Региональная недостаточность
В рамках проекта «Умный город» Минстрой рассчитывает реализовать цифровую трансформацию и автоматизацию процессов, комплексное повышение эффективности городской инфраструктуры к 2035 году. Участники рынка отметили, что это амбициозная задача. Создать умный город и умную страну — это не просто объединить несколько умных домов; десять умных домов никогда не сделают умный квартал. По словам исполнительного директора «СиСофт Разработка» Михаила Бочарова, еще рано рассуждать о будущем умных городов — сейчас необходимо говорить о цифровой базе для их создания. Такой базой он называет информационное моделирование. «В целом мы движемся к концептуально новому подходу к управлению данными на всем жизненном цикле информационной модели и объекта информационного моделирования», — отметил эксперт.
До конца года в России будет сформирован национальный рейтинг научно-технологического развития регионов, что должно способствовать сбалансированному развитию субъектов федерации, достижению технологического суверенитета страны в такой чувствительной сфере, как инновационные разработки. Ряд регионов уже показывают успешный пример ускоренной цифровизации, развития транспортной доступности и перехода на новый уровень качества связи. На путь цифровой трансформации в последние годы встали многие регионы. Однако системы умного города за пределами столиц развиты неравномерно.
Руководитель направления по развитию продуктов для умного города компании «МаксимаТелеком» Евгений Самойлов подчеркнул, что потребность регионов в решениях для умного города сохраняется, и заказчики демонстрируют устойчивый интерес к цифровым продуктам для повышения качества жизни. Одно из наиболее востребованных направлений — цифровой экомониторинг. В качестве примера он привел системы контроля атмосферного воздуха в пределах агломераций — их начинают внедрять по своей инициативе не только промышленные предприятия, но и частные домовладения. Одно из проблемных мест в развитии умных городов — каналы связи, посетовал он. «Сейчас много сотовых операторов, но базовые нагрузки на их сети критические. В городах-миллионниках операторы активно вкладываются в модернизацию сетей. В регионах же трафик маленький, а потребность в сервисах постоянно возрастает», — пояснил Евгений Самойлов.
На путь цифровой трансформации в последние годы встали многие регионы, однако системы умного города за пределами столиц развиты неравномерно
Стандарт, которого нет
«Телеспутник» уже поднимал в сентябре этого года тему цифровизации строительной отрасли. Тогда мы писали, что девелоперы говорили о недостаточно проработанных для рынка ИТ-решениях, а представители технологических компаний — о невысокой заинтересованности девелоперов в умных проектах. Участники рынка говорили и о необходимости стандартизации. Сейчас же нормативы им нужны чтобы создавать не лоскутные умные территории на лоскутных же решениях, а полноценные агломерации.
По словам директора по работе с ключевыми заказчиками ГК «СиСофт» Вадима Антонова, в воздухе давно витает необходимость формирования на базе системы цифрового информационного моделирования единой технической политики в области допустимого к применению оборудования. Также необходимо создать библиотеку информационных элементов, которые могут быть использованы как на этапе проектирования, так и на этапе строительства, настаивает он.
Старший аналитик совета главных конструкторов АПК «Безопасный город» Софья Пигина подчеркнула, что в основе фрагментарных решений лежит отсутствие согласованности нормативных требований, определенных стандартов. «Разрабатывая прогнозные модели по разным видам угроз, мы столкнулись с тем, что на территориях нет данных по причине отсутствия банальной паспортизации. Необходим регламент, который поможет обеспечить нам эти данные. Любая лоскутная и частичная цифровизация при наличии всей базы оконечных устройств является предтечей того, что нет единого стандарта или механизма для того, чтобы регулировался обмен данными, чтобы данные с объектов поступали в реестры, классифицировались правильным образом, а впоследствии формировались правильные исходные прогнозы», — сказала эксперт.
Генеральный директор АНО «Умный многоквартирный дом» Никита Уткин предложил разработчикам стандартов и нормативов сначала в обычном доме оборудовать свою квартиру умными решениями. «Пожив немного так, они на себе поймут, что и как должно работать и взаимодействовать», — уверен эксперт.
Член правления, вице-президент по региональному развитию Sitronics Group Карим Кузахметов предостерег регулятора от перекосов при формировании нормативов. «Важно чтобы Минстрой четко понимал, кому, что и когда надо. К примеру, мэр города [с количеством жителей] в 100 тыс. человек решил, что ему понадобилась цифровая модель региона, при этом другие отрасли в городе недоразвиты. В таком случае правильно ли, что он, следуя нормативным требованиям, будет разрабатывать эту цифровую модель, а не сосредоточится, к примеру, на [развитии] ЖКХ. Насколько это оправданно с точки зрения управления городом», — задался он вопросом.
Экспорт ИТ как способ выживания
Развитие сегмента умных городов не остановилось, несмотря на санкции, отмечают эксперты. Российские предприятия перестроились, приспособились под техническую блокаду, наладили новые способы закупки технологий. Однако основная задача сейчас, по мнению участников рынка, не импортозамещение, а импортоулучшение.
Между тем сами интеграторы должны уходить от подхода, когда они только привозят оборудование, настаивают эксперты. «В нынешних реалиях они должны нести добавочную стоимость в проект. Большое количество интеграторов, которые существовали в России, такую полезность не несли. Было гораздо проще просто привести [оборудование], чем заниматься интеллектуальной составляющей. То есть интегратор должен понимать, когда лучше предоставлять заказчику, к примеру, видеоаналитику от одного бренда, а когда — от другого, как эти решения можно интегрировать с учетом того, что проект заказчика будет развиваться далее. Иными словами он должен нести проектную экспертизу», — рассудил генеральный директор компании VisionLabs Дмитрий Марков.
Основная задача сейчас, по мнению участников рынка, не импортозамещение, а импортоулучшение.
Эксперт уверен, что в ближайшие два-три года ИТ-компаниям необходим экспорт, чтобы выжить. По его словам, объемы заказов ИТ-решений в России снижаются. При этом стоимость разработки растет, так как зарплаты айтишников увеличиваются, а доступ к вычислительным ресурсам ограничен.
«Экспансия за рубеж обязательна. Интерфейс может быть на языке потребителя, но “под капотом” мы должны говорить на одном языке, на техническом русском. Это и есть основа технологического суверенитета и залог успеха технологической экспансии», — поддержал коллегу Михаил Бочаров.
Участники рынка назвали привлекательными в плане экспорта высокотехнологичных продуктов Юго-Восточную Азию (отдельные ее регионы), Латинскую Америку (там ИТ-рынок только начинает развиваться, к примеру, сектор видеонаблюдения еще мал), Африку (только начинает свой путь, нет политических барьеров). Но все же это не большие для российских компаний рынки, на которые раньше разработчики мало обращали внимания. Наиболее привлекательным же остается Ближний Восток.
Невидимые услуги и интеллектуализация пространства
Говоря о перспективах цифровизации домов и городов на ближайшие десять лет, Вадим Антонов отметил, что востребованным решением будет интеллектуализация пространства проживания, построение комплексной цифровой среды, появление новых сервисов в личном и общественном пространстве.
Евгений Самойлов прогнозирует популярность сервисов «невидимых» услуг: датчики станут анализировать все, что происходит вокруг человека, благодаря чему будет проще решить возникающие проблемы. Цифровые ассистенты с использованием искусственного интеллекта помогут решать рутинные задачи, предоставляя жителям доступ к широкому спектру городских сервисов, предполагает он.
Дмитрий Марков уверен, что будут востребованы решения, которые приносят городу экономию средств. «Мы испытываем ограничение поставок в Россию оборудования определенного класса. Если коммерческие компании могут придумать, как арендовать что-то за рубежом, то госкомпании или госзаказчики ограничены нормативной базой. Им тяжелее, чем всем остальным, поэтому они выберут решение, которое использует меньшее количество ресурсов. Сейчас неважно, сколько стоит видеоаналитика — важно, сколько ресурсов она потребляет», — заключил Дмитрий Марков.