обеспечивающими трансляции спортивных мероприятий, стоит важная задача не упустить самые острые моменты соревнования и передать их зрителю в лучшем виде и качестве. Ситуация осложняется тем, что в отличие от постановочных или новостных съемок, спортивные трансляции необходимо показывать в прямом эфире с минимальной задержкой.

Приведу несколько примеров использования инноваций в показе спорта.

Съемки с квадрокоптеров становятся привычной практикой на спортивных трансляциях. Прежде для съемки панорам с воздуха строились специальные фермы над стадионом, по которым на специальных рельсах передвигались камеры. Также используется камера-паук, расположенная на специальной системе тросов. Это дает необходимый эффект, но применимо далеко не на каждой арене и не в каждом виде спорта. Дроны решают эту проблему и стоят дешевле, чем специальные инженерные решения.

Также в спортивных трансляциях все чаще используют экшен-камеры, установленные на амуниции спортсменов. Например, во время прошлого чемпионата мира по хоккею камеры GoPro крепили на шлемах игроков разных сборных и включали записи с них в официальные трансляции. Такая же схема используется в некоторых олимпийских видах спорта, таких как бобслей, биатлон или сноуборд. Экшен-камеры применяют широко и в автоспорте.

Очень разнообразит просмотр технология bullet time (техника съемки для создания иллюзии «заморозки» времени, — прим. ред.), ставшая широко известной благодаря фильму «Матрица». Этого эффекта можно добиться и во время съемок спортивных соревнований. Только нужно понимать, что есть разница между заранее отснятым материалом и его монтажом и прямой трансляцией динамичной картинки. Технология позволяет снимать летящий мяч так, словно время замедлило свое течение, чтобы зрители смогли с разных сторон проследить всю траекторию его полета. Для этого используется система из девяти камер. Ведущей камерой управляет оператор, а остальными — компьютер, который в реальном времени просчитывает направление, фокусное расстояние и зум ведомых камер, чтобы кадры с них можно было склеить в последовательность, имитирующую облет камерой неподвижного объекта съемки.

Широкое применение в показе спорта находят и мобильные технологии. Испанская футбольная Ла Лига недавно провела интересный эксперимент — показ матча в TikTok. Игру транслировали в вертикальном формате, в соотношении 9:6 и в разрешении 4К.

В Германии на матче Суперкубка по футболу этого года оператор Vodafone предоставил зрителям, присутствующим непосредственно на стадионе, возможность наблюдать за игрой при помощи нового 5G-приложения. Болельщики смогли его использовать, чтобы получать больше статистических данных о происходящем на поле. Например, направляя свой смартфон на поле, зритель получал доступ к графике дополненной реальности, которая демонстрировала различную статистику действий конкретного игрока.

Что касается видео в формате 4K и даже 8K, то оно уже стало для показа спорта чем-то само собой разумеющимся. В России первую 4K-трансляцию провели еще на открытии зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. А токийская летняя Олимпиада 2021 года полностью транслировалась в 8K.

Доставка спортивных трансляций

Эволюционируют и способы доставки телесигнала со спортивных арен. Если раньше спутник был в этом плане практически безальтернативным вариантом, то теперь конкуренцию ему составляют наземная доставка по закрытым оптическим сетям и даже через открытый интернет.

Выбор, по какой технологии доставлять ТВ-сигналы, зависит от конкретной задачи. Например, необходимо доставить телесигнал со стадиона до студии российского вещателя. В одном случае это будет трансляция НХЛ, во втором — КХЛ, а в третьем — ФНЛ. Принять сигнал из Северной Америки с трансляцией НХЛ в большинстве случаев будет проще через спутник, транслировать матчи КХЛ проще по оптике, так как все арены лиги к ней подключены, а вот на стадионы в некоторых городах, где проходят матчи ФНЛ, оптические каналы не проведены, поэтому тут на помощь придет публичный интернет.

Каждый из этих способов может применяться самостоятельно, но они способны и органично дополнять друг друга. Допустим, корреспондент снимает репортаж о соревновании на мобильный телефон и отправляет его вещателю через интернет, вещатель передает сигнал по оптике спутниковому оператору, а тот уже раздает телеканал абонентам.

Если сравнивать эти варианты с точки зрения соотношения цены и качества, то спутник — это самый дорогой способ распространения сигнала, публичный интернет — наиболее бюджетный, но наименее стабильный с точки зрения качества, а доставка по оптике является оптимальной по балансу стоимости, надежности и качества.

Напомню, что при подготовке к «Евро–2020» специалисты платформы «Медиалогистика» по просьбе «Матч ТВ» построили отдельный тракт наземной доставки сигналов матчей турнира для трансляции на сайте Matchtv.ru. Это позволило обеспечить максимальное качество изображения, необходимое для реализации различных «фишек», подготовленных вещателем, — помимо основной трансляции у пользователей была возможность смотреть альтернативную — с интершумом без комментатора, а также переключаться между шестью дополнительными камерами: тактической, камерой «паук»; двумя камерами, показывающими скамейки запасных и двумя камерами, сфокусированными на главных звездах из обеих команд.


В будущее во всеоружии

В этой статье я хотел рассказать о своих наблюдениях, чтобы подсветить одну из важных тенденций развития медиарынка, а именно — влияние на него спортивной индустрии. В условиях новой реальности Россия оказалась отрезана от части международных спортивных событий, как с точки зрения участия в них, так и с точки зрения возможности освещения. Но будем оптимистами: рано или поздно времена поменяются, и большой спорт вернется в нашу жизнь и на наши экраны. Нужно быть к этому готовыми, а пока стоит максимально обкатать все технологические новшества на внутренних соревнованиях, чтобы не отстать от времени и войти в будущее во всеоружии.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий