На выбор ничто не влияет
Большинство телеканалов с рекламной бизнес-моделью одновременно с раздачей сигнала со спутниковых DTH-платформ и в кабельные сети вещают и на своих сайтах. Доступ к трансляциям, естественно, открытый и бесплатный. В этой схеме все достаточно просто и очевидно — любая среда распространения добавляет зрителей, что повышает и стоимость рекламы. Интереснее рассмотреть «миграцию» платных телеканалов в онлайн.
Самостоятельные онлайн-трансляции ведут лишь порядка двух десятков платных каналов. Тематические жанры никак не влияют на этот выбор — среди них есть информационные и познавательные, фильмовые и спортивные, музыкальные и образовательные телеканалы. Из информационных сразу вспоминается «Дождь». К познавательным относятся «Моя Планета» и RTG TV. Фильмовый жанр представлен тремя каналами: Amedia Premium, A Hit и Amedia 1, объединенными в общую подписку на сервис «Амедиатеки». Спортивные — Eurosport, «Наш футбол», «Футбол», «Бокс ТВ».
Rusong и IConcerts представляют музыкальный телевизионный формат. А из образовательных подписка открыта на ЕГЭ-ТВ и English Club TV. Кроме того, в ОТТ-вещании замечены телеканал «Театр», кулинарный «Еда», деловой «Успех», модный Fashion TV, эротический Nuart. Таким образом, можно сказать, что в онлайне представлены телеканалы почти всех телевизионных жанров. Впрочем, среди них нет ни одного детского.
Премиальных каналов в онлайне так же (пропорционально) мало, как и в медийном пространстве в целом. Среди них Amedia Premium и Nuart. Остальные получают дополнительный доход от продажи рекламы. Таким образом, наличие или отсутствие рекламы как одного из источников монетизации контента не влияет на решение начать вещание телеканала на сайте.
Без общей модели
Не просматриваются и четкие, общие для всех условия для начала собственного интернет-распространения. На телеканале «Дождь» пришли к этому вынужденно: когда лишились доступа к зрителям по традиционным каналам связи, сделали акцент на онлайн-вещании. Для других, таких как телеканалы «Наш футбол» и Nuart, подписка непосредственно на сайтах является логичной частью их стратегии распространения по модели a la carte.
Онлайн-трансляция с собственного сайта телеканала «Моя Планета» — реакция на тренд, задел на будущее. «Это пока не является частью нашего бизнеса, — сказал Сергей Кошляков, генеральный директор телеканала «Моя планета» и исполнительный директор «Цифрового Телевидения». — Но, разумеется, в обозримом будущем мы займемся развитием этого направления».
Для группы таких каналов, как «Театр», ЕГЭ-ТВ, «Успех», «Бокс ТВ», RTG TV, онлайн-вещание, наоборот, стало частью бизнеса. Для них характерны умеренная стоимость подписки и недорогая реклама. Подписчикам доступны дополнительные сервисы, соответствующие тематике каналов, в том числе и видео по запросу.
На сайтах некоторых платных для абонентов кабельных сетей и спутниковых DTH-платформ телеканалов вещание осуществляется в открытом виде. Доступ к трансляциям «Футбола» и Rusong открывается после регистрации, а к «Моей Планете», Fashion TV и «Еде» — без нее. Иногда привлечение зрителей способствует продажам дополнительных услуг.
Например, на сайте телеканала «Футбол» продаются «билеты» на просмотр прямых трансляций матчей европейских клубов. На сайте Fashion TV предлагаются товары под брендом телекомпании. Кстати сказать, на сайте «Моей Планеты» также есть магазин онлайн-продаж. Здесь можно купить множество различных товаров для путешествий. Телеканалы «Еда» и Rusong платных сервисов не предоставляют, так что можно с большей степенью уверенности сказать, что их открытое вещание нацелено только на привлечение зрителей.
Отличные… друг от друга
Если рассматривать вещание непосредственно телеканалов, контент в онлайне полностью совпадает с тем, который получают подписчики кабельных телесетей и спутниковых DTH-платформ. Хотя на сайтах в некоторых случаях его качество хуже. Это делается намеренно, с целью побуждения зрителей к подписке на каналы в традиционных вещательных средах. Такой подход выбрали «Моя Планета» и «Футбол». Телеканал RTG TV, создававшийся в формате HD и претендующий на роль отечественного первопроходца в области производства контента в Ultra HD, на сайте транслируется в формате SD. А вот на других каналах существенной разницы в качестве картинки не замечено.
Однако посетители и подписчики сайтов каналов получают значительно больше. Например, сервис «Амедиатека», помимо возможности просмотра трех фильмовых каналов Amedia, предоставляет услугу видео по запросу. Подписчики Eurosport Player получают доступ к эксклюзивным бонусным каналам прямого эфира в дни значительных спортивных турниров. Кроме того, здесь всегда можно посмотреть записи соревнований и телепрограмм в удобное время в формате видео по запросу.
English Club TV предоставляет подписчикам на своем сайте доступ к детскому модулю, тестовым заданиям по английскому языку, повторным просмотрам видеоконтента. На сайте ЕГЭ-ТВ открыт онлайн-магазин, где посетители могут приобрести видеокурсы, обучающие фильмы и программы. А канал «Еда» предлагает архив своих кулинарных программ, книгу рецептов, регулярные вебинары и мастер-классы с известными шеф-поварами.
Проблемы отсутствия интернет-прав на отдельные программы на рассматриваемых телеканалах не существует. Ведь их контент либо полностью собственного производства, либо, как в Amedia и «Футболе», приобретается со всеми правами, в т.ч. и для онлайн-трансляций.
Тупиковая ветвь?
Как правило, в телекомпаниях стараются обойти молчанием вопрос количества абонентов в онлайне. И понять это можно, ведь куда внушительней выглядит потенциальная аудитория подписчиков базовых пакетов в кабельных сетях. Когда писались эти строки, например, телеканал «Еда» на Youtube смотрело 87 человек. Что касается посещаемости сайтов с трансляциями других каналов и тем более числа зрителей, то выяснить это, как оказалось, невозможно — счетчики посетителей скрыты.
Стоимость подписки на онлайн-трансляции заставляет серьезно задуматься о способе доступа к каналам. Если за полторы-две сотни рублей в месяц кабельный оператор предоставляет около ста телеканалов в хорошем качестве, то примерно столько же стоит подписка на один канал в онлайне. «Успех» и ЕГЭ-ТВ обойдутся в 180 рублей в месяц каждый, «Театр» — в 300 рублей. Доступ к каналу IConcerts на сайте стоит 4,99 евро в месяц, к English Club TV — 7 американских долларов, а к Nuart — 20.
«Наш футбол» стоит 149 рублей в месяц независимо от способа доставки его сигнала. Eurosport Player становится доступным за столько же. Но в отличие от российского футбольного канала, здесь представлено значительно больше разнообразного контента. Примерно по полтысячи рублей придется выложить подписчикам за месяц доступа в онлайне к телеканалу «Дождь» и сервису «Амедиатека». По сравнению с ними редкой дешевизной отличается абонентская плата за телеканал RTG TV — 59 рублей в месяц.
В недавно опубликованном исследовании компании ABI Research сообщается, что среднегодовой темп роста (CAGR) рынка OTT до 2020 года, как ожидается, составит 24%. По итогам 2015 года он продемонстрирует годовой прирост выручки в размере 26%. В исследовании речь идет в основном о динамике развития ОТТ-платформ. На этом фоне проекты собственного ОТТ-вещания телеканалов в России пока выглядят не столь перспективными. За редкими исключениями. Так, может быть, это тупиковая ветвь развития?