img
img19 августа 2025 в 17:49

Эксперт по кибербезопасности оценил эффективность блокировки звонков в мессенджерах

За последний год в России действительно наметился тренд на перемещение мошеннических звонков в мессенджеры и стационарную телефонию. Однако блокировка соответствующего функционала на площадках навряд ли устранит корень проблемы. Такое мнение редактору «Телеспутника» высказал эксперт по кибербезопасности, директор департамента киберраследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.

За последний год в России действительно наметился тренд на перемещение мошеннических звонков в мессенджеры и стационарную телефонию. Однако блокировка соответствующего функционала на площадках навряд ли устранит корень проблемы. Такое мнение редактору «Телеспутника» высказал эксперт по кибербезопасности, директор департамента киберраследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.

Согласно Роскомнадзору и Минцифры, на Telegram и WhatsApp* приходится до 27% мошеннических звонков в России, а в WhatsApp* такие атаки выросли в 3,5 раза за 2024–2025 годы, обращает внимание эксперт.

«Мы также можем отметить, что после введения "антимошеннических мер" в этом году перемещение мошеннических звонков в мессенджеры и стационарную телефонию вырос примерно на 40%. Это логично, поскольку мошенники ищут способы повысить свою безопасности, а также снизит затраты», — объясняет Игорь Бедеров.

По мнению специалиста, блокировку звонков в мессенджерах можно назвать «симптоматичной», а не системной мерой, поскольку она способна лишь усложнить жизнь мошенникам, но не устранить корень проблемы, который кроется в отсутствии регулируемого взаимодействия между мессенджерами и правоохранительными органами.

«Техническое ограничение сводится к ухудшению качества звонков через глубинную фильтрацию трафика (DPI). Это не блокирует функцию полностью, но делает её неудобной. Так что мера вряд ли решит проблему системно», — поясняет Игорь Бедеров отмечая, что и другие мессенджеры могут стать площадками для мошенников, если достигнут схожего числа пользователей.

По словам специалиста, сложившуюся проблему можно было бы решить другими способными, например, усилением межведомственного и международного сотрудничества, а также повсеместным обучение пользователей распознаванию мошеннических схем и использованию настроек конфиденциальности.

Напомним, ранее эксперты в общении с редактором «Телеспутника» обратили внимание, что ограничение звонков в мессенджерах Telegram и WhatsApp* может негативно сказаться не только на рядовых гражданах России, но и на бизнесе, в том числе телеком-отрасли.

*Принадлежит компании Meta, запрещенной на территории РФ и признанной экстремистской.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий