В числе владельцев опор, которые завышают цены, оказались АО «Россети Цифра», АО «Региональная сетевая компания», ОАО «МРСК Урала», АО «Облкоммунэнерго». Они заставляют операторов связи платить в несколько раз больше фактически понесенных затрат, пользуясь своим монопольным положением.
Кроме того, владельцы инфраструктуры для размещения сетей электросвязи постоянно вводят чрезмерные, непосильные сборы для арендаторов опор, требуя плату за помощь в получении технических условий, их подготовку, выдачу и так далее. Например, специалисты АО «Россети Цифра» требуют с операторов связи практически полностью готовый проект с нумерацией столбов. При этом нумерация, которая указана на столбах, расходится с базой энергетиков, поэтому операторы связи вынуждены обращаться к ним, оплачивая услуги. Средняя стоимость подобных работ составляет 90 тыс. рублей за один километр.
«Представьте расстояние между двумя поселками — пусть это будет 50 километров. Получается, оператор связи, чтобы проложить линию между ними, должен заплатить 4,5 млн рублей! А еще необходимы средства на подготовку проекта. Вот и получается, что сельское население имеет ограниченный доступ к связи, СМИ и социальнозначимым ресурсам — желающих развивать связь в сельской местности практически нет. Беспрерывная жажда наживы владельцев инфраструктуры бьет как по операторам связи, так и по населению — в особенности жителям, проживающим за пределами городов», — подчеркнула президент Уральской ассоциации операторов связи Ольга Шахметова.
Не останавливает их даже Федеральная антимонопольная служба. Несмотря на то, что ФАС выдала предписание АО «Облкоммунэнерго» снизить тариф с 413 рублей за использование одной опоры до 50 рублей 26 копеек, энергетики продолжают выставлять счета по завышенным ценам.
Ранее «Телеспутник» подробно писал о подготовленном Минцифры РФ совместно с крупнейшими операторами связи предварительном варианте стратегии развития отрасли до 2035 года.
Комментарий «Россети Урал»:
Компания «Россети Урал» является законным владельцем линий электропередачи на территории Пермского края, Челябинской и Свердловской областей, обеспечивает надежность и бесперебойность энергоснабжения потребителей, что требует поддержания в надлежащем состоянии объектов электросетевого хозяйства.
В отношении размещения волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на опорах линий электропередачи энергетики действуют строго в рамках действующих законодательных норм. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи. Таким образом, законодательство предусматривает, во-первых, обязательное наличие возмездного договора с владельцем опор ЛЭП, а во-вторых, участие в договорных отношениях специального субъекта — организации связи. Тариф на размещение ВОЛС соответствует Методическим рекомендациям по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными приказом ФАС России.
Приказ ФАС России от 18.05.2023 №289/23 «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи» опубликован на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Предварительные обсуждения проекта приказа проходили в рамках заседаний Экспертного совета по вопросам связи при ФАС.
Согласно Методическим рекомендациям, тариф на предоставление доступа к сопряженным объектам инфраструктуры рекомендуется рассчитывать по одной из двух формул в зависимости от выбранной собственником инфраструктуры единицы измерения устанавливаемого тарифа (1 точка доступа и (или) 1 километр). При этом при расчете тарифа за точку доступа указывается общее количество опор ВЛ.
«Россети» и дочерние общества на постоянной основе проводят работу, направленную на обеспечение соответствия условий установления цены на услугу действующим нормативным правовым актам.