img23 ноября 2020 в 11:09

Михаил Куницын, спутниковое ТВ МТС, Иркутск: «Никто кроме нас не покрывает регион так обширно и качественно»

Иркутская область — регион с огромной территорией, по которой разбросано большое количество сел и деревень. Для жителей этих населенных пунктов спутниковое телевидение зачастую является единственным источником информации. О том, как обеспечить качественными и недорогими услугами потребителей, живущих на этой обширной территории, нам рассказал руководитель продаж и обслуживания спутникового ТВ МТС в Иркутской области Михаил Куницын.

Иркутская область — регион с огромной территорией, по которой разбросано большое количество сел и деревень. Для жителей этих населенных пунктов спутниковое телевидение зачастую является единственным источником информации. О том, как обеспечить качественными и недорогими услугами потребителей, живущих на этой обширной территории, нам рассказал руководитель продаж и обслуживания спутникового ТВ МТС в Иркутской области Михаил Куницын.
Есть ли у Иркутской области своя специфика с точки зрения потребления услуг спутникового ТВ?
Начнем с того, что Иркутская область занимает огромную территорию на Дальнем Востоке. У нас очень много населенных пунктов, где спутниковое телевидение — это единственное средство получения информации для местного населения. По площади Иркутская область — примерно как половина Европы. Населенные пункты отдалены друг от друга, а на территории региона проживает порядка 2,5 миллионов человек. Это очень существенная цифра. Даже если сравнить с соседним Забайкальским краем, в котором проживает всего 900 тысяч человек. Большая часть населения проживает в крупных городах — это Ангарск, Иркутск, Братск. Но много людей живут отдаленно, в особенности на северных территориях. И это наши главные клиенты: основная часть подключений у нас идет на периферии. Расстояния большие, далеко от крупных населенных пунктов, от основных наземных каналов связи. Логистика сложная. Конкуренты не особо стремятся посещать эти населенные пункты, а МТС стремится. До прихода МТС (в 2016 году — прим. ред.) альтернатива у многих местных жителей, по сути, была одна: подключаться самим. Местные игроки — дилеры спутниковых операторов — в основном устанавливали спутниковое ТВ в крупных городах и близлежащих к ним населенных пунктах. Людям из отдаленных сел приходилось ездить в город, самостоятельно закупать оборудование и устанавливать его. Когда в регион вышло Спутниковое ТВ МТС, мы начали применять принципиально иной подход: нанимали и обучали агентов на периферии, расширяя собственный штат за счет людей, живущих там, где наши услуги были нужны, организовали доставку, в том числе благодаря помощи материнской компании. Для этих жителей, которые годами не видели цифрового телевидения, наш приезд был словно праздник. И устанавливали оборудование мы значительно дешевле, чем тогда это было принято на рынке. Мы на уровне всей компании выработали некий принцип ценообразования за установку. И это стало вполне доступно любому. Люди радовались и рассказывали о нас соседям, родственникам. Работало сарафанное радио. На сегодняшний день, я уверен, никто кроме МТС не покрывает область так обширно и качественно.
Можете описать типичного абонента спутникового ТВ в вашем регионе? Что побуждает людей подключать данную услугу?
Наш типичный абонент — это житель поселка в возрасте 30–40 лет. Девяносто процентов наших абонентов — физические лица. Но есть и коммерческие организации. В этом сегменте мы тоже стараемся наращивать свое присутствие и влияние. Важная и почитаемая нами аудитория — старшее поколение. Таких людей очень много среди наших абонентов. Пожилые живут в деревнях, им приходится непросто. И одно из наших основных преимуществ перед конкурентами, по словам самих абонентов, — это участие, желание помочь и решить их проблемы. Нередко бывает, что старшее поколение подключает спутниковое телевидение специально ради внуков, которые приезжают на каникулы, чтобы чем-то их завлечь.
А сами пожилые потом втягиваются в потребление нового для них контента?
Конечно, они втягиваются и потребляют контент. В Сибири восемь холодных месяцев в году, уже ранней осенью вечереть начинает рано. Что остается делать людям в деревнях? Смотреть телевизор. Так что люди пользуются телевидением уже на постоянной основе, хотя изначально, может быть, и подключали его для внуков, приезжающих из города.
Наблюдается ли в вашем регионе сезонность продаж и какие еще факторы влияют на спрос на услугу спутникового ТВ?
Наверное, с точки зрения сезонности у всех регионов примерно одинаковая ситуация. Весной и в начале лета у нас период высоких продаж. В это время года люди едут на дачу на свежий воздух. В этом году это было еще более ярко выражено в период пандемии: видно, что многие обосновывались за городом надолго, хотя раньше так не делали. К осени у нас происходит небольшой спад, потому что дачники уже обосновались, а у селян начинается уборочная кампания. Естественно, в этот период жители задействованы в ней. Ну и как я уже упоминал, в октябре, ноябре и декабре у нас темнеет рано, становится холодно и люди вспоминают, что им необходимо телевидение. Начинается постепенный рост продаж и подключений. К Новому году выходим на пик: все хотят к праздникам подключить себе качественное ТВ и организовать нормальный досуг.
Считаете кабельных операторов своими конкурентами?
Считаем, но это касается больших городов — Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Братска. В регионе, конечно, присутствуют крупные операторы, игроки рынка кабельного ТВ. В Иркутске есть и собственная кабельная сеть МТС. Но вся периферия за нами. Наша вотчина — это населенные пункты, удаленные от крупных городов более чем на сотню километров. Вот там у нас нет особой конкуренции, разве что другие операторы спутникового ТВ, но, как правило, их услуги обходятся дороже.
Видите ли вы конкуренцию со стороны интернета и цифрового эфирного телевидения?
Видим, но это больше касается городов и определенных групп населения. Городская молодежь сейчас вообще потребляет весь контент в интернете и телевизор смотрит мало. Но у молодежи в деревнях нет особой альтернативы: не везде есть интернет, позволяющий смотреть контент в качестве, сопоставимом со спутниковым ТВ. Например, наш знаменитый остров Ольхон (крупнейший остров озера Байкал, — прим. ред.) получил электричество лишь в 2005 году! До сих пор есть поселения, в том числе, вахты, без электричества, где жители по вечерам запускают дизельную электростанцию и смотрят телевизор. В таких населенных пунктах у Спутникового ТВ МТС нет альтернативы. А люди уже привыкли к определенному набору сервисов и качеству услуг. Что касается цифрового эфирного ТВ, то скажу честно, у местного населения была масса ожиданий на этот счет. Люди в какой-то момент даже отказывались от уже поданных заявок на подключение спутникового телевидения, ожидая запуска эфирной цифры. Но того, что она дает, уже оказалось недостаточно. Людям хочется разнообразия, так что заявки на установку тарелки стали поступать от тех, кто ранее от них отказался.
Насколько у вас популярны конвергентные пакеты, в которых есть спутниковое ТВ?
Они популярны у определенной аудитории: дачников, которые выезжают на свои участки недалеко от крупных городов, но привыкли пользоваться быстрым интернетом и цифровым ТВ. В коттеджных поселках вокруг крупных городов, где не решен вопрос проводного ШПД. Но в целом по Иркутской области сейчас преобладает линейное телевидение. Для сельских жителей и вахтовиков это основной источник и информации, и развлечений. Но там, где нет иного способа доступа к интернету, и где мы построили мобильную сеть 3G и выше — это наиболее востребованный продукт Спутникового ТВ.
Как пандемия коронавируса сказалась на бизнесе Спутникового ТВ МТС в регионе?
В первые две недели пандемии в регионе перепугались все, людям было не до телевидения. Все повально закрывалось, народ был в панике. Что касается моей команды, то мы панике не поддавались. В самом начале, конечно, видели определенный спад: закрылись розничные точки продаж, все сидели по домам. Однако мы быстро отладили продажи через интернет и уже на третью неделю после введения ограничений отметили приток заявок на подключение даже по сравнению с тем, что было до пандемии. Чтобы сохранить бизнес и успокоить клиентов, мы очень быстро разработали схемы максимально безопасного безконтактного подключения оборудования, контроля над самочувствием сотрудников, оснастили команду всеми средствами индивидуальной защиты. И очень быстро все вернулось в привычное русло. Сейчас идет вторая волна, и мы на себе никаких проблем не ощущаем. Мы к ней готовы.
Какой контент, представленный в пакетах МТС, наиболее популярен у жителей вашего региона?
Очень востребованы телеканалы по охоте и рыбалке — для наших земляков это важная часть жизни, да и многие их передачи снимаются на территории Иркутской области. Отдельная популярная категория — мультфильмы. У нас есть большой пакет тематических детских каналов, при этом множество бесплатных каналов уже в основном пакете, чем не все конкуренты могут похвастаться. А дети часто важный стимул для подключения Спутникового ТВ в семье.
Ожидаете ли вы дальнейшего роста сегмента спутникового ТВ, или рынок приближается к насыщению?
Взрывного роста ожидать вряд ли приходится. Если отталкиваться от 2016 года, когда мы только начинали работать здесь, в Иркутской области, то мы росли прогрессивно. Особенно это было заметно в 2017 и 2018 годах. К 2020 году мы уже подключили многих потребителей, и кабельные операторы двигаются глубже в регион. Тем не менее я считаю, что рост будет: люди привыкают к качественному спутниковому ТВ, смотрят разный контент с помощью разных технологий на разных экранах, есть запрос на информацию. И это стимулирует и нас развиваться, чтобы отвечать этим меняющимся ожиданиям. У нас очень хороший потенциал в B2B-сегменте. Мы подключаем социально значимые объекты и коммерческие объекты — гостиницы, базы отдыха и т. п. Также в этом году у нас было очень много заявок от компаний, занимающихся добычей и переработкой в нефтегазовом секторе. Во время пандемии компаниям пришлось в срочном порядке открывать карантинные зоны для въезда и выезда сотрудников с вахты. Для этого были реанимированы пансионаты и лагеря на балансе этих компаний, а телевидения там не оказалось. Здесь тоже можно много что сделать, так что прирастать мы будем, и направления роста уже определены.
Как налаживание обратной связи с абонентами помогает выстраивать дальнейшую стратегию и совершенствовать сервис?
Мы взаимодействуем с нашими абонентами на разных уровнях. Во-первых, у нас есть контактный центр, куда со своими проблемами могут обратиться абоненты. Во-вторых, агентская сеть. Наши агенты лично взаимодействуют с клиентами и знают, что делать свою работу нужно качественно. В отдаленных селах Иркутской области до сих пор присутствует особый менталитет, и если старший в деревне поставит себе наше оборудование, то за ним, как правило, последуют все остальные. Если выполнить свою работу некачественно, то в дальнейшем здесь могут возникнуть проблемы и восстановить репутацию будет очень сложно. При подключении мы гарантируем один бесплатный выезд агента к клиенту, где бы тот ни находился, если у него возникнут какие-то проблемы. Агенты это знают и сразу делают все максимально качественно. Ну и сам бренд МТС говорит о надежности, так что клиенты нам доверяют.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий