Триколор ТВ «Спутниковый интернет»
 

Мария Лемешева, «КиноРепортер»: «Мировой авторитет российского кино растет с каждым годом»

15.06.2021 > 10:00
Мария Лемешева Мария Лемешева
Основатель и главный редактор журнала «КиноРепортер»
«Телеспутник» побеседовал с основателем и главным редактором журнала «КиноРепортер» Марией Лемешевой о трансформации кинобизнеса, секрете международного успеха сериала «Эпидемия», экспансии стриминговых платформ и цепляющей харизме современных актеров.
На ваш взгляд, какое влияние оказала пандемия на потребление киноконтента?
В период самоизоляции, когда были закрыты традиционные кинотеатры, мы наблюдали повышение спроса на видеоконтент. Российские онлайн-платформы открыли дешевый и даже бесплатный доступ и стали производить свой собственную продукцию. Это качественные фильмы и сериалы, которые стали всерьез конкурировать с телевизионными сериалами и картинами из большого проката. Яркий пример: самый популярный онлайн-кинотеатр России ivi в 2020 году потратил на создание оригинального контента около 1 млрд рублей. В 2021 году компания инвестирует в собственные проекты уже 2 млрд.

Есть очень красивая цифра: на сегодняшний день по всему миру на онлайн-кинотеатры подписано 1,1 млрд человек. При этом население Земли составляет 7,8 млрд, то есть стримингом пользуется каждый седьмой. А если учесть, что значительная часть подписчиков — это семьи из двух, трех и даже десяти человек, то процент еще выше.

Россия не отстает от мировых трендов: аудитория российских онлайн-кинотеатров по итогам 2020 года выросла на 17 % по сравнению с 2019 годом и достигла 63 млн человек. А это чуть меньше половины населения страны! Объем рынка российских онлайн-кинотеатров в 2020 году составил 27,8 млрд рублей.
Вы разделяете мнение, что в обозримом будущем традиционные кинотеатры перестанут быть рентабельными, так как зритель уйдет на стриминговые платформы?
Это не так. Рост рынка стриминга не означает гибель традиционных кинотеатров. Эти два способа потребления киноконтента друг другу не конкуренты, они функционируют и развиваются параллельно. Онлайн-платформы конкурируют друг с другом, но не с классическими кинотеатрами. Уже в мае количество работающих российских кинотеатров вернулось к докризисному уровню. И что радует: за время карантина закрылось не более 8 % кинозалов и нее более 5 % аудитории предпочли стриминг походам в кино.
Как трансформировался показ в классических кинотеатрах?
Прокат возродился. Даже при ограничениях по заполняемости кинозалов «Последний богатырь: Корень зла» собрал больше 2 млрд рублей, «Конек-Горбунок» собрал больше миллиарда. Сенсацией прошлого года стала камерная комедия «Непосредственно Каха!», заработавшая в прокате больше 560 миллионов рублей при крайне скромном бюджете производства, обойдя несколько российских потенциальных блокбастеров.

Но пандемия, безусловно, не прошла без отрицательных последствий для кинопроката — большинство наших фильмов сильно проседают по сборам. Для некоторых кинопроизводителей нет смысла запускать фильм в прокат, поэтому сокращается «окно» — период между датой премьеры релиза и датой выхода картины на онлайн-платформе или на телевидении.
Какие новые тренды создания и дистрибуции фильмов и сериалов вы можете отметить?
Пока что можно говорить о мировом опыте, который в ближайшее время окажет влияние на российский кинобизнес. Многие голливудские блокбастеры выходят одновременно в кинотеатрах и на онлайн-платформах. Первопроходцем стал фильм «Чудо-женщина: 1984». В международном прокате студия Warner Brothers, как ни старалась, собрала только 165 миллионов долларов. О доходах фильма на платформах ничего не говорят, поэтому пока нельзя оценить, удался ли эксперимент. Другой комиксовый хит «Черная вдова», на который возлагались большие надежды, после многочисленных переносов премьеры должен выйти 9 июля в кинотеатрах и на онлайн-платформе Disney+. Продюсеры, конечно, хотят заработать, но при нынешней ситуации в мире это сделать очень сложно. Неудивительно, что «Не время умирать» — новый фильм об агенте 007 — переносили уже трижды. Теперь наконец-то стало известно, что осенью он выйдет в мировой прокат, но все равно уверенности в его кассовом успехе нет.
IMGP6000-k3.jpg
В прошлом году российский сериал «Эпидемия» занял четвертое место по числу просмотров среди неанглоязычных проектов онлайн-кинотеатра Netflix. По вашему мнению, в чем секрет успеха «Эпидемии»?
У авторов была цель создать контент для международного рынка. И высокое качество продукта, а также оригинальный контент неизбежно заинтересовали международных дистрибьюторов. В апреле 2019 года сериал «Эпидемия» был отобран в основную конкурсную программу престижного международного фестиваля CannesSeries, а полнометражный фильм «Эпидемия. Вонгозеро» попал в число номинантов на главный приз Московского международного кинофестиваля. Кстати, продюсеры сосредоточились на продвижении сериала и решили полный метр не выпускать в прокат, что конечно было правильным ходом. Получилась апокалиптическая экшен-драма голливудского уровня с примесью русской экзотики. Многих зрителей именно это и зацепило: обычно глобальная катастрофа настигает Америку или Великобританию, а здесь страшная эпидемия в далекой заснеженной России — нечто свежее и интригующее для иностранной аудитории.
Другие российские сериалы и фильмы имеют шансы стать хитами международных онлайн-кинотеатров?
Российский киноконтент идет на экспорт в десятки стран, включая два главных рынка — США и Китай, а крупнейшие онлайн-платформы активно покупают права на показ сериалов и полного метра, поэтому новые рейтинговые успехи уже не за горами. Кроме того, у международных онлайн-кинотеатров пользуются спросом не только новые фильмы. В мае Netflix купил эксклюзивные права на дилогию о Даниле Багрове — ленты, которые вышли на экраны больше 20 лет назад (речь идет о фильмах «Брат» и «Брат 2», — прим. ред.). Впервые будет снят контент на заказ: студия 1-2-3 Production запускает в производство новый сериал для Netflix по мотивам романа «Анна Каренина» со Светланой Ходченковой в главной роли. Есть примеры покупки прав на ремейки российских хитов: семь стран купили права на ремейк комедии «Холоп», вышли мексиканское «Горько!», американский «Майор», индийская «Ирония судьбы», литовская версия «Статус: свободен» — фильма, в котором у нас снимались Данила Козловский и Лиза Боярская. Крупная голливудская студия Lionsgate объявила о разработке своей версии российского хоррора «Невеста». На рост авторитета российского кино также влияют успехи на крупных фестивалях. Из последнего — в 2020 году специальный приз в Венеции завоевал новый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!». А сколько восторгов мировой критики в 2019-м было вокруг картины «Дылды» Кантемира Балагова!
Значит, скоро мы будем экспортировать не только контент, но и кинематографистов?
Уже есть приятные примеры того, как российские кинематографисты работают за рубежом. Бьет кассовые рекорды боевик Ильи Найшуллера «Никто» — фильм в премьерный уикенд возглавил бокс-офис США, что до этого не удавалось ни одному российскому режиссеру. Успешно работает в Голливуде российский оператор-постановщик Роман Васьянов. В списке его работ — фильмы «Ярость», «Отряд самоубийц», «Стена», «Тройная граница». Тот же Кантемир Балагов был приглашен телеканалом HBO для съемок пилотного эпизода «Последних из нас» по культовой игре The Last of Us. Поможет ему в этом оператор Ксения Середа, которая снимала с ним «Дылду».
В свое время журнал «КиноРепортер» разглядел будущих кинокумиров в Милоше Биковиче, Юрие Борисове, Романе Курцыне, вручив им премию «Аванс». Как вам удается открывать новых звезд российского кино?
Самое главное для современного актера — обладать харизмой, которая будет «цеплять» как режиссеров, так и зрительскую аудиторию. И для этого не нужно шокировать публику или выдумывать что-то новое. Актер должен вызывать эмпатию у зрителя — заставлять его плакать, смеяться, сопереживать, сочувствовать. Тогда его будут снимать и ему будет верить зритель. Я очень хорошо чувствую это, когда отсматриваю работы начинающих артистов. Вместе с экспертным жюри мы выбираем лучших из лучших — именно ребята с таким мощным потенциалом становятся лауреатами премии «Аванс».
На международном форуме IPQuorum–2021 вы модерировали сессию «Цифровой креатив на экспорт». Какие вопросы российского кинопроизводства вы успели обсудить?
Мы провели эту сессию, чтобы поделиться опытом с теми, кто решил монетизировать свой киноконтент за пределами нашей страны. Об экспорте кинопродукции рассказал Вадим Верещагин, занимающий пост генерального директора кинокомпании «Централ партнершип». По его словам, наибольшим спросом в мировом прокате пользуются российские драмы. Не обошли вниманием и международный успех российской анимации. Директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова назвала российскую мультипликационную индустрию самой молодой и быстрорастущей, ведь отечественная анимация, именно как индустрия, существует всего десять лет. Это был очень интересный разговор, который дал новый импульс для молодых представителей креативных индустрий.

Рубрика: Персоны
Все Интервью
Триколор ТВ

Уважаемый Читатель!

Мы используем рекламную модель монетизации, чтобы доступ к нашему ресурсу оставался для Вас бесплатным.

Вы видите это окно, поскольку Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт telesputnik.ru в список исключений. Это позволит нам и дальше создавать интересный и важный контент.

Благодарим за понимание и поддержку проекта!
С уважением, команда «Телеспутника».

Нажмите «Подписаться» чтобы читать «Телеспутник» в Вконтакте

x

Нажмите «Подписаться» чтобы читать «Телеспутник» в Одноклассниках

x

Нажмите «Подписаться» чтобы смотреть «Телеспутник» в Youtube

x