img01 сентября 2016 в 00:00

Несколько слов об UHD-вещании в России

UHD-телевидение в России. Будет ли оно массовым в ближайшее время? Приблизил ли нас к этому 2015 год, ставший непростым для операторов и всей индустрии платного ТВ? Обо всем по порядку.

UHD-телевидение в России. Будет ли оно массовым в ближайшее время? Приблизил ли нас к этому 2015 год, ставший непростым для операторов и всей индустрии платного ТВ? Обо всем по порядку.
Уменьшение реальных располагаемых доходов населения, рост курса валют и общеэкономическая ситуация привели к тому, что операторы платного ТВ в 2015 году разделились на две группы. В первую (те, кто увеличил выручку) вошли крупнейшие игроки «Триколор ТВ» и «Ростелеком», во вторую (стагнация доходов или их уменьшение) попали остальные. 

«Триколор ТВ» в прошлом году кардинально пересмотрел тарифную политику, переведя всех подписчиков на новый базовый пакет услуг «Единый». Всем абонентам, подключившимся к новому пакету за 1200 рублей в год, доступно 190 телеканалов, включая 30 в формате HD. Такая революция в тарифах позволила оператору нарастить выручку за 2015 год на 42,7%. «Ростелеком» увеличил свою общую абонентскую базу платного ТВ на 9%, а доходы — на 27%. 
Это привело к новой структуре рынка операторов по выручке от базовых услуг
в 2015 году (см. рис. 1).

1_2016_000013.jpgРис.1 Доля рынка в деньгах крупнейших операторов, 2015 г.

Поменяется ли эта ситуация в 2016 году, кто сможет подвинуть лидеров, — это пока открытые вопросы.Более важно для всей индустрии — что может помочь рынку в целом увеличить доходы и количество подписчиков?

С одной стороны, таким драйвером могут стать дополнительные услуги: Multiroom и Multiscreen становятся уже привычными для абонентов, которые так же быстро привыкают и к возможности поставить эфир на паузу или посмотреть фильм в удобное время. 

Но по нашему мнению, в ближайшие несколько лет именно HD-каналы останутся как одним из главных факторов для роста всего рынка, так и основным мотивом для перехода абонентов на цифровое ТВ. По данным J’son & Partners Consulting, на конец 2015 года в России насчитывалось 14,2 млн HD-абонентов, рост к 2014 году составил 40%. И вновь основной вклад в такое увеличение внесли лидеры рынка. «Триколор ТВ» включил все HD-каналы в пакет «Единый» и объявил об акции замены любого старого оборудования на новое, которое поддерживает просмотр телеканалов в высокой четкости. «Ростелеком» интенсивно наращивает абонентскую базу IPTV, все используемые приставки которого обеспечивают просмотр HD-каналов. Понятно, что остальные игроки стараются не отстать и также активно развивают предложение именно телевидения высокой четкости.

Бурный рост этой технологии продолжится и достигнет максимальной скорости в 2017 году за счет перевода практически всей абонентской базы спутникового ТВ на HD-формат вещания.

Затем ускорение в процентах замедлится, т.к. аналоговое кабельное телевидение не может быстро исчезнуть, и его пользователи продолжат смотреть «старый добрый SD».

На рис. 2 приведен прогноз количества абонентов HD-каналов на период до 2020 года.
1_2016_000014.jpgРис. 2. Прогноз абонентской базы HD-каналов в России, на период до 2020 года, млн чел  

«Триколор ТВ» в 2015 году первым в стране начал коммерческое вещание UHD-каналов Insight UHD и Tricolor Ultra HD. Выгоды от этого события для всех участников рынка очевидны. Производители серверов и сетевого оборудования могут увеличить продажи, т.к. потребности операторов, реализовавших такой сервис, вырастают в разы. Создатели контента могут начать делать фильмы и передачи еще более высокого качества картинки и зарабатывать на монетизации (сейчас количество таких предложениий невелико). 

Вендоры наконец-то получат возможность найти технологию, которая позволит развернуть активный маркетинг и заставить покупателя купить новую панель.

Исходя из проведенного нами анализа, сейчас на российском рынке представлено 377 моделей ТВ с поддержкой формата Ultra HD (на рис. 3 это количество обозначено числом N). Более половины из них предлагают две южнокорейские компании, LG (33% от общего числа) и Samsung (29%). Далее с большим отрывом идут Sony (12%), и Philips (10%), Panasonic — (6%). Таким образом, лидеры те же, однако в последнее время стали появляться и активно рекламироваться модели китайских брендов.

Для подписчика на новый формат телевидения на первый взгляд тоже все отлично. Телекартинка становится еще сочнее и ярче, что может оправдать инвестиции в покупку нового электроприбора. Но есть нюансы. По результатам того же анализа моделей Ultra-HD-телевизоров, более 85% из них имеют диагональ экрана от 50», т. е. более 1,3 метра (см. рис. 3). Для комфортного просмотра изображения такого размера зрителю надо находиться от него на расстоянии не менее двух, а лучше трех диагоналей. Таким образом, условный диван в комнате должен стоять в 2,5-4 метрах от стены с 4К-телевизором, площадь комнаты составлять 20-25 кв. метров, а размер средней двухкомнатной квартиры — не менее 60 кв. метров.

1_2016_000015.jpgРис. 3. Распределение 4K-телевизоров на российском рынке по размеру экрана (в дюймах) [n=377].
При этом, по данным исследования Аналитического центра при правительстве России, проведенного в 2015 году, за период с 2004 по 2014 год средний размер квартир в строящихся домах в стране сократился на 19%. Если в 2006 году этот показатель составлял около 69 квадратных метров, то сейчас — всего 56. Это объясняется тем, что платежеспособность граждан упала и основной спрос в новом жилье приходится на небольшие площади. Наиболее востребованы студии и однокомнатные квартиры метражом до 30 кв. метров (70% спроса), двухкомнатные (40-55 кв. метров) покупают 23% клиентов, трехкомнатные и более (от 70 кв. метров) — только 7%. 

Нынешняя цена Ultra-HD-телевизоров тоже пока не помогает росту продаж. По состоянию на июнь 2016 года ее минимум составляет 26 300 рублей, а максимум достигает 5 790 050 рублей. Конечно, она будет падать, и желающие смогут себе купить новую игрушку.

Короткий вывод из анализа текущей ситуации таков. Услуга телевещания в формате Ultra HD останется нишевой в России в течение ближайших нескольких лет. Однако в случае запуска другими игроками она может принести имиджевый выигрыш продвигающим ее операторам и поможет прежде всего производителям телевизоров и сервисного оборудования в продажах. 

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий