В последнее время отчетливо виден социальный запрос на трансляции любительского спорта. Откуда он появился, почему это перспективно и будут ли этот спорт смотреть через несколько лет?
С партнером Василием Уткиным мы организовали лигу нового вида футбола 8 на 8. Но это далеко не новый вид любительского спорта — ему уже более двадцати лет. Такой футбол популярен в городах, он быстро развивается, в него играют несколько тысяч команд по всей стране, они организованы в несколько лиг, состоящих из дивизионов, некоторые игроки играют в нескольких командах, а команды участвуют параллельно в нескольких турнирах. Футбол 8 на 8 отличается от традиционного футбола меньшим числом игроков, меньшими размерами поля, как правило, играют в него поперек обычного футбольного поля, размечая половину под свой формат. По популярности этот вид любительского спорта среди молодого мужского населения уступает, наверное, только бегу.
Почему футбол именно 8 на 8?
«Восьмерка» стала популярна, потому что она схожа с традиционным футболом 11 на 11: в ней применяются те же навыки, которых требует большой футбол, но она легче в физическом плане. Разница между «восьмеркой» и профессиональным футболом, пожалуй, такая же, как между марафоном, где участвуют единицы, и массовым бегом на 10 километров. А накал эмоций, уровень мастерства и тактика в «восьмерке» — как в большом футболе. Играть в такой футбол, ввиду более легкой физической нагрузки, могут люди в возрасте от 15 до 50 лет, находящиеся в более-менее приличной физической форме. Для них это и интересное времяпрепровождение на свежем воздухе, и активный отдых, и физическая нагрузка, и просто приятная встреча с друзьями.
В силу того, что большой футбол требует большей нагрузки, я думаю, что он не будет развиваться иерархически вниз, а вот «восьмерка» имеет перспективы. Поэтому мы и создали лигу, пригласив яркие команды с равным уровнем мастерства. У нас играют и профессионалы, правда, их немного. Есть ребята, которые учились в спортивной школе, но по каким-то причинам не попали в большой футбол. А главное, о таком спорте мы пытаемся рассказать хорошую спортивную историю: профессионально и красиво снимаем репортажи, создаем контент спортивных событий. Будем делать это еще лучше.
Какая целевая аудитория у такого контента?
Это представители поколений Y и Z, то есть люди в возрасте 16–25 лет. 80% целевой аудитории наших трансляций — мужчины. Мы присутствуем на большом количестве платформ, для качественной трансляции используем 6–7 видеокамер и запрещенный в большом футболе квадрокоптер, который дает нам необычный ракурс. Наш футбол веселее, в нем короче тайм, мы включаем музыку. Правда, здесь есть проблемы с авторскими правами, поэтому мы стараемся это не афишировать, но в целом пытаемся из каждого спортивного события устроить фестиваль.
Хотя такой футбол люди пока не привыкли смотреть, в него больше любят играть, мы транслируем его на YouTube-канале Василия Уткина, у него более полумиллиона подписчиков, из них часть позитивно восприняла трансляции, смотрит игры онлайн. Перерывы между таймами стараемся наполнять интересным контентом, включаем в него различные интервью. Хорошо работают редакторы и ведущие, есть два профессиональных комментатора, в том числе с «Матч ТВ». Трансляции длятся три часа, их смотрят на YouTube-канале 30–50 тысяч человек, параллельно показываем игры в своей группе в соцсети «ВКонтакте», в ней аудитория доходит до 100 тысяч человек, все зависит от того, кто играет и как играет. Также транслируем в онлайн-кинотеатре START, дистрибьютором которого выступают многие операторы. Активно ведем переговоры по поводу организации трансляций с MEGOGO, и думаю, что в скором будущем будем присутствовать на максимальном количестве платформ.
Считается, что спортивный контент достаточно премиальный. Как здесь совместить любительский спорт с премиальным подходом к спортивному контенту?
Премиальность в спортивном контенте применительна в большей степени к упаковке, то есть к тому, как контент показан, с какой графикой, в каких ракурсах, кто и как его комментирует. Я бы избегал слова «любительский», потому что человек, который еженедельно в течение нескольких лет играет в футбол, вряд ли относится к категории любителей. Он, скорее, полупрофессионал. Это хороший спорт сродни, например, скейтборду. Увлекающиеся им люди не находятся в системе подготовки, не заканчивают школы олимпийского резерва, но занимаются тем, что смотрит масса людей, что востребовано, а значит, и показывать нужно именно востребованный контент. Такой подход эффективен и в плане монетизации.
Есть ли у вас план монетизации такого контента?
Безусловно, есть. Любой спортивный контент интересен публике, у которой есть свободное время для просмотра. Если сравнивать нас с профессиональным футболом, то по количеству просмотров мы обгоняем матчи профессиональной футбольной лиги второго дивизиона чемпионата России.
У ваших команд есть сообщество, которое хочет следить за своими товарищами?
Да, и мы понимаем, что нужно продвигать наш вид спорта, поэтому ищем и показываем какие-то изюминки, любопытные истории, ракурсы. У нас есть команда, в которой играют блогеры, свою команду организовали также дизайнеры одежды. Кто-то из игроков порой сам снимает невероятные пародии на фильмы для раскрутки своих матчей. Думаю, это только начало, постепенно все это позволит увеличить число подписчиков. Как пример приведу успешный кейс клуба «Сахалинец», который появился три месяца назад. Его создали блогеры, и в силу узнаваемости своих основателей он стал самым популярным в социальных сетях в масштабе страны. В Instagram собрал уже 800 тысяч подписчиков, популярность у него, как у «Спартака» или «Зенита». В YouTube матчи «Сахалинца» смотрит свыше миллиона человек — это больше, чем игры «Рубина» либо «Динамо», то есть нижних клубов турнирной таблицы российской Премьер-лиги. Игроки-блогеры создали хорошую целевую аудиторию, которая смотрит их где угодно.
Появится ли у нас культура платного смотрения спортивных трансляций, или зрители, как искали бесплатное, так и продолжат это делать?
Часть зрителей так и будет искать бесплатное. Но если продавать качественный платный контент, то люди будут его покупать. В этом плане россияне ничем не отличаются от населения других стран, у нас та же продуктовая корзина, как, скажем, в Польше и Португалии. Мы такие же потребители. И если в тех странах контент покупают, то почему у нас не будут покупать? В платном контенте, помимо вопроса промоушена, важна простота оплаты — ее нужно организовать так, чтобы не приходилось искать терминал, чтобы не требовалось при этом набирать многозначный код, то есть нужно сделать этот продукт максимально доступным и привлекательным для потребителя. Думаю, за этим будущее.
Смогут ли повторить ваш опыт, допустим, в среднестатистическом городе с населением более 500 тысяч, или у вас настолько уникальная технология?
Думаю, что все масштабируется. Нет технологии, которую нельзя произвести в другом месте, тем более на телевидении. Однотипных шоу в мире огромное количество, а сериалов с похожими сюжетами и того больше. Взять хотя бы известный российский сериал про полицейских, который два десятка лет не сходит с экранов. Зачастую непремьерный показ смотрят больше, чем премьеру. Поэтому не хотелось бы приписывать нам жанровую эксклюзивность — все можно повторить. Мы хотим, чтобы наш кейс был успешным, играл важную роль в популяризации массового спорта.