Решение светодиодного вопроса
Как стало известно «Телеспутнику», Автономная некоммерческая организация развития светотехнической и светодиодной отрасли «Консорциум Светотехника» (далее – «Консорциум Светотехника») 25 октября направила директору Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Юрию Плясунову предложения, касающиеся доработки Пункта 10 Постановления Правительства РФ № 616 (Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 года «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» - прим. ред.).
В письме, которое имеется в распоряжении «Телеспутника», «Консорциум Светотехника» со ссылкой на данные АПСС отмечает, что в ходе анализа 350 государственных контрактов в ряде субъектов Российской Федерации были выявлены «неединичные случаи использования в государственных закупках осветительных устройств, содержащих светодиоды производства иностранных государств». «Зачастую на тендеры выходят компании, предлагающие светодиоды иностранного производства под видом российских, что выясняется после соответствующих проверок, которые мы (АПСС – прим. ред.) проводим вместе с производителями светодиодов, таких как “Клевер”, “РуСИД” и GS Group. В итоге выясняется, что таких объемов у компаний, подававших заявки на тендер, не выходило. То есть это чистейшей воды мошенничество. Тем более, светодиоды у нас идут по Постановлению Правительства РФ № 616, то есть это государственная закупка. Справиться с этим сейчас сложно. Над решением данного вопроса у нас работает целый комитет», — рассказала «Телеспутнику» генеральный директор АПСС Ольга Грекова.
На основе обобщенной аналитики по итогам проведенного мониторинга АПСС подготовила несколько практических предложений для оптимизации механизма исполнения Постановления в части контроля применения национального режима. «Они преимущественно касаются расширения (дополнения) перечня первичной документации на светодиоды, представляемой участниками государственной закупки в рамках тендерной процедуры, не ограничиваясь, как в настоящее время, лишь предоставлением выписки из государственного реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции, а также сертификата происхождения по форме СТ-1», - говорится в письме Минпромторгу. Предложение отправителей письма состоит в том, чтобы участник госзакупки «дополнительно предоставлял в составе заявки на участие документы, подтверждающие, что для производства товаров производителем были приобретены или произведены на территории стран - членов Евразийского экономического союза светодиоды в количестве не меньшем, чем необходимо для производства количества товара, указанного в закупке». Кроме этого, для дальнейшего распространения на производителя ответственности за применение в конечной продукции – светодиодных светильниках – компонентов из реестра российской радиоэлектронной продукции, предлагается в реестре промышленной продукции, произведённой в РФ, в наименовании изделия указывать идентификацию «RUS», как верифицирующую, что данная модель соответствует требованиям установленным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719.
В ответ на запрос «Телеспутника» в Минпромторге сообщили, что маркировка средствами идентификации позволит обеспечить контроль легальности компонентов, используемых при производстве светотехнической продукции. «Более того, информационная система маркировки товаров фиксирует объем поставок продукции на конкретное предприятие, а также позволяет определить происхождение товара: он произведен в России, ввезен с территории государств-членов ЕАЭС или импортирован из третьих стран. Таким образом, маркировка средствами идентификации позволит контролировать соответствие объемов закупки комплектующих и производства готовой светотехнической продукции. Также можно будет оценить уровень локализации ее производства», - уточнили в ведомстве.
В целях реализации такого механизма Минпромторг России уже готовится к проведению эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции. Проект соответствующего постановления внесен в Правительство РФ.
Контрафакту не место на рынке светотехники
Вопросы использования рядом недобросовестных компаний иностранных светодиодов за последний год неоднократно поднимались и на крупнейших отраслевых конференциях. Так, например, руководитель проектного отдела департамента связи с органами власти компании GS Group Андрей Калашников на конференции «Живая Электроника России 2022» поделился практическим опытом по проверке контрольной закупки светильника, который был подозрительно низок в цене. Эксперт отметил, что данная продукция входила в реестр, однако разбор в лаборатории не смог выявить, чьи именно светодиоды в нем стоят. По его словам, это очень большая проблема, на что обращают внимание и другие участники отрасли. «Предлагаемый сейчас концепт маркировки готового изделия не предполагает нанесение идентификационных меток на его компоненты. В связи с этим установить подлинное происхождение, например, светодиодов даже в ходе лабораторный экспертизы практически невозможно. Поэтому проект по маркировке Минпромторга, пилот которого планируется осуществляться в нашем сегменте, до конца не решает данную проблему», — аргументировал Калашников.
На текущий момент в России есть сотни производителей светильников и все они присутствуют в реестре, однако почти никто из них не закупает отечественные светодиоды, пояснил «Телеспутнику» генеральный директор ООО «РуСИД» Дмитрий Аникин. Он заметил, что сейчас за применение контрафакта в нашей стране нет наказания. «Весь вопрос в том, что в Постановлении Правительства № 719 для участников рынка не подразумевается наказание за применение контрафакта. В данном случае получается, что правительственное Постановление очень правильное, но не работает в полной мере», — уверен Аникин. По его мнению, предложенная доработка 616-ого Постановления поможет понять, действительно ли оно исполняется. «В принципе, для многих игроков рынка такая проверка уже говорит рынку, что раз что-то начинают проверять, то пора переходить на российское», — подчеркнул Аникин.
Он заявил, что благодаря системе прослеживаемости можно будет узнать, какова доля контрафакта в нашей стране, а после вести организованную работу по вычищению рынка. «Однако тут есть несколько составляющих. Во-первых, нужно провести работу с производителями светильников на тему того, что в РФ необходимо развивать собственное производство. Во-вторых, делиться данными по количеству приобретенных или произведенных светодиодов, чтобы сравнивать их с количеством использованных по факту. В-третьих, следует добавить уточнения в правительственные Постановления, чтобы торгово-промышленная палата и Минпромторг имели возможность воздействовать на непатриотично настроенные компании», — резюмировал гендиректор «РуСид».
О том, что маркировка сможет «вычистить рынок светотехники», заявляет и Ольга Грекова. «Маркировка — это единственная надежда на то, что российский рынок не будет наводнен дешевым китайским товаром», — отметила она. Ранее она уже рассказывала «Телеспутнику», почему контрафакту не место на нашем рынке. По словам Грековой, из-за некачественных светильников у детей в школах возникают проблемы со зрением, вплоть до близорукости. «Освещение – это социальная категория, мы говорим о конституционном праве на охрану здоровья. Во многих школах использовали китайские контрафактные системы, у которых при ввозе переклеивались ярлыки. Так же обстоят дела в больницах, детских садах», — говорила она.
Маркировка — это единственная надежда на то, что российский рынок не будет наводнен дешевым китайским товаром
По мнению собеседников издания, одним из вариантов прослеживаемости на данный момент можно рассматривать тот, что предлагает GS Group. Так, в компании высказали предложение о создании единую систему прослеживаемости светотехники, некий виртуальный склад, куда будут вводится все действия на производстве онлайн. «Таким образом поставить китайские диоды будет невозможно, так как факт их покупки занести в виртуальный склад может только российский пользователь, который их и продал. При этом создание единой системы онлайн прослеживаемости продукции будет способствовать получению максимально полной информации о товаре, упрощению взаимодействия между организациями, повышению эффективности гражданского оборота и контроля за правомерностью заключения сделок, в том числе, в рамках государственного (муниципального) заказа», — объяснил «Телеспутнику» Калашников.