Триколор ТВ «Спутниковый интернет»
 

Григорий Кузин: «В пандемию 4К оказался не нужен»

11.09.2020 > 10:15
Григорий Кузин Григорий Кузин
Директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX
Режим самоизоляции, вызвавший резкий рост просмотра видеоконтента, стал испытанием не только для вещателей и онлайн-кинотеатров, но и для технологических компаний, обеспечивающих доставку контента. О трендах, выявленных в этот период, реакции на них, а также о неизбежности появления агрегаторов ОТТ-сервисов мы говорим с директором проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорием Кузиным.
Как пандемия коронавируса повлияла на ваш бизнес и индустрию доставки контента в целом?

COVID-19 по-разному отразился на отраслях. Телеком и медиа, на стыке которых как раз работает «Медиалогистика», относительно благополучно пережили пик пандемии. Да, ТВ-реклама упала, но не 30—40%, как в печатных изданиях, а лишь на 10%. Такое снижение не катастрофа, а вызов с вполне достижимыми целями: улучшение креатива, технологическая модернизация и оптимизация бизнеса. Выручка некоторых участников, особенно видеосервисов, даже подросла во время пандемии. В начале режима самоизоляции лично я ожидал, что пандемия даст какую-то передышку, надеялся на снижение активности клиентов, но не тут-то было! Поскольку выросло телесмотрение, провайдеры, наоборот, начали активнее подключать новые телеканалы. Потребовалось наращивание мощности инфраструктуры нашей платформы. Например, когда нужно было подключить дополнительную оптику между узлами «Медиалогистики», мы решали необычную логистическую задачу: требовалось вывести из строгой домашней самоизоляции и собрать одновременно на одной площадке инженеров сразу из четырех организаций. Это получилось и стало новым интересным опытом.

В пандемию мы почувствовали больший рост спроса на доставку разовых видеотрансляций, чем на телеканалы, поскольку концерты, спортивные и другие мероприятия перешли в онлайн-режим. И здесь выиграли те, кто уже был подключен к «Медиалогистике» до пандемии. Потому что в этом случае, к примеру, чтобы подать в сеть «Ростелекома» трансляцию концерта, достаточно было нажать несколько кнопок в личном кабинете платформы «Медиалогистика», при этом не нужно было производить какие-то физические подключения в дата-центрах, многие из которых были закрыты на период карантина. Сильно помогла автоматизация и виртуализация процессов платформы, не требующая присутствия человека на объектах. А вот с теми, кто не успел подключиться до пандемии, были сложности, точнее — задержки. Особенно при подключении на зарубежных площадках. Например, чтобы завершить процесс получения на платформу «Медиалогистики» телеканала Extreme Sports HD, оставалось только буквально воткнуть кабель в порт на оборудовании в Париже. В обычное время эта задача решается за пару дней. Но тогда по всей Франции был полный локдаун. В результате телеканал пришел в Россию с задержкой в месяц, но сейчас все желающие могут его подключить.

Поменялось ли что-то в организации вашей работы?
В марте большинство сотрудников были переведены на дистанционную работу, которая продолжится до конца года. При этом мы выработали за первые пару месяцев самоизоляции достаточно эффективный режим работы: четыре дня в неделю сотрудники работают из дома, один день — в офисе, при этом за каждым закреплен определенный день недели для дежурства в офисе. На мой взгляд, это оптимальный вариант. Во-первых, это максимально безопасно. Из тех, кто непосредственно занимается платформой «Медиалогистика», пока никто не заразился. А тесты сдают периодически все. Во-вторых, работа в офисе по графику задает правильный рабочий ритм и не дает одичать и забыть об офисной жизни и корпоративной культуре организации.
Какие эволюционные процессы в отрасли подтолкнула пандемия?

Один тренд я уже упомянул — это активное развитие разовых трансляций: боксерские матчи, чемпионаты по различным видам спорта, концерты и интерактивные встречи с любимыми артистами. Люди не имели возможности посетить эти события, поэтому и начал расти спрос на их трансляции. Маркетологи некоторых операторов вовремя ухватились за этот тренд и стали организовывать эксклюзивные и бесплатные трансляции для своих абонентов. Получился интересный инструмент повышения лояльности. «Медиалогистика» в свою стратегию развития включила разовые трансляции задолго до пандемии, у нас был накоплен опыт трансляций очень крупных мероприятий, в том числе с одновременной трансляцией до пяти потоков. Поэтому технологически мы были к этому тренду готовы. Отличие нашего подхода к разовым трансляциям — в максимальной автоматизации. Давно известный факт: ленивый инженер является драйвером построения сервисов с максимальной автоматизацией процессов. Нам удалось организовать сервис разовых трансляций таким образом, что участие человека требуется только при настройке первой трансляции, далее — только в режиме поддержки.

Еще один тренд — превращение онлайн-кинотеатров в многофункциональные OTT-сервисы. Теперь они конкурируют не только ассортиментом фильмов, но и ассортиментом сервисов, включенных в подписку. Здесь и телеканалы, и разовые трансляции, и караоке, и учебные курсы, спортивные тренировки и так далее. Поскольку пандемия увеличила время телесмотрения в интернете, это дополнительно простимулировало развитие телеканалов в онлайне. Важное отличие телевидения в интернете — возможность показа таргетированной рекламы и дополнительный рекламный инвентарь, прероллы. Здесь пандемийный тренд также совпал со стратегией «Медиалогистики». Мы первыми в России подготовили интернет-версию телеканала. Первым был «Матч ОТТ». Для интернет- или ОТТ-версий мы стали добавлять в конце названия «ОТТ»: «ТНТ ОТТ», «Пятница ОТТ», «СТС ОТТ» и так далее, и это оказалось удобно и прижилось в индустрии, чтобы отличать их от эфирных версий. Сейчас на нашей платформе есть ОТТ-версии большинства телеканалов, входящих в мультиплексы. Здесь мы активно сотрудничаем с платформой «Витрина ТВ», которая как раз специализируется на этом направлении. У нас есть удобное решение для вставки как линейной, так и таргетированной рекламы, но, подчеркну, мы не занимаемся продажей рекламы, мы технологическая компания.

Теперь онлайн-кинотеатры конкурируют не только ассортиментом фильмов, но и ассортиментом сервисов, включенных в подписку

Вы назвали несколько трендов, инициированных или усиленных пандемией, которые вы заранее предугадали. Но есть ли тренды, которых вы не ожидали?
Да. Мы ориентировались на постепенный рост доли 4К-телеканалов и не ожидали антитренда — падения спроса на 4К. Из-за роста нагрузки на интернет и абонентские сети операторов в период пандемии ОТТ-сервисы стали снижать разрешение видео, чтобы уменьшить битрейт передаваемого контента. 4К оказался не нужен. Впрочем, это временное явление. Нагрузка росла быстрее, чем ОТТ-сервисы масштабировали свою платформу. Но ситуация постепенно исправляется, и многие сервисы уже нарастили мощности, вернули 4К.
Вы упомянули, что интегрированы с разными участниками медиателекома. Можете обозначить, какое именно место занимает «Медиалогистика» в цепочке от создания до потребления видеоконтента?

Наша миссия — уберизация доставки стримингового видео для B2B- и B2O-сегментов. Для этого мы объединили не только телеком и медиа, но еще и ИТ. Мы работаем над тем, чтобы через личный кабинет в нашей платформе оператор смог получить доступ к каталогу телеканалов и трансляций такого ассортимента, которого будет достаточно, чтобы полностью реализовать собственную контентную политику, в пару кликов заказать видеопотоки и через несколько минут получить их для своих абонентов. И уже не нужно будет бегать по рынку, сопоставляя цены на контент с его технической доступностью. Существенную часть задуманного мы реализовали. Сегодня на нашей платформе доступно большинство российских и зарубежных телеканалов. Востребованность «Медиалогистики» иллюстрирует то, что вся большая десятка операторов, все крупнейшие ОТТ-сервисы и региональные операторы от Санкт-Петербурга до Владивостока уже подключились к платформе. При этом мы предоставили равные условия и для крупных операторов в Москве, и для малых в отдаленных регионах на получение большого пакета качественных телеканалов. И в Москве, и во Владивостоке доступен весь каталог телеканалов по единой цене.

Другая важная миссия — упростить новым телеканалам выход на российский рынок, обеспечить им такой же охват и качество, как и для давно работающих в РФ и финансово более состоятельных. По моему мнению, производители и поставщики должны конкурировать самим контентом, его качеством, а не техническими и финансовыми возможностями.

Будет ли нужна «Медиалогистика» через 10 или 20 лет? Ведь вы занимаетесь доставкой телеканалов, а долгосрочные перспективы самого телевидения сумрачны.

Мы ведем бизнес сегодня, а в той реальности, которая будет через 20 лет, мы будем заниматься бизнесом через 20 лет. Конечно, у нас есть долгосрочная стратегия, и я согласен, что классическое телевидение перестанет существовать, но не перестанет развиваться видеостриминг. Никуда не исчезнут медиабренды. А чтобы ориентироваться в огромном ассортименте и комфортно взаимодействовать между собой, поставщикам и потребителям видеоконтента в будущем и будет нужна такая платформа, как «Медиалогистика». Кстати, это применимо и к B2C-сегменту. Следующим шагом в данном направлении, возможно, станет развитие агрегаторов ОТТ-сервисов. Ведь пользователю уже сейчас неудобно и накладно переключаться между несколькими площадками, например между «Амедиатекой» и ivi для просмотра двух разных сериалов. Поэтому появляется ниша для бизнеса агрегатора ОТТ-сервисов. Впрочем, это не обязательно будет новая компания — эту роль сможет сыграть и какая-то из существующих платформ.

Крылатая фраза «через 20 лет будет сплошное телевидение» не потеряла актуальности, просто это будет не то винтажное телевидение, которое имел в виду Рудольф из фильма «Москва слезам не верит», а новое телевидение — с AR, VR, ИИ, которое мы еще не видели.

Рубрика: Персоны
Все Интервью
Триколор ТВ «Спутниковый интернет»

Уважаемый Читатель!

Мы используем рекламную модель монетизации, чтобы доступ к нашему ресурсу оставался для Вас бесплатным.

Вы видите это окно, поскольку Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт telesputnik.ru в список исключений. Это позволит нам и дальше создавать интересный и важный контент.

Благодарим за понимание и поддержку проекта!
С уважением, команда «Телеспутника».