Глава Минцифры отрицательно ответил на вопрос корреспондента «Телеспутника» о том, планирует ли ведомство распространить меры поддержки операторов связи на спутниковых телевещателей. «Нет, потому что у них все хорошо», — сказал Шадаев.
С соответствующим предложением ранее выступил Триколор, направив его в правительство, Минцифры и Госдуму. В письме, с которым ознакомился «Телеспутник», предлагалось выделить помощь спутниковым вещателям, в том числе путем расширения мер поддержки, принятых для представителей ИТ-компаний и операторов связи.
Эксперты подчеркивают, что рынок спутникового вещания в России представлен четырьмя операторами (Триколор, МТС, «НТВ-Плюс», «Орион», — прим. ред.), так что с этой точки зрения можно говорить о компактности отрасли. Кроме того, для нашей страны спутниковое вещание имеет стратегическое значение. «Благодаря спутнику люди по всей стране имеют доступ к информации о политической и социально-экономической жизни России. Важно помнить и о том, что спутник охватывает даже те территории, на которых до сих пор отсутствуют цифровое эфирное ТВ и интернет. Для нашего бизнеса основная статья затрат — это аренда спутниковых емкостей, за которые все операторы платят в валюте. Даже за те емкости, которые расположены на российских спутниках. Очевидно, что в феврале-апреле только из-за курсовой разницы мы понесли существенные финансовые потери», — обьясняет директор по работе с органами государственной власти Триколора Владимир Трунов.
Параллельно возникли сложности с закупкой оборудования — цена на него сильно возросла, усложнились логистика и сроки поставки, а российских аналогов на рынке нет, продолжает он. «Ушли иностранные правообладатели, чей контент стабильно пользовался высоким спросом у наших клиентов. В целом сокращается платежеспособность населения, и в какой-то момент граждане встанут перед выбором — платить за спутниковое ТВ или же тратить деньги на решение своих более насущных вопросов. Все это реалии, с которыми наша отрасль столкнулась в полной мере», — продолжает Трунов.
По его словам, в текущих условиях одни проекты по развитию компании приходится сворачивать, а на другие — изыскивать дополнительные средства, так как компания «не может не улучшать сервисы для клиентов». «За более чем 15 лет работы Триколор ни разу не прибегал к мерам господдержки — компания инвестировала частные средства в развитие российского рынка спутникового вещания и делала это успешно, запуская новые сервисы и предоставляя россиянам продукт высочайшего качества. Но сегодня вопрос господдержки для нас становится актуальным. В этом смысле даже временные меры по снижению налоговой нагрузки, выплат страховых взносов уже могут оказать для нашей отрасли большую поддержку, хоть и не покроют возникшие потери полностью. Хочется верить, что регулятор все-таки услышит нас и вместе мы сможем определить наиболее эффективные механизмы поддержки отрасли спутникового вещания в сложившейся ситуации», — надеется Трунов.
В пресс-службе МТС оперативно не ответили на запрос «Телеспутника». В «НТВ-Плюс» отказались комментировать тему. Ранее сообщалось, что инициативу Триколора поддержала ГК «Орион».
Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков согласен с тем, что господдержка спутниковым операторам необходима. «Так получилось, что большинство спутниковых операторов в России работают на иностранных спутниках. Естественно, сейчас очень большие проблемы с точки зрения стоимости услуг и контента, поэтому если поддержка со стороны государства не будет оказана, то это приведет к удорожанию услуг для пользователей. Часть из них отключится и не сможет потреблять контент, особенно учитывая, что аудитория спутниковых операторов это регионы, малообеспеченное население», — пояснил он.
Сложная ситуация, в которой оказались спутниковые вещатели связана с тем, что у компаний в разы возросли расходы на аренду спутниковых емкостей, которые номинированы в евро. Проблемой является и необходимость модернизации оборудования. Так, без помощи правительства операторы будут вынуждены сократить пакеты для пользователей, убрав оттуда некоторые каналы, и поднять цены до 30 %. В Триколоре посчитали, что прямые потери отрасли спутникового вещания в 2022 году могут превысить 4 млрд рублей.