«Дорожная карта» АПСС отражает основные проблемы, мешающие реализовать постановление правительства РФ № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также в ней представлены конкретные предложения по нормативно-правовым актам, принятие которых позволит контролировать соблюдение режима в сфере закупок светодиодного осветительного оборудования. Как отмечают в АПСС, участники рынка госзакупок нередко используют обходные пути для того, чтобы поставлять светильники, не соответствующие критериям «отечественности». «Причина – не корректны толкования постановлений Правительства, в НПА чётко не прописаны алгоритмы работы заказчиков и исполнителей, нет контроля за исполнением. Результатом становится вывод денег из России путем приобретения контрафакта из-за рубежа», – следует из пояснений к «дорожной карте».
В документе в числе предложений прописана необходимость каждому участнику закупок при подаче заявки указывать номер записи из реестра РЭП для подтверждения производства продукции в России и предоставлять документы о том, что заявленные производителями светодиоды были приобретены или произведены на территории стран ЕАЭС в том количестве, которое нужно для сборки указанного при закупке объема светотехники. Кроме того, отдельно прописана ответственность за несоблюдение перечисленных требований.
«Ужесточить ответственность за нарушение требований постановления правительства. Применяемые меры должны включать расторжение контракта с поставщиком, возвращение полученных средств, конфискацию и использование поставленного оборудования до момента проведения повторного конкурса и установки нового осветительного оборудования», — говорится в «дорожной карте».
С тем, что описанные в документе проблемы актуальны для отрасли, согласился директор Департамента методического обеспечения проведения сертификации Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Ильичев, пишет «Российская газета». «Ответственность за соответствие поставляемого товара по итогам проведенного тендера лежит на закупщике и поставщике, которые могут намеренно или нет, ввиду отсутствия необходимых компетенций, использовать продукцию, не соответствующую критериям, предъявляемым к промышленной продукции отечественного производства. В том числе в конечных изделиях, получивших акт экспертизы от торгово-промышленной палаты, могут применяться компоненты отличные от тех, с которыми устройство проходило экспертизу в региональной палате», — приводит издание его слова.
АПСС в «дорожной карте» также предложила проводить экспертизу при закупке сложного технологичного оборудования из реестра радиоэлектронной продукции исключительно экспертными организациями, так как сами закупщики без специальной подготовки не могут этого сделать. «Необходимо определить закупку сложного технологичного оборудования, светодиодной светотехнической продукции из реестра радиоэлектронной продукции, как случай, когда экспертиза может осуществляться только экспертными организациями», - говорится в документе.
Член Экспертного совета Комитета по промышленности Общероссийской общественной организации «Опора России» Максим Третьяков подтвердил «Российской газете», что сигналы о присутствии на рынке российской продукции контрафакта действительно поступают. Он добавил, что в системе государственных закупок на постоянной основе публикуются тысячи тендеров и проверять каждый их них на все соответствия регулятор просто не может.
В АПСС взяли на себя задачу по проведению мониторинга госзакупок, но для усиления контроля в данном вопросе необходимо расширить инструментарий предложениями из «дорожной карты». Среди самых распространенных нарушений в государственных закупках указываются отсутствие номеров реестровых записей Минпромторга, отсутствие продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции, неправомерное использование реестровых записей, размещенных на сайте Минпромторга. Из-за этого иногда победителями торгов признают участников, предложение которых не соответствует требованиям аукционной документации, говорят участники отрасли.
В «дорожной карте» предлагается в наименовании изделий, включенных в реестр радиоэлектронной промышленной продукции, указывать идентификацию «RUS», которая будет верифицировать, что данная модель соответствует требованиям, установленным постановлением правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719. Такая практика уже есть среди некоторых отечественных производителей, однако она не является обязательной.
В НП «Опора» отмечают, что желание производителей по защите своих инвестиций «понятно и должно быть поддержано», поскольку в период с 2020 по 2021 год в России были запущены крупные производства светодиодов. Так, ПК «Клевер» инвестировал больше 350 млн руб. в новую линию в сотрудничестве с «Роснано», производственные мощности запущенной GS Group в июне прошлого года линии составили 145 млн светодиодов в год. Холдингом уже вложено в проект свыше 300 млн руб. Компания «РуСИД» в конце августа минувшего года провела запуск производства светодиодов на площадке в Армавире.
Сейчас АПСС прорабатывает вместе с представителями Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге методику своевременного выявления контрафактной продукции на этапе подачи заявок на сайте госзакупок. Против нарушителей планируют применять более жесткие меры, чем раньше.
Как ранее писал «Телеспутник», текущая версия проекта пилота по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции (РЭП), запущенного этим летом Минпромторгом, не всегда позволяет исключить случаи госзакупок светильников со светодиодами иностранного производства и решить проблему контрафакта. Так, по данным «Консорциума Светотехника», в ходе анализа 314 государственных контрактов в ряде субъектов Российской Федерации были выявлены «неединичные случаи использования в государственных закупках осветительных устройств, содержащих светодиоды производства иностранных государств». Только за первое полугодие 2022 года АПСС промониторили более 300 госзакупок светодиодного оборудования на общую сумму более, чем 13 млрд руб. Если исходить из оценки отраслевиков, считающих, что доля контрафакта в госзакупках может составлять до 50%, то речь может идти как минимум о 6 млрд руб, выводимых за рубеж.