Расскажите о вашем телеканале.
Телеканал «Первый Ярославский» — одно из подразделений информационного агентства «Верхняя Волга». Это обязательный общедоступный телеканал Ярославской области. Сейчас мы вещаем в кабельных сетях на всей территории региона. Развиваем интернет-вещание, транслируем эфиры на сайте телеканала и в пабликах «ВКонтакте». До апреля прошлого года велось вещание на спутниковой платформе Триколор. Опыт сотрудничества в целом положительный. Триколор давал хороший охват аудитории в сельской местности. Но Ярославль — это не город-миллионник. Здесь нет рекламного рынка, который бы позволил региональному телевидению окупить затраты на вещание в Триколоре. По этой причине нам пришлось отказаться от спутникового вещания и оптимизировать затраты на доставку сигнала. Мы доставляем сигнал до кабельных операторов в других городах и районах Ярославской области через различные интернет-каналы. Это обходится гораздо дешевле. Понятно, что в сельской местности у людей меньше возможностей, так как там многие больше пользуются спутниковыми тарелками, но для нашего региона это все-таки не очень большая часть населения. Частично эта проблема решается с помощью врезки в эфир «Общественного телевидения России» (ОТР, — прим. ред.), где наши передачи транслируются в двух интервалах вещания. Это неплохой вариант для охвата аудитории в сельской местности и малых городах. ОТР — телеканал первого мультиплекса и возможность смотреть его вместе с передачами «Первого Ярославского» имеет более 99% населения Ярославской области.
Кто ваша целевая аудитория?
В первую очередь мы ориентируемся на жителей Ярославской области, потому что исторически «Первый Ярославский» — региональный телеканал. Однако современные технологии дают возможность работать и на другие территории. Поэтому в дальнейшем мы будем пытаться развивать сотрудничество с OTT-сервисами, чтобы наш сигнал доходил до смарт ТВ. Первый шаг на пути к этому мы сделали. В прошлом году у нас начало работать мобильное приложение, через которое можно посмотреть наш телеканал в соседних регионах. Средний возраст нашей целевой аудитории достаточно молодой для телевидения — от 35 лет. У «Первого Ярославского» традиционно сравнительно высока доля мужской аудитории. Во многом благодаря большому количеству спортивных трансляций в нашем эфире.
Какие есть отличительные черты у телеканала?
Отличительной чертой телеканала является большой объем трансляций, в первую очередь хоккейных матчей, так как Ярославль — это хоккейный город. Также если говорить о контенте, то у нас, пожалуй, самые продолжительные из региональных телеканалов нашей области новостные выпуски. Они длятся примерно 30–40 минут в прайм-тайм. К примеру, у региональных телеканалов ВГТРК выпуски в прайм-тайм длятся около 15–16 минут. Мы стараемся делать новости продолжительными, чтобы максимально осветить региональную повестку, дать широкую панораму мнений региональных экспертов, но сохраняя при этом новостной, информационный формат подачи материала. Пока у нас это получается. Судя по данным MediaHills, наши новостные программы в прайм-тайм являются самыми востребованными.
Над какими проектами работаете сейчас?
У нас много проектов. С конца мая выходит обновленная программа «Будьте здоровы!». Более года назад мы закрыли этот проект, но потом перезапустили в виде прямого эфира и транслируем одновременно с эфиром в соцсети «ВКонтакте». В рамках программы врачи отвечают на вопросы телезрителей и пользователей социальных сетей о вакцинации, обсуждают и другие интересующие ярославцев темы. Такой формат очень востребован среди врачебного сообщества, телезрителей и пользователей соцсетей. О «Первом Ярославском» правильно говорить не только как о телеканале, но и как о медиакомпании, которая производит контент для соцсетей. Мы часто проводим стримы на злободневные темы. Еще у нас есть опыт проведения тематических телемарафонов. Также у нас есть опыт реализации интересного социального проекта, который мы сделали совместно с региональным телеканалом «Санкт-Петербург» и ОТР. Был проведен телемост между Ярославлем и Санкт-Петербургом с использованием технических возможностей ОТР. Темой для обсуждения стал Александр Невский, который является знаковой фигурой не только для Петербурга, но и для нашего региона. Ведь родина Александра Невского — город Переславль-Залесский на территории современной Ярославской области.
Какие стоят задачи перед вами?
Задач у нас много, однако одна из главных — это дать возможность нашей аудитории получать контент, который мы производим, удобным для нее способом. Мы идем к тому, чтобы люди узнавали телевизионные новости не только в тот момент, когда выпуск новостей выходит в эфир, но прежде всего тогда, когда им это удобно. Для этого нужно развивать присутствие нашего видеоконтента в соцсетях и на различных интернет-платформах. У нас это уже есть, но нужно активно заняться его продвижением.
Какие существуют проблемы и перспективы у регионального телевидения?
У региональных телеканалов есть одна общая проблема — это очень пристальное внимание Роскомнадзора. Все участники отрасли знают, что «21 кнопка» — это не только привилегия, но и большая ответственность. Другие проблемы лежат в сфере экономики. Телевидение трансформируется, а вместе с ним и рекламный рынок. Рекламодатели, особенно малый бизнес, активно переходят на размещение рекламы в интернете. В связи с этим региональному телевидению нужно участвовать в этом процессе для того, чтобы финансовый поток не прерывался.
Войдет ли ваш телеканал в третий мультиплекс?
Услуги связи по трансляции любого телеканала мультиплекса достаточно дороги и вопрос в том, кто будет платить за установку оборудования для организации третьего мультиплекса и доставку сигнала. Я очень сильно сомневаюсь, что во всех субъектах федерации найдутся для этого средства, потому что объемы рекламного рынка у всех разные. Я думаю, что у Ярославля нет такого объема средств на рекламном рынке, который бы позволил окупить затраты на третий мультиплекс. Если примут решение, что третий мультиплекс для регионального вещания будет создаваться за счет федеральных инвестиций, то это уже другой вопрос. Пока этот вопрос обсуждать преждевременно, потому что еще нет решения на государственном уровне. Возможно, города-миллионники смогут самостоятельно справиться с этой задачей, а телеканалы в таких городах, как Ярославль, вряд ли смогут окупить затраты на вхождение в третий мультиплекс самостоятельно. Поэтому на сегодня я считаю более актуальным заниматься другими средами вещания, потому что аудитория все больше пользуется разными способами получения контента. И не факт, что именно цифровое эфирное вещание останется ключевым способом телесмотрения уже через пару лет. В Ярославле и во втором по величине городе нашей области Рыбинске практически повсеместно есть кабельные сети. Исследования маркетинговых компаний показывают, что большая часть населения пользуется смартфонами для получения новостей и контента. По этой причине для телеканалов, на мой взгляд, важно иметь удобное и надежное мобильное приложение, а создание третьего мультиплекса — не самая главная задача для региональных телеканалов.