img04 февраля 2022 в 13:17

Заблокируют ли YouTube, если Google не «приземлится» в России

С начала 2022 года у российских энтузиастов телеком-рынка появилась новая забава: ежедневно проверять на сайте Роскомнадзора, какие иностранные интернет-гиганты начали выполнять закон «о приземлении», а какие не торопятся, если вообще собираются «приземляться». Закон, принятый летом 2021 года, ставит головные компании крупнейших цифровых платформ перед дилеммой: согласиться с выполнением во многом антирыночных требований российского регулятора или продолжать демонстрировать независимость, подвергая себя и свою аудиторию совсем не умозрительной угрозе блокировки.

С начала 2022 года у российских энтузиастов телеком-рынка появилась новая забава: ежедневно проверять на сайте Роскомнадзора, какие иностранные интернет-гиганты начали выполнять закон «о приземлении», а какие не торопятся, если вообще собираются «приземляться». Закон, принятый летом 2021 года, ставит головные компании крупнейших цифровых платформ перед дилеммой: согласиться с выполнением во многом антирыночных требований российского регулятора или продолжать демонстрировать независимость, подвергая себя и свою аудиторию совсем не умозрительной угрозе блокировки.

Иностранные интернет-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей по закону «о приземлении», принятому 1 июля прошлого года, обязаны открывать уполномоченные представительства на территории России, регистрировать личные кабинеты (ЛК) на сайте Роскомнадзора, размещать там же форму обратной связи с пользователями из России, устанавливать рекомендованный регулятором счетчик посещаемости на своих ресурсах, а также ограничивать для пользователей доступ к информации, нарушающей российское законодательство.

Наказание за нарушение этих требований предусмотрено серьезное: исключение из поисковой выдачи, запрет на продажу и размещение рекламы в РФ, ограничение приема платежей, и, наконец, частичная или полная блокировка.

По состоянию на 4 февраля из 13 юрлиц, обязанных, согласно требованиям Роскомнадзора, «приземлиться», выполнила условия закона полностью лишь Apple, большая часть – семь компаний – вообще не приступили к его исполнению. Из игроков «класса А» начали «приземляться» TikTok, Viber и Spotify (Twitter не отнесен к этой категории ввиду малого числа российских пользователей). Зато даже крохотного шажка навстречу Роскомнадзору не сделали Google, Meta Platforms (экс-Facebook), Zoom и Telegram. В этом ряду интереснее всего следить, конечно, за Google, потому что его видеохостинг YouTube, безусловно, самый массовый из всех сервисов, подпадающих под действие закона «о приземлении». На YouTube приходится до 40% совокупного трафика российских телеком-операторов и уже поэтому невозможно недооценивать последствия невыполнения Google закона «о приземлении». К тому же именно к YouTube звучит больше всего претензий как от самого Роскомнадзора, так и от отечественных политиков всех калибров, задающих  идеологическую повестку для регулятора.

Перспективы запрета YouTube на территории России, по сравнению с которым громкая история с попытками Роскомнадзора «эпохи Жарова» заблокировать Telegram покажется детской считалочкой, уже обсуждались год назад, когда в конце 2020 года заработал закон о блокировке интернет-ресурсов за дискриминацию по отношению к российским СМИ. Тогда Роскомнадзор получил право начать блокировку YouTube, а причин для этого было, пожалуй, даже больше, чем сейчас, хотя, справедливости ради надо признать, что YouTube ни пять лет, ни год назад, ни сейчас не пытался и не пытается отказаться от роли главного «мальчика для битья» в российской медиаполитике.



На YouTube приходится до 40% совокупного трафика российских телеком-операторов и уже поэтому невозможно недооценивать последствия невыполнения Google закона «о приземлении».

Технологические возможности для блокировки YouTube существовали и в начале 2021-го. Но регулятор так ничего и не сделал для того, чтобы протестировать их на практике. Эксперты тогда высказывали мнение, что нерешительность Роскомнадзора проистекает из трезвой оценки последствий такого решения – прежде всего, недовольства широчайших масс российских интернет-пользователей, для которых «ютубчик» превратился в основной развлекательный ресурс. Разумеется, учитывался и катастрофический эффект для бизнеса провайдеров и телеком-отрасли в целом, как и ужасающие последствия отключения «облачной» инфраструктуры Google для огромного числа интернет-сервисов.

Все эти факторы сохраняют свою значимость и сегодня, когда юридических полномочий для включения механизма блокировок у Роскомнадзора после вступления в силу закона «о приземлении» стало существенно больше.

Поэтому на сайте Роскомнадзора в разделе осостоянии «приземления» напротив Google еще долго могутфигурировать статусы «не исполнено», но на доступность «ютубчика» это никаквлиять не будет.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий