Речь идет о прибыли, в том числе от просмотров рекламы, сервиса YouTube Premium, cуперчата и спонсорства. По требованию Google, блогеры должны до конца мая предоставить налоговую информацию в компанию AdSense (структура Google, продающая рекламу), пишет «Коммерсант».
Размер налоговой ставки может составлять от 0% до 30%. Она зависит в том числе от того, есть ли между странами соглашение об исключении двойного налогообложения. Между Россией и США такое соглашение есть, поэтому ставка может составлять 0%, отмечается в сообщении Google. Но если пользователь не предоставит необходимую информацию до указанного срока, все его доходы от YouTube будут автоматически облагаться налогом по ставке до 24%. То есть налог будет удерживаться со всей суммы, а не только с дохода, сгенерированного за счет зрителей из США.
Сейчас не только Россия, но и другие страны начинают вводить налоги на доходы крупных ИТ-компаний, полученные внутри этих стран, отмечает директор департамента ТВ и контента компании Json & Partners Consulting Дмитрий Колесов. По его мнению, действия Google на этом фоне логичны. Но в России не так много блогеров, которые записывают ролики для YouTube на английском языке и могут быть интересны жителям США, отмечает он. «Скорее, этот налог будут платить авторы, чей контент рассчитан на русскоязычную диаспору в США»,— считает Колесов. По словам эксперта, отследить просмотр контента блогеров из разных стран Google может по IP-адресам.
Размер налога, который с июня планирует удерживать Google, довольно большой, отмечает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики ассоциации юристов России Александр Журавлев. При этом в РФ достаточно низкий НДФЛ — от 13% до 15%, напоминает он. По его словам, ситуации, когда доходы блогера будут облагаться фактически двойным налогом, быть не должно. «Необходимо выстроить систему так, чтобы автор платил налог той стране, в которой зарабатывает», — отмечает он.
По мнению партнера юридической фирмы Digital Rights Center Михаила Третьяка, вводить подобные сборы для авторов YouTube-каналов, работающих на территории России или других юрисдикций, неразумно. Это может спровоцировать переход части контентмейкеров на альтернативные площадки, в результате чего YouTube потеряет часть аудитории, предупреждает эксперт.
Ранее Минцифры предложило обязать иностранные платформы — Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, YouTube — выплачивать НДФЛ за российских блогеров, зарабатывающих на рекламе. С этой целью к середине текущего года должен быть подготовлен проект федерального закона.