Согласно Роскомнадзору и Минцифры, на Telegram и WhatsApp* приходится до 27% мошеннических звонков в России, а в WhatsApp* такие атаки выросли в 3,5 раза за 2024–2025 годы, обращает внимание эксперт.
«Мы также можем отметить, что после введения "антимошеннических мер" в этом году перемещение мошеннических звонков в мессенджеры и стационарную телефонию вырос примерно на 40%. Это логично, поскольку мошенники ищут способы повысить свою безопасности, а также снизит затраты», — объясняет Игорь Бедеров.
По мнению специалиста, блокировку звонков в мессенджерах можно назвать «симптоматичной», а не системной мерой, поскольку она способна лишь усложнить жизнь мошенникам, но не устранить корень проблемы, который кроется в отсутствии регулируемого взаимодействия между мессенджерами и правоохранительными органами.
«Техническое ограничение сводится к ухудшению качества звонков через глубинную фильтрацию трафика (DPI). Это не блокирует функцию полностью, но делает её неудобной. Так что мера вряд ли решит проблему системно», — поясняет Игорь Бедеров отмечая, что и другие мессенджеры могут стать площадками для мошенников, если достигнут схожего числа пользователей.
По словам специалиста, сложившуюся проблему можно было бы решить другими способными, например, усилением межведомственного и международного сотрудничества, а также повсеместным обучение пользователей распознаванию мошеннических схем и использованию настроек конфиденциальности.
Напомним, ранее эксперты в общении с редактором «Телеспутника» обратили внимание, что ограничение звонков в мессенджерах Telegram и WhatsApp* может негативно сказаться не только на рядовых гражданах России, но и на бизнесе, в том числе телеком-отрасли.
*Принадлежит компании Meta, запрещенной на территории РФ и признанной экстремистской.