Каким будет отечественный мессенджер
Госдума приняла закон о создании национального многофункционального сервиса. Данный документ закладывает правовую основу для появления защищенного российского мессенджера. Это будет уникальное приложение, которое объединит возможности мессенджера и функции государственных сервисов, уточнил в своем Телеграм-канале председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. Помимо общения, сервис позволит удостоверять личность при помощи цифрового ID, который на первом этапе позволит идентифицировать человека при заселении в гостиницы или подтверждать возраст при покупках. На национальную платформу также переместятся образовательные чаты и сервисы. Подключение сервиса к системе «Госключ» позволит использовать усиленную цифровую подпись для подписания договоров гражданином при сделках с другими людьми или компаниями, пояснил глава комитета.
«Мы создаем новые возможности, а не запреты. WhatsApp и Телеграм могут продолжать функционировать и доживать свой век, но теперь уже при условии безусловного выполнения требований наших законов. Больше они не смогут их игнорировать, пользуясь тем, что им нет замены. Наш национальный сервис выйдет на новый уровень функциональности и поэтому, как мне кажется, станет осознанным выбором каждого россиянина», — подчеркнул Сергей Боярский.
Мы знаем примеры, когда локальные мессенджеры становились популярнее глобальных конкурентов: WeChat в Китае, KakaoTalk в Южной Корее и Zalo во Вьетнаме доказали, что национальные сервисы способны занять лидирующее положение на рынке, а в России подобную нишу потенциально мог бы занять Telegram, напомнил сооснователь цифрового логистического оператора versta.io Виктор Сизов.
«Сегодня российские компании чаще всего для коммуникации с клиентами используют WhatsApp и Telegram, но сталкиваются с ограничениями. Однако не стоит ожидать, что новый национальный мессенджер мгновенно завоюет популярность. Во-первых, разработчики сервиса должны обеспечить конфиденциальность информации. Во-вторых, интегрировать в новый мессенджер не только доступ к порталу “Госуслуги”, но и другие полезные сервисы, например, финансовые инструменты, удобные решения для корпоративного общения. Поэтому для успеха новому национальному мессенджеру важно не просто копировать существующие решения, а создать удобную и полезную экосистему», — убежден Виктор Сизов.
Вряд ли отечественный мессенджер станет заменой WhatsApp и Телеграм: пользователи при выборе платформы не думают категориями «отечественный», «иностранный», а обращают внимание на удобство и идут туда, где находится их круг общения, считает партнер и директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин.
«Хороший мессенджер обеспечивает сетевой эффект. Достигнуть его сегодня для национальной платформы можно только на уровне регулирования, например, запретив альтернативы, или предложив очень удобный доступ к неким услугам за счет интеграции с “Госуслугами”. Но сейчас даже невозможно предположить, что это может быть и как его реализовать. Команда отечественного мессенджера столкнется с двумя основными сложностями. Во-первых, ей нужно будет понять, как добиться сетевого эффекта и заставить людей массового переходить на новую площадку. Во-вторых, решить вопрос доверия: WhatsApp, и Телеграм делают большой акцент на безопасности общения, приватности переписок при продвижении своих платформ. Оба вопроса — большой вызов для команды», — рассуждает Дмитрий Махлин.
В возможности интеграции российского мессенджера с государственными сервисами больше плюсов, считает эксперт. Так, пользователь сможет сделать все необходимое в одном месте, вся история сохраняется на единой платформе — это удобно. К тому же, в целом у него нет большой тревоги, связанной с персональными данными. Но люди будут настороженно относиться к этой связке, опасаясь, что их разговоры станут доступны третьим лицам и организациям, поэтому, скорее всего, интеграция с государственными сервисами усложнит процесс продвижения национального мессенджера на рынке, предположил Дмитрий Махлин.
Чтобы мессенджер просто стал популярным, понадобится минимум 3–5 лет, а для того, чтобы всерьез конкурировать с WhatsApp и Telegram, — еще больше, отметил директор департамента IT DCLogic Михаил Копнин. По его мнению, важно привлечь на платформу создателей контента, новостные издания и спонсоров, а сервису обеспечить стабильную работу — без сбоев, с высоким качеством связи. Уровень функций должен быть, как минимум, не ниже, чем у аналогов: ленты новостей, каналы, чаты, групповые звонки. Основная функциональность доступа к государственным услугам должна быть реализована грамотно и удобно. Поэтому в разработке мессенджера могут возникнуть ряд сложностей, подчеркнул эксперт.
«Во-первых, нельзя недооценивать фактор морального давления на разработчиков. В условиях импортозамещения и повышенного внимания к цифровому суверенитету команда может столкнуться с жесткими сроками создания продукта — это будет влиять на его качество. Во-вторых, неизбежны технические сложности. Речь идет не только о базовой функциональности — чатах, звонках, но и о масштабируемости системы, интеграции с порталом “Госуслуг”, кросс-платформенной поддержке. Наконец, ключевой вопрос — безопасность данных. Пользователи справедливо ожидают защиты от утечек и слежки, особенно если мессенджер будет связан с государственными сервисами», — резюмировал Михаил Копнин.
В интеграции все зависит от реализации: если применять лучшие практики, есть все шансы создать по-настоящему удобную систему для повседневной жизни. Главное — уделить внимание деталям. Удачный пример такого внедрения — китайский WeChat, где дополнительные сервисы успешно интегрированы в мессенджер, считает Михаил Копнин.
Штрафы возможны, но маловероятны?
Напомним, в феврале прошлого года хостинг-провайдеров обязали подавать в Роскомнадзор уведомление о своей деятельности, а также подтверждать возможность обеспечения безопасного хранения данных. В результате был сформирован государственный реестр провайдеров хостинга. По закону, компании, отсутствующие в этом реестре, не имеют права оказывать соответствующие услуги, а государственные и муниципальные организации не должны использовать их мощности для работы своих информационных систем. Теперь в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за нарушение требований к деятельности провайдеров хостинга. Максимальная сумма штрафа — 1 миллион рублей.
Введение административной ответственности за нарушение требований к хостинг-провайдерам — логичное развитие законодательства, направленного на повышение безопасности данных и прозрачности работы отрасли, и вопрос уместности штрафов здесь не принципиален: компания либо соблюдает законодательство, либо не может работать легально, подчеркнул руководитель департамента хостинга и профессиональных сервисов Рег.ру. Сергей Рыжков.
«Практически все российские компании уже вступили в государственный реестр и выполняют установленные нормы. Если зарубежные игроки хотят остаться на рынке, им также придется соответствовать этим требованиям — в противном случае их доступ может быть ограничен. Штрафы вряд ли окажут существенное влияние на рынок, поскольку большинство операторов уже соблюдают правила, а исключений из реестра пока не было, разве что несколько добровольных выходов», — сообщил Сергей Рыжков.
Штрафы можно рассматривать скорее, как дисциплинирующую меру, чем как существенную финансовую нагрузку для хостинг-провайдеров, тем не менее, их возможность позволяет клиентам более осознанно выбирать партнеров: компании, уже подвергшиеся санкциям, вызывают законные вопросы о своей надежности и готовности соблюдать регуляторные нормы, считает генеральный директор компании «Астра Облако» (входит в «Группу Астра») Константин Анисимов.
«В текущих условиях такие меры выглядят вполне обоснованными, так как способствуют повышению стандартов качества и безопасности на рынке. Этот регуляторный шаг оказал в целом положительное влияние на рынок, повысив его прозрачность и позволив клиентам лучше ориентироваться среди предложений различных игроков. Однако некоторые участники рынка решили продолжить работу без официальной регистрации, хотя с самого начала было очевидно, что за несоблюдение новых правил последует ответственность», — предупредил Константин Анисимов.
Пока массовой консолидации рынка хостинга не наблюдается — большинство игроков адаптируется к новым условиям, однако небольшие компании, особенно те, которые не инвестировали в инфраструктуру, рискуют столкнуться с повышенной нагрузкой, что в перспективе может стимулировать сделки M&A, полагает Сергей Рыжков. Таким образом, новые штрафные меры скорее закрепляют уже сложившуюся практику, а дальнейшее развитие рынка будет зависеть от способности игроков соответствовать растущим требованиям, резюмировал эксперт.
Сложно оценить влияние введения штрафов на рынок, поскольку многие государственные организации используют собственное оборудование и закрытый контур для размещения, но в целом на рынок и в частности на компании практически не скажется, так как менее 3 % компаний готовы предоставлять такой хостинг, да и штрафы маловероятны, считает генеральный директор компании «АдминВПС» Олег Свирчев.
Блогерство – отдельный вид предпринимательства
С 1 мая индивидуальные предприниматели и компании, занимающиеся распространением информации или рекламы в социальных сетях, должны были внести в свои регистрационные данные соответствующие коды ОКВЭД. Выбор кода в соответствии с классификатором видов деятельности необходим блогерам для установления их статуса. Правильная регистрация с указанием кодов дает право на защиту авторских прав, доступ к программам господдержки и субсидий для малого бизнеса. Ранее деятельность блогеров не подпадала под какие-либо формы предпринимательской деятельности и фактически выпадала из правого поля, в связи с этим блогеры обращались с просьбой узаконить их деятельность, сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.
«Теперь у блогеров есть понятный и прозрачный механизм оплаты налогов: к примеру, нужно трактовать их деятельность не как какие-либо курсы, лекции, а как рекламную деятельность. Таким образом работа блогеров стала отдельным видом предпринимательской деятельности», — пояснил Андрей Свинцов.
Первоначальная инициатива о введении ОКВЭД для блогеров претерпела определенные изменения, но в итоге еще один шаг к легализации деятельности лидеров общественного мнения в сети Интернет, сделан, сообщила юрист, руководитель Центра коммуникаций «МедиаХаб» Виктория Рашина.
«Речь идет о признании статуса блогеров: долгие годы они находились в серой зоне, теперь их деятельность – часть экономики страны. Они платят налоги, заключают договоры, отчитываются перед госорганами. Блогеров привлекают к освещению важных государственных событий, приглашают в качестве хэдлайнеров событий, и эти услуги оплачиваются. Для тех, кто привык работать честно, легализация – всегда плюс. Кроме того, использование соответствующего ОКВЭД может быть основанием для использования в будущем льгот и налоговых послаблений», — уточнила Виктория Рашина.
Для тех, кто все еще работает нелегально, не платит налоги, не маркирует рекламу и не отчитывается перед органами – это новый вызов и риск остаться без клиентов, предупредила юрист.