Уровень конкурентоспособности решений определяется не тем, являются ли они отечественными или иностранными. Он определяется в первую очередь степенью их зрелости. Очевидно, что отечественные решения, которые разрабатывались в течение многих лет, уже конкурентоспособны. Конечно, при условии мультиязычности решения успешны и на международном рынке. Таких примеров много.
Если говорить о продуктах, которые только создаются, то пока об их конкурентоспособности речи не идет. Как и любое новое решение, они должно пройти стадии MVP (минимально жизнеспособный продукт, — прим. ред.) и proof of concept (проверка концепции, — прим. ред.). И со временем, когда решение аккумулирует в себе экспертизу предприятий, оно станет конкурентоспособным. Вопрос в том, сколько будет в это вложено сил, ума, денег и желания.
Когда мы как коммерческая компания вкладываем во что-то силы, то рассчитываем на то, чтобы повысить производительность своей работы, лучше организовать внутренние процессы и за счет этого в конечном итоге заработать дополнительные деньги. Если мы говорим о цифровизации, то в этом случае речь идет о получении дополнительных экономических эффектов: сокращении количества используемого сырья и электроэнергии, улучшении управления цепочками поставок, а также получении более четких ответов на вопросы, какие марки продукции производить, в каких регионах и по каким ценам их продавать. Это очень сложный процесс. Если бы он делался вручную, то не работал бы хорошо. Цифровизация является для нас мощным рычагом повышения эффективности. Так, на конец 2022 года такие проекты принесли нам более 30 млрд рублей.
Прогнозы оптимистичные. Отрасль уже прошла стадию, в ходе которой все разбирались, зачем это нужно, почему это важно и какие результаты должны быть достигнуты. Сейчас понимание преимуществ и необходимости цифровизации уже сформировалось. И это немаловажно. Ведь у некоторых компаний на это уходят годы. Дальше наша задача — не сбавлять темп и уметь работать совместно. Единственное, что нас может сдерживать — это отсутствие желания или умения кооперироваться. Именно от этого зависит успех отрасли. Для крупных компаний это большой вызов. Поскольку не всегда даже внутренние подразделения могут найти общий язык друг с другом и работать вместе на единый результат. Компании много вкладываются в решение этой проблемы с разной степенью успеха. А теперь нужно делать то же самое, только в масштабе отрасли.