Триколор ТВ «Спутниковый интернет»
alt Main Birthday
 

Я/Мы экосистема

14.09.2020 > 09:35
Я/Мы экосистема
Пример компании Amazon, построившей первую в мире глобальную сервисную экосистему на базе онлайновых и офлайновых маркетплейсов по продаже всего чего угодно, оказался весьма заразителен. Многие игроки питают иллюзии, что это их путь к успеху. Но, увы, задача построения экосистемы по плечу далеко не всем.

В последнее время новостями о запуске очередных сервисов или поглощении существующих «в рамках развития экосистемы» уже никого не удивишь. Все крупные российские мультипрофильные компании совершают те или иные поползновения в этом направлении. На острие тренда, разумеется, интернет-гиганты Mail.ru Group и «Яндекс». Последний и вовсе ударился во все тяжкие: не проходит буквально ни дня без информации о том, что «Яндекс» зарегистрировал новую торговую марку. «ЯБанк», «ЯКредит», «ЯЭквайринг», «ЯТрейд», «ЯКэш»... И так далее, и тому подобное. Что же дальше? «ЯЖизнь», «ЯМир», «ЯВашеВсе»? Шутки шутками, но ведь к этому все постепенно и идет.

Однако пример того же «Яндекса» весьма нагляден и поучителен. Недостаточно просто завести под один зонтичный бренд разнородные продукты и услуги и наречь их экосистемой, как пытаются делать некоторые. Успех стратегии кроется в продуктах и сервисах, продвигающих и продающих друг друга, пользующихся спросом и имеющих широкий круг лояльных потребителей. Продуктов и услуг, объединенных единым окном доступа — удобной и комфортной средой, или, если хотите, платформой, упрощающей и стимулирующей комплексное потребление.

Разумеется, многое зависит и от сути самих продуктов и сервисов, точнее — от частоты их потребления и способности интегрироваться друг с другом. Поэтому стихия экосистем накрывает разные рынки и сегменты с разной скоростью. Например, видеосервисы уже в авангарде тренда: они не только могут легко встраиваться в другие услуги, но и сами по себе являются комфортной и перспективной почвой для интеграции. Не за горами тот день, когда прямо во время просмотра видеоконтента на смарт ТВ или смартфоне можно будет между делом совершить эмоциональную покупку промелькнувших в кадре товаров или пожертвовать в фонд охраны и повышения обаяния котиков. При этом люди пользуются видеосервисами регулярно и делают это все чаще и дольше, что создает предпосылки для прикручивания дополнительных услуг именно к видео.

Впрочем, увязать друг с другом можно и менее гибкие сервисы, а ключ к успеху этого процесса кроется в единой системе идентификации потребителя, или едином id. Он является краеугольным камнем экосистемы, без него обеспечить удобство пользования разнородными сервисами невозможно. Очень важно, чтобы пользователь, единожды авторизовавшись, получил доступ ко всему спектру сервисов экосистемы без необходимости дополнительных действий. Как шенгенская виза на въезде в Евросоюз — один раз предъявил и езжай дальше куда хочешь.

Cамое трудное — сделать экосистему самой сутью и смыслом предоставляемых сервисов, а не декоративной надстройкой или вторичной прослойкой между услугами и потребителями

Не менее важен сложившийся или потенциальный охват аудитории. Залог успешной интеграции в экосистему заключается в массовости и регулярности использования. Эксклюзивные и мало востребованные услуги, ориентированные на узкий круг посвященных, для этого не подходят. Популярность сервиса и регулярное взаимодействие с клиентами сразу дает экосистеме еще один мощный козырь — разнообразную информацию о пользователях, их предпочтениях и моделях потребления. Разумеется, при условии применения соответствующих технологий сбора и анализа этой информации. Знание о том, чем живут потребители, что для них важно и за что они готовы платить, делает сервисную экосистему непотопляемой, позволяя удерживать внимание потребителя бесконечно долго, вовлекая его в свои сервисы и заставляя его проживать в них день за днем. Да еще и создавая впечатление естественности происходящего.

В общем, несмотря на то, что экосистемный подход все чаще ложится в основу стратегии компаний из самых разномастных секторов экономики (включая медиателеком), совершенно очевидно, что такой сценарий развития, мягко говоря, не для всех. Тем, у кого недостаточно ресурсов на самостоятельный запуск новых сервисов (или поглощение существующих), остается уповать лишь на успешные коллаборации — такой подход к созданию сервисных экосистем тоже возможен. Но, пожалуй, самое трудное в этом деле — сделать экосистему самой сутью и смыслом предоставляемых сервисов, а не декоративной надстройкой или вторичной прослойкой между услугами и потребителями. В этом смысле телеком- и медиакомпаниям есть над чем поработать.


Рубрика: Мнения
Все Мнения
Триколор ТВ

Уважаемый Читатель!

Мы используем рекламную модель монетизации, чтобы доступ к нашему ресурсу оставался для Вас бесплатным.

Вы видите это окно, поскольку Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт telesputnik.ru в список исключений. Это позволит нам и дальше создавать интересный и важный контент.

Благодарим за понимание и поддержку проекта!
С уважением, команда «Телеспутника».