На чем теперь зарабатывают блогеры?
Кто думал, что после блокировки Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta — признана экстремистской и запрещена на территории РФ), отключения монетизации на YouTube и приостановки работы TikTok блогеры ринуться работать на завод, очень сильно ошибался. Ведь монетизация никогда не была главным источником дохода, заявил YouTube-блогер Олег Григорьев (Славный Друже Oblomoff). «Основной доход блогеру приносят рекламные контракты с различными компаниями: рекламные интеграции в видео, постах и т. д. Монетизация же максимум покрывала расходы на команду, поэтому крупному блогеру заработать на ней не получится», — поделился он.
О том, что помимо монетизации, у блогеров всегда было несколько видов для заработка на контенте, рассказала и PR-директор креативного агентства TRIKO Катерина Ундалова. «Например, нативная интеграция — это когда блогер рассказывает о каком-либо бренде у себя в ролике и/или в посте в соцсети, незаметно интегрируя рекламу в контент. Зачастую такую рекламу блогеры помечают как спонсорскую, а иногда и вовсе выдают как за личную рекомендацию», — пояснила она.
Катерина Ундалова отметила, что до известных событий на Украине были и те блогеры, которые зарабатывали исключительно на монетизации. По ее словам, именно они оказались в самом сложном положении. Но даже такие блогеры могут не отчаиваться, так как выход есть и для них — поиск спонсоров для своего контента. «Это в свою очередь говорит, что для брендов появилась отличная возможность интегрировать свою рекламу в контент любимого блогера, которая ранее была не доступна», — рассказала эксперт.
На текущий момент отмечается тенденция создания блогерского продукта в коллаборации с брендами, более того — интеграция бренда в саму продукцию инфлюенсера, сообщил директор отдела по работе с блогерами Nectarin Ираклий Александрия. В качестве примера он привел сотрудничество «Альфа-банка» с инфлюенсером Валерией Чекалиной, когда банк прорекламировал косметику с возможностью кешбэка при заказе карты банка. «Теперь крупные блогеры и бренды будут смотреть в сторону долгосрочного сотрудничества», — полагает он.
Еще одним видом заработка для блогеров являются донаты (денежные пожертвования, — прим. ред.). «Сейчас мы часто видим блогеров, которые говорят нам, что переживают тяжелые времена из-за отключения монетизации, и поэтому просят вносить донаты. Это еще один вид заработка, которым многие их них активно пользуются, и не только на YouTube. Официально YouTube отменил донаты на своем сервисе, но есть и сторонние сервисы, которыми пользуются блогеры, такие как Boosty.to, и другие. Так же стоит упомянуть, что донаты могут принимать блогеры не только в рублях или долларах, но и в криптовалюте, что в свою очередь можно оставить в инвестициях», — объяснила Катерина Ундалова.
Видеоблогер Людмила Сидорова («Милшу») не исключила возможность заработка за счет проведения стримов, как платных, так и обычных, где можно выручить немного средств через донаты. «К слову о донатах, есть несколько площадок, где фолловеры могут платно подписываться на свежие обновления или возможность пообщаться с блогером. Некоторые площадки прекратили работу с российскими пользователями, но многие еще работают и могут служить неплохим источником дохода. Тем не менее, у определенных блогеров указанные источники заработка могут составлять лишь малый процент от дохода, который был от монетизации», — резюмировала она.
Людмила начала заниматься витуб-деятельностью (витубер — виртуальный ютубер, то есть стример, который не использует свой настоящий внешний облик) в прошлом году. Блогер отметила, что если YouTube закроют, то, возможно, она уйдет в эту сферу насовсем, так как это занятие было тепло воспринято ее подписчиками и даже начало приносить ей некоторый доход.
Заработок блогеров существенно уменьшился после введенных санкций в отношении России, но те, кто пытается адаптироваться под новые условия, постепенно смогут прийти к прежнему уровню дохода, а возможно и увеличить его, ведь кризис — это не катастрофа, а новые возможности
«В связи с последними событиями, разумеется, доход очень сильно упал. В TikTok по-прежнему закрыта возможность публиковать видео, поэтому я стараюсь адаптироваться. Развиваю свой блог на других площадках, кстати, уже начинают поступать рекламные предложения, хотя аудитория в Telegram, “ВКонтакте” и “Яндекс.Дзен” пока небольшая», — поделилась блогер Ирина Лунина (catmiata).
В настоящее время на заблокированных в России площадках можно заработать только на продажах собственных инфопродуктов или мерча, отметил управляющий директор блогерского агентства INVITE Роберто Панчвидзе. К примеру, Ирина Лунина уже ведет переговоры по разработке мерча.
Больше всего трудностей испытали блогеры, которые вели одну площадку, а кто занимался продвижением нескольких платформ — оказались в выигрыше. «Блогеры, развившие свои страницы в альтернативных социальных сетях, уже зарабатывают на рекламных публикациях в Telegram, в меньшей степени во “ВКонтакте” и “Яндекс.Дзен”. При этом на YouTube при отсутствии монетизации блогеры активно берут рекламные интеграции в выпуски, а также мотивируют лояльную аудиторию поддерживать канал путем спонсорства. Стоит отметить, что ютьюберы, у которых есть часть зарубежной аудитории, получают выплаты от YouTube за просмотры в других странах», — разъяснил Ираклий Александрия.
Директор «Единого Рекламного Агентства» Владимир Алексеев назвал еще один способ заработка для блогеров — это дистрибуция (распространение контента на других платформах, в том числе зарубежных, — прим. ред.). «Например, мы работаем с Китаем и продаем блогеров в дистрибуцию. Таким образом мы можем сохранить им заработок», — поделился он.
Блогер и бизнес — вещи совместимые?
Альтернативным источником заработка блогеров может стать бизнес, однако далеко не у всех получается успешно открыть свое дело. «Бизнес всегда является хорошей идеей, если его направление позволяет не вести дела в минус в рамках настоящего времени. Чаще мы видим, что бизнесы крупных инфлюенсеров открываются и закрываются. Раньше у макроблогеров (имеют от 50 тыс. до 1 млн подписчиков, — прим. ред.) и мегаблогеров (от 1 млн подписчиков, — прим. ред.) было много искушений перейти на менее энергозатратные и более выгодные способы заработка, поэтому бизнес и забрасывали. Возможно, теперь инфлюенсеры пересмотрят свою позицию по отношению к личному бизнесу и будут больше держаться за него, продолжая развивать дальше», — констатировал Ираклий Александрия.
Олег Григорьев понимает, как важно уделять особое внимание бизнесу, поэтому он не оказался в числе тех, кто решил открыть бизнес и тут же его закрыть. В прошлом году он открыл свою хотдожную 8956 Oblomoff food в Санкт-Петербурге, однако на этом инфлюенсер останавливаться не стал — теперь его кафе есть и в Москве. По его словам, идея открыть хотдожную была логичным продолжением и дополнительной монетизацией уже имеющегося медиабизнеса в кулинарном сегменте YouTube.
Открытие бизнеса при должной администрации и партнерстве с нужными экспертами может дать блогерам хорошую подушку безопасности, считает Роберто Панчвидзе. «Мы видим это на примере Моргенштерна: за последнее время он открыл множество офлайн-бизнесов, которые сейчас его кормят. Любая диверсификация своих доходов — удачная идея», — убежден он. Некоторые блогеры это понимают, поэтому сожалеют, что не успели заняться созданием бизнеса до введения санкций. Среди них оказалась Людмила Сидорова. «Однако не будем исключать, что подобные варианты диверсификации рисков возможны при достаточно высоком доходе и небольшие блогеры, как я, ограничены хранением средств под матрасом или в валюте, что сейчас также сложнодоступно», — сообщила она. Блогер добавила, что ее коллеги и специалисты из разных источников советуют если не вложиться, то хотя бы сохранить свою часть сбережений в криптовалюте.
Также о желании открыть свой бизнес рассказала блогер Соня Кодолова (happy56dawn): «В будущем хочу открыть свой бизнес по продаже украшений ручной работы, ведь это достаточно прибыльное дело».
Не перевел аудиторию — остался без денег
О том, что блогерам нужно переводить аудиторию на отечественные платформы, уже кричат из каждого утюга. Кстати, об этом велась речь и на круглом столе «Телеспутника». Если инфлюенсеры еще не сделали этого и не планируют заняться данным вопросом, то их деятельность может закончиться весьма печально.
Олег Григорьев поведал, какой сценарий ждет блогеров в случае блокировки YouTube: «Если видеохостинг закроют, произойдет следующее: пока потребители будут определяться, каким из оставшихся сервисов им удобнее пользоваться и где лучшие контентмейкеры, “поумирают” мелкие и средние блогеры. Перед нами сейчас не стоит задача выбора, мы размещаем контент на всех площадках, чтобы вовремя переориентироваться. Все-таки сервисов не так много, чтобы сидеть и тщательно выбирать, куда мы будем заливать материалы, тем более размещение контента везде бесплатное. В конечном итоге лидера среди площадок выберут потребители», — считает он.
Роберто Панчвидзе наоборот убежден, что мелкие и средние YouTube-блогеры не «умрут», но им придется запастись терпением и развивать свой контент на других площадках — «ВКонтакте» и Rutube. «Многие, конечно, сдадутся, но на их место придут другие, голодные и готовые вкладывать свои средства в контент», — подчеркнул он.
В случае закрытия YouTube мелкие и средние блогеры, развивающие свои каналы только на этой площадке, могут потерять свои доходы, рассказал Ираклий Александрия. «Будут ли в негативном сценарии блогеры продолжать делать контент на заблокированном YouTube с помощью VPN, а бренды приходить на каналы ютьюберов для размещения рекламных интеграций — зависит от ограничений, которые будут выдвинуты российским законодательством по отношению к активности на платформе», — добавил он.
Катерина Ундалова считает, что могут «умереть» те блогеры, которые не проявляют гибкость, так как в этом случае дело не в подписчиках и/или в просмотрах. «Нужно понимать, что аудитория никуда не ушла, она остается, но мигрирует на другие площадки, и тут выиграют те блогеры, которые примут условия игры и смогут адаптировать свой контент на той площадке, которая будет доступна. Те блогеры, которые не смогут или не захотят размещать свой контент на других площадках, к сожалению, и “умрут”», — заверила она.
Нужно понимать, что аудитория никуда не ушла, она остается, но мигрирует на другие площадки, и тут выиграют те блогеры, которые примут условия игры и смогут адаптировать свой контент на той площадке, которая будет доступна
Своим опытом перевода аудитории на другие площадки поделилась Людмила Сидорова: «С начала спецоперации и введением различных ограничивающих санкций я решила попытать счастье, вливаясь в новые для меня соцсети и активно продвигая заброшенные аккаунты на других. Везде по возможности включала монетизацию и искала дополнительные пути заработка через них. На данный момент я считаю перспективным в плане дохода только Telegram. Остальные площадки сильно урезали монетизацию, возможно, из-за оттока рекламодателей и появления большого количества новых пользователей. Но с такими цифрами делать эксклюзивный контент мотивации не прибавляет».
Она рассказала, что если в России заблокируют YouTube, то для нее это будет значить закрытие ее деятельности в этом направлении. «Производство видео в жанре сторитайм-анимации (короткие видео с историями из жизни, — прим. ред.) достаточно трудозатратно, а делаю видео я одна. На самом деле я сейчас с облегчением выдыхаю, что у меня нет большой команды, потому что в таких условиях я бы совершенно не могла оплачивать их услуги», — подытожила блогер.