Почему возникла потребность в сервисе
Что сейчас реально может предложить региональный кабельный оператор своему абоненту цифрового ТВ в качестве дополнительного сервиса, кроме расписания передач (EPG)? - Практически ничего.
Почему так происходит и что мешает развитию и монетизации дополнительных услуг в DVB-C? Многие скажут, что технологические ограничения самого стандарта DVB не предусматривают обратный канал от абонента, что не дает никакой возможности интерактивности, и будут при этом во многом правы. Чтобы обойти данное ограничение, некоторые производители приемников даже встраивают GSM-модем в свою продукцию, но это скорее экзотика, чем обычная практика.
Есть ли вообще какие-то серьезные коммерческие перспективы на этом рынке у дополнительных сервисов стандарта DVB?
Условно все существующие сейчас продукты, кроме самого популярного EPG, по данной теме можно разделить на две большие группы:
- показ в том или ином виде рекламы;
- индивидуальный доступ абонента к контенту.
Давайте подробнее рассмотрим первую группу, т.к. это самый быстрый и очевидный способ получения дополнительных доходов от рекламодателей. Здесь можно встретить такие сервисы, как:
- дополнительный рекламный баннер;
- межпрограммный рекламный баннер;
- широковещательные и индивидуальные текстовые сообщения в виде баннера или бегущей строки.
Со стороны все выглядит прекрасно, но почему данные технологии не получили массового распространения среди кабельных операторов? Внедрение таких сервисов связано с существенными затратами на передающую часть и интеграцию в приемную часть. Если у кабельного оператора нет большой абонентской базы в несколько сотен тысяч абонентов, которая заинтересует рекламодателей, то вложения с высокой вероятностью не окупятся. Это касается в первую очередь баннерной рекламы. Текстовые сообщения не так дороги для внедрения, но их эффективность как рекламного ресурса гораздо ниже, и такой сервис скорее подойдет для информирования абонента о необходимости внести абонентскую плату, чем в продвижении товаров и услуг рекламодателя.
Можно ли с учетом всех указанных моментов придумать некий суперсервис, который не будет требовать серьезных доработок приемного оборудования (а лучше всего вообще обойтись без них) и объединит в себе все лучшее, что было придумано для показа рекламы и продажи услуг абонентам? Да, мы попробовали это сделать, и речь идет о сервисе DMS.
Что такое DMS
DMS — это платформа, позволяющая оператору формировать и предоставлять самый широкий набор дополнительных услуг телезрителям, которые в данный момент не имеют широкополосного доступа в Интернет или обратного канала на приемном оборудовании. DMS позволяет оператору загружать серию изображений и текстовых сообщений (наряду с ТВ-контентом) в виде сверстанных определенным образом электронных страниц, которые будут отображаться на экране телевизора. Для абонента это будет выглядеть как веб-сайт или приложение Smart TV, но при этом в качестве приемного оборудования у него будет бюджетная телеприставка.
Электронные страницы дают возможность организовать на одной платформе сервисы самой различной тематики:
-
Информационно-новостные (например, размещение новостной информации от региональных источников и информирование МЧС).
-
Рекламные. Рекламная витрина с информацией от региональных рекламно-информационных агентств, журналов (публикация статей, объявлений) и магазинов (размещение специальных предложений от сетевых ритейлеров). Площадку можно использовать для освещения услуг и акций самого оператора.
-
Развлекательные (анонс спортивных событий, shopping portal).
-
EPG с красивой графической оболочкой и актуальным обновлением информации на приемнике.
-
NVOD (Near Video On Demand, с англ. — «почти видео по запросу») — организация домашнего кинотеатра без доработки программного обеспечения приемников.
Отдельно стоит отметить возможность использования QR-кода на страницах, что привнесет интерактивную составляющую и даст возможность мультиэкранного использования сервисов. При сканировании QR-кода смартфоном пользователь может переходить на заинтересовавшие его страницы и, например, оплачивать подписку на пакет каналов прямо с телефона.
Основные характеристики Digital Monetization System:
- DMS использует существующую и проверенную технологию MHEG, которая позволяет запускать сервис на бюджетных STB без доработки ПО.
- Многоуровневая система разграничения прав на создание и редактирование страниц в интерфейсе DMS позволяет одновременно вносить изменения нескольким пользователям, например государственным учреждениям, магазинам, журналам, разграничивая права доступа буквально постранично и оставляя контроль за информацией у кабельного оператора.
- DMS позволяет отображать на приемниках текстовую и графическую информацию и динамически обновлять контент (с частотой до 1-й минуты), используя для доставки контента одностороннюю передачу данных.
Общая архитектура и основной сценарий использования DMS
На рисунке обозначены основные этапы работы:
1) В веб-приложении пользователь, согласно своему уровню прав, работает с данными, которые предназначены для вещания абонентам ТВ.
2) Данные, введенные пользователем, сохраняются на веб-сервере и оттуда передаются на мультиплексор или другое внешнее передающее устройство (например, модулятор).
3) Из мультиплексора данные отправляются в транспортный поток на вещание.
4) Приемник, установленный у телезрителя, получает данные из транспортного потока, расшифровывает их с помощью приложения MhegApp и передает на телеэкран.
5) Телезритель с помощью пульта ДУ может переходить по страницам вещаемого приложения.
Все пользователи веб-приложения DMS относятся к определенной группе. Каждой группе пользователей приписывается определенная роль. Роль — это набор прав для работы в веб-приложении.
В веб-приложении существуют следующие роли, которые соотносятся между собой в иерархическом порядке: Author — наименьший набор прав; Approver — права роли Author и дополнительные права; Broadcast approver — права роли Approver и дополнительные права.
Как правило, в группы с ролями Author и Approver входят пользователи организации, которая размещает информацию о своих услугах. Эти пользователи отвечают за добавление контента. В группу Broadcast approver входят пользователи оператора ТВ, который предоставляет услугу размещения информации сторонней организации. Эти пользователи отвечают за вещание контента. После установки веб-приложения администратор (пользователь компании-производителя DMS, обладающий всеми правами в системе) создает группу с ролью Broadcast approver пользователя в этой группе и устанавливает лицензию.
Кто уже использует DMS
Похожая, но более простая модель используется в Европе такими операторами, как British Sky Broadcasting и Starhub.
Продукт DMS, но с применением другой системы монетизации, используется в Камбодже (One TV), Бангладеш (Real VU), Пакистане (Effective Media Entertainment).
Кабельные операторы во всем мире активно используют платформу для получения дополнительной прибыли за счет вещания рекламного контента, а также привлекают абонентов дополнительными услугами, которых нет у других операторов. DMS-решение имеет важное преимущество по сравнению с аналогами. Реализация платформы с потребительской точки зрения выглядит более привлекательно, DMS предоставляет трансляцию полноценного HTML-контента с текстами, графикой и видеоврезками в противовес порталам формата «Телетекст 2.0», которые используют европейские операторы.
Примеры шаблонов
DMS от «Цифры» — оптимальный вариант
Внедрив сервис DMS от ООО «Цифра», кабельный оператор сможет реализовать рекламно-развлекательный портал и увеличить доход с абонента без доработки программного обеспечения приемников, а значит - и без существенных дополнительных расходов. Гибкая система разграничения прав дает возможность делить рекламные площади с другими участниками рынка, и объединить всех абонентов операторов с сервисом DMS в одно рекламное пространство с максимально большим охватом потенциальной аудитории.