img19 октября 2021 в 10:44

Почему стала возможной профессиональная интернет-доставка ТВ-сигнала

Рынок дистрибуции ТВ-сигналов не стоит на месте, а постоянно развивается, как это и положено технологической отрасли. Если еще год назад на вопрос о вариантах доставки ТВ-сигнала от вещателей до операторов я уверенно отвечал, что в России есть всего два профессиональных способа — спутниковый и наземный, то сегодня ситуация изменилась. В перечень надежных способов доставки телеканала теперь можно добавить третий — публичный интернет. Я расскажу, почему это стало возможно и разберу типовые кейсы с его применением.

Для начала уточню, что сама по себе возможность доставки ТВ-сигналов через интернет существует уже давно. Но раньше для этого использовались только бытовые решения, основанные на протоколах B2C-доставки до абонентов, таких как HLS. Эти протоколы хороши для трансляции до конечного устройства зрителя, например, смартфона или планшета, но они не предназначены для целей профессиональной дистрибуции телесигнала в сегментах B2B и B2O. Да, в условиях отсутствия на рынке профессиональных протоколов интернет-доставки, как говорится, на безрыбье, участники рынка были вынуждены использовать HLS в случаях, когда нельзя было организовать выделенный канал связи или проложить оптику. Но все же качество такой услуги было низким. Отсутствие профессионального протокола для доставки телесигнала через публичный интернет было большим тормозом для развития этого направления.

На рынке существует много закрытых коммерческих форматов, например, Zixi, и других. Однако это проприетарные моновендорные решения. Для их использования всем участникам цепочки доставки телесигнала необходимо приобрести оборудование или ПО одного конкретного разработчика. Это повышает стоимость услуги, ставит в зависимость от одного вендора и, главное, не позволяет сделать решение универсальным, применимым для всего рынка.

Поэтому появление протокола Secure Reliable Transport (SRT) с уверенностью можно назвать настоящим прорывом и новым этапом эволюции интернет-доставки.

Интересно, что SRT тоже сначала существовал как закрытый формат одного вендора — канадской компании Haivision, которая разработала его для собственных решений еще в 2013 году. И, может быть, он и остался бы одним из многочисленных проприетарных форматов, но в 2017-м Haivision принял решение сделать протокол открытым, доступным для использования любыми разработчиками и производителями. Тогда же Haivision совместно с Wowza Streaming Engine основали SRT Alliance, целью которого является поддержка и развитие данного протокола. Именно это стало переломным моментом в истории SRT.

Сейчас протокол поддерживает множество производителей профессиональной телевизионной техники, например, SRT-выход имеют современные камеры Sony. А SRT Alliance насчитывает более 300 участников со всего мира.

Технологические преимущества SRT

SRT разработан на основе UDP. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с прочими решениями, существующими на рынке. Во-первых, обеспечивает высокую надежность и минимальную задержку при передаче видео через интернет, которые достигаются благодаря использованию UDP и временных меток для каждого отдельного пакета данных. SRT идентифицирует каждый пакет по его порядковому номеру. Если на стороне получателя образуется разница больше чем в один порядковый номер, то пакет незамедлительно передается заново.

Во-вторых, поддерживает любые кодеки, включая H.265 (HEVC), а также алгоритм шифрования AES 128/256 бит для защиты потокового видео. Это позволяет передавать телесигнал в любых форматах, обеспечивая защиту контента от пиратства.

В-третьих, имеет открытый исходный код. То есть не нужно платить за его использование и лицензию. Также не возникает зависимости от единого вендора, предоставившего технологию.

В-четвертых, протокол поддерживается множеством бесплатных инструментов, отличается простотой использования, экономичностью, а также совместимостью с мобильными приложениями.

В-пятых, SRT поддерживает возможность резервирования интернет-доставки путем одновременного подключения к нескольким интернет-провайдерам.

Технологию SRT для организации потокового вещания используют корпорации Microsoft и Yamaha, спортивный медиахолдинг ESPN, а также многие члены Европейского вещательного союза.

Так что когда появился открытый протокол, который может использовать кто угодно, разрабатывая собственное ПО и оборудование, платформы наземной доставки не могли не обратить на него внимания. Стало понятно, что наконец-то появился профессиональный формат доставки через публичный интернет.

Практическая реализация

Для организации передачи ТВ-сигнала с использованием SRT, как и для доставки через интернет по любому другому протоколу, необходимо чтобы на передающей и принимающей стороне стояло оборудование, которое сперва кодирует сигнал в формат SRT, а затем декодирует его.

Как правило, это сервер с установленным специальным ПО. Покупка сервера и ПО означает дополнительные затраты, а их обслуживание требует определенной компетенции инженеров. Как показывает мой опыт общения с вещателями и операторами, только около 20% телекомпаний умеют работать с форматом SRT. Поэтому чтобы упростить работу с ним на платформе «Медиалогистика» мы внедрили новую услугу TV lightway, суть которой состоит в том, что на стороне вещателя или оператора устанавливается и подключается к интернету коробочка, размером с ТВ-приставку, и все, что касается работы с SRT, происходит в ней, а вещатель или оператор получает с этой коробочки сигнал в привычном формате UDP, без необходимости учиться работать с новым протоколом, покупать новое оборудование и ПО.

Одна из профессиональных опций протокола SRT — это поддержка мониторинга качества. Специалисты платформы доставки видят возможные ошибки при прохождении сигнала и могут оперативно на них отреагировать. Так что при установке коробочки SRT получается решение «2 в 1».

Но чтобы не создавать иллюзию, что с появлением SRT другие способы доставки становятся не нужны, я напомню, что каким бы замечательным ни был новый протокол, мы все еще имеем дело с открытым интернетом, а это по определению негарантированная среда доставки. Только при передаче по оптике можно обеспечить доступность ТВ-сигнала на уровне 99,99%. При спутниковой доставке — 99,7%. Но при доставке через интернет нельзя ничего гарантировать.

Еще одна иллюзия, что интернет — самый дешевый способ доставки телеканалов, так как не нужно поднимать сигнал на спутник или арендовать оптоволокно. Да, на этом можно сэкономить, но придется потратиться на установку дополнительного оборудования (мини-компьютера) и оплатить услуги интернет-провайдера, а в случае, если есть желание подстраховаться и зарезервировать интернет-канал, чтобы избежать проблем при сбоях интернет-соединения, то и нескольких провайдеров. Так что в каких-то случаях доставка через интернет действительно будет более экономичным вариантом, а в каких-то — дешевле выйдет доставка по оптике. При выборе того или иного способа необходимо смотреть на конкретный кейс. Некоторые типовые варианты я разберу ниже.

Разбор кейсов

Когда мы говорим об использовании того или иного способа доставки, необходимо помнить, что существует не просто три варианта — спутник, оптика, интернет, — но и их комбинации. В зависимости от поставленной задачи вещатель может использовать для ее решения как один, так и сразу все три способа.

Напомню о плюсах и минусах каждого их них. Это поможет дальнейшему пониманию причин, по которым я буду советовать их в различных кейсах.

Спутник хорош тем, что позволяет вещателю обеспечить быстрый охват большой территории. Многие кабельные операторы, которые давно работают на рынке, построили у себя спутниковые головные станции, поэтому им несложно принимать сигналы со спутника. Недостаток же заключается в том, что спутниковая доставка является самой дорогой для вещателей. Также качество спутникового сигнала может зависеть от погоды. Еще один минус — неудобство спутниковой доставки для работы с OTT-сервисами, которые появились на рынке относительно недавно и не строили спутниковые головные станции.

Доставка по оптике обеспечивает самую высокую надежность услуги, низкую стоимость входа для вещателей, быстрый охват всех ключевых операторов и OTT-сервисов, гибкую масштабируемость и защиту от пиратства. К недостаткам можно отнести риск повреждения оптического кабеля и отсутствие подключения к магистральным ВОЛС у небольших региональных операторов, что делает охват аудитории более низким по сравнению со спутником.

Интернет-доставка — это глобальный охват, низкая стоимость старта, новый протокол, обеспечивающий профессиональную доставку. При этом самый главный минус я назвал выше — говорить о каком-то SLA (Service Level Agreement — соглашение об уровне обслуживания, — прим. ред.) тут не приходится, так как интернет остается негарантированной средой доставки. Ну и стоимость услуги далеко не во всех кейсах будет самой низкой.

Теперь расскажу о нескольких типовых кейсах применения различных способов доставки. В некоторых из них я для наглядности буду приводить примерную стоимость реализации.

Начну с самого простого. Задача — доставить ТВ-сигнал со стадионов, на которых проводят матчи НХЛ, КХЛ и НФЛ до студии российского вещателя. В случае с НХЛ, матчи которого проводятся в Северной Америке, проще всего это сделать через спутник. Стадионы КХЛ находятся в России и подключены к оптике, поэтому правильнее использовать для доставки именно ее. Многие стадионы НФЛ базируются в отдаленных населенных пунктах России и не имеют подключения к ВОЛС, для этого кейса решением станет интернет-доставка.

Следующий кейс — региональному телеканалу из Новосибирска необходимо доставить сигнал OTT-сервису в Москве. В столице хорошо развита кабельная инфраструктура. Вещателю не сложно подключиться к платформе наземной доставки, которая по зарезервированному оптическому каналу обеспечит максимальное качество передачи сигнала по низкой цене. Это обойдется вещателю примерно в 10 тыс. рублей в месяц.

Усложним задачу. 4K-канал из Амстердама нужно доставить оператору в Москве. В этом случае также можно организовать доставку по оптике, но резервирование канала приведет к удорожанию услуги вдвое. Поэтому в целях экономии для резерва можно использовать более дешевый вариант — интернет. Для передачи основного канала используем оптику, для резервного — интернет. Для многих кейсов такая схема оптимальна по соотношению цены, качества и скорости запуска. Стоимость такого способа будет составлять около 50 тыс. рублей в месяц.

Теперь пример масштабной дистрибуции. Задача — доставить SD-версию телеканала 500 операторам по всей России, включая как крупных, так и небольших региональных, а HD-версию этого же телеканала нужно раздать только крупным и средним операторам. Для максимального охвата SD-версии лучше использовать спутник, а для доставки HD-версии крупным и средним операторам — оптику. По приблизительных подсчетам такое решение обойдется примерно в 300 тыс. рублей в месяц. Но есть и другие варианты. Можно в принципе не доставлять SD-версию. В этом случае 400 маленьких операторов не получат телеканал, но зато его примут 100 крупных операторов. Вещатель не заработает на региональных операторах условные 100 тыс. рублей, зато сэкономит на подъеме сигнала на спутник 200 тыс. рублей, что в целом сделает этот кейс экономически более эффективным. Но еще можно раздать SD- и HD-версии через оптику в качестве основного маршрута, зарезервировав его через интернет. Это обойдется примерно в 75 тыс. рублей в месяц. При этом все операторы получат телесигнал: крупные по оптике, а региональные — через интернет. Для меня этот вариант — «оптика + интернет» за 75 тыс. рублей в месяц — выглядит наиболее целесообразным.

Теперь рассмотрим вариант с региональным каналом, который необходимо срочно доставить операторам по всей стране. Вещатель находится в отдаленном регионе и не имеет подключения по оптическому каналу связи к платформе наземной доставки. У него возникает два варианта.

Первый — организовать оптику до ближайшей точки присутствия платформы доставки, но на это может потребоваться около месяца. А мы в условии задачи обозначили, что организовать доставку нужно срочно.

Второй — воспользоваться доставкой через интернет по протоколу SRT. После заключения договора специалисты платформы настраивают мини-компьютер (ту самую коробочку, о которой я говорил выше) и отправляют ее вещателю экспресс-доставкой, а тот подключает оборудование у себя, и услуга запущена. Таким образом на это уйдет 4–5 дней с момента получения заявки от вещателя до начала доставки телесигнала.

Но я бы рекомендовал использовать такую схему именно для быстрого запуска услуги, а не в качестве законченного решения. Еще раз напомню, что доставка через интернет никак не гарантирует максимального качества, поэтому параллельно вещателю стоит позаботиться о том, чтобы провести выделенный канал до платформы. После этого основным каналом доставки станет оптика, а интернет останется в качестве резервного.

Благодаря появлению протокола SRT появились новые возможности для профессиональной дистрибуции ТВ-сигналов. На сегодня актуальны и по-своему хороши все три способа доставки. Главное, чтобы вещатель и оператор выбирали самый оптимальный с учетом особенностей конкретной задачи.

#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий