img
img06 января 2025 в 16:37

Экспорт российской «цифры»: курс на Восток по новой модели международного бизнеса

Все больше российских компаний информационных технологий (ИТ) намерены расширить экспорт своей продукции и выйти на новые международные рынки. В приоритете — страны БРИКС, Латинской Америки, Азии. Эксперты рассказали «Телеспутнику» о потенциале, спросе на этих рынках и о создании новой модели ведения международного бизнеса, которая выгодна всем странам-партнерам.

Все больше российских компаний информационных технологий (ИТ) намерены расширить экспорт своей продукции и выйти на новые международные рынки. В приоритете — страны БРИКС, Латинской Америки, Азии. Эксперты рассказали «Телеспутнику» о потенциале, спросе на этих рынках и о создании новой модели ведения международного бизнеса, которая выгодна всем странам-партнерам.

Кардинальная перекройка карты экспорта

В связи с известными геополитическими событиями и колоссальными санкционными ограничениями произошла кардинальная перекройка карты экспорта программного обеспечения (ПО) и услуг по его разработке, отметил президент Ассоциации «РУССОФТ» Валентин Макаров.

«Если в течение нескольких десятилетий наиболее перспективными и основными регионами для российских экспортеров в сфере информационных технологий были США и Европа, то сейчас таковыми стали страны Азии и БРИКС. В приоритете — крупные страны, которые претендуют на технологическую независимость от США, потому что на примере России они увидели, как быстро могут быть разорваны многолетние партнерские отношения в одностороннем порядке и как важно сохранить технологических суверенитет. Именно достижению своего технологического суверенитета и построению доверенной инфраструктуры информационнокоммуникационных технологий они и хотят научиться у России, которая наглядно доказала наличие у себя того, что можно назвать "геном технологического суверенитета"», — пояснил Валентин Макаров.

Он подчеркнул, что наибольшей перспективой для России является ИТ-партнерство с Индией. Россия в своей истории уже неоднократно доказала, что она надежный партнер: не претендуя на захват рынка она стремится передавать опыт, знания и вместе строить новые доверенные ИТ—системы, которые будут приближать к Новому технологическому укладу. По мнению эксперта, такой опыт технологического трансфера и совместного развития в дальнейшем можно будет перенести на другие страны БРИКС, создав новую модель ведения международного бизнеса. В числе потенциальных экспортных рынков также Индонезия, Малайзия, Вьетнам, страны Ближнего Востока, Латинской Америки.

«Китай уже продолжительное время выстраивает собственный технологический суверенитет и уходит от влияния США, поэтому наше партнерство с ним имеет другие краски. Он однозначно признает высочайший уровень российских разработчиков ПО и напрямую говорит о готовности сотрудничать и объединять усилия. В нынешней глобальной гонке за лидерство Россия должна тесно сотрудничать с Китаем в рамках растущего движения БРИКС. И важнейшим направлением здесь должно быть содействие синхронизации технического и нормативного регулирования инноваций, расширение обмена и выработка новых моделей сотрудничества в технологиях Нового технологического уклада — искусственном интеллекте, интернете вещей, киберфизических системах, 6G, обработке больших данных, информационной и кибербезопасности, цифровых образовательных технологий, квантовых вычислениях и квантовой криптографии», — уточнил Валентин Макаров.

Основное преимущество российских решений по сравнению с западными, которые в свое время были внедрены во многие страны мира — это кардинально новая модель партнерства и ведения бизнеса, подчеркнул эксперт. Ранее развивающиеся страны получали от западных коллег решения в формате «черного ящика», то есть, не зная, как данные технологии устроены и потому были полностью зависимы от так называемого поставщика. Сейчас же для развития технологий и мировой экономики в целом важно объединяться и развиваться в скоординированном потоке. Поэтому Россия предлагает реальное партнерство, включающее не просто поставку своих продуктов, а передачу ноу—хау, обучение работе с российскими продуктами для дальнейшего их развития.

На новых рынках — спрос и потенциал

По данным исследования РУССОФТ, в 2023 году большая доля компаний, не имевших ранее проектов за рубежом, заявила о планах расширить географию бизнеса за счет выхода на зарубежные рынки: в страны ближнего зарубежья (37,6 %), Южной и Восточной Азии (12,9 %), Ближнего Востока (7,1 %), а также Южной и Центральной Америки (5,9 %).

Компания «СИГМА» специализируется на цифровизации энергетики, поэтому в первую очередь анализируем ситуацию на рынках дружественных стран именно по профильному направлению и изучаем возможности сотрудничества со странами Латинской Америки, Азии и СНГ, рассказал директор по продажам «СИГМЫ» Владимир Гусев.

«Латинская Америка обладает огромным потенциалом для развития и модернизации энергетических систем, что создает постоянный спрос на программное обеспечение. Население этих стран быстро растет, а бизнес ищет надежных партнеров и альтернативные решения западным технологиям в сфере энергетики, чтобы минимизировать зависимость от внешних поставщиков и обеспечить безопасность своих цифровых систем. Латинская Америка демонстрирует устойчивый рост инвестиций в энергетику. В 2022 году общие инвестиции в этот сектор составили $100 млрд, из которых $25 млрд были направлены на цифровые решения, включая ПО. Стратегические цели по цифровизации энергетики ставят перед собой и дружественные страны ближнего зарубежья. Азиатские страны, особенно Китай и Индия, демонстрируют устойчивый рост потребления энергии, что создает потребность в современных ИТ—решениях для управления энергосистемами и оптимизации распределения ресурсов», — рассказал Владимир Гусев.

По его словам, совокупный ИТ-бюджет для ТОП-20 энергетических компаний за 2023 год в Азии превысил $36 млрд (около 6 %) при совокупной EBITDA (прибыль компании до вычета процента по кредитам, налога на прибыль и амортизации по основным нематериальным активам, прим. ред.)  $592 млрд. Эти факторы также создают обширные возможности для внедрения новых технологий и ИТ—продуктов.

Отраслевая экспертиза и компетенции «СИГМЫ» позволяют нам предложить этим рынкам лучшие практики цифровизации энергетики, а также адаптировать наши решения под локальные требования заказчиков и регуляторов, резюмировал Владимир Гусев.

Прежде всего, мы видим потенциал развития экспорта решений «Рексофт» в страны постсоветского пространства, Среднюю Азию и Африку и пробуем двигаться в этих направлениях: текущая геополитическая ситуация существенно ограничивает возможности, но спрос на сильную инженерную школу, качественные, прорывные технологические решения стабильно есть, отметил директор департамента «Банки и финансы» компании «Рексофт» Алексей Лебедев.

«Наш опыт в реализации цифровых решений и платформ, перестроении ИТ—ландшафта банков, в том числе для обеспечения технологической независимости, активное развитие и внедрение ИИ—инструментов — все это обеспечивает ценность наших услуг на международных рынках и нишу для работы и поставки сервисов за пределы России.  При этом перспективы на новых рынках оцениваем осторожно. «Рексофт» обладает сильной экспертизой в финтехе, но мы сталкиваемся с новыми конкурентами, мировыми игроками, лидерами отрасли и это тоже является драйвером нашего развития. Помимо глобальных игроков, конкурентами являются стартапы, локальные команды и релоканты. По сути, на новых рынках мы и сами стартап, поэтому должны думать и действовать быстро, инновационно и адаптивно, подходить через асимметрию и контрпозиционирование в противовес мировым лидерам отрасли. Им очень сложно сменить бизнес—модель, поскольку вся система бизнеса — процессы приоритезации, принятия решений, ключевые ресурсы и компетенции — завязана на ней, и новая концепция может негативно повлиять на процесс получения прибыли с текущей бизнес-модели или вообще быть несовместима с ней», — пояснил Алексей Лебедев.

Он добавил, что в целом, необходимые ИТ—решения на международных рынках уже есть, в основном, облачные. Но все осознают свою импортозависимость, им интересен опыт «Рексофта» в этой области, и они готовы платить за результат интеллектуального труда. Своей рабочей силы на таких рынках достаточно, и она более дешевая. Облачные решения на текущий момент также доступны по цене, но в перспективе ситуация может поменяться.

«Мы вынуждены быть действительно на голову сильнее конкурентов и решать задачи лучше, дешевле и эффективнее, чем мировые вендоры. По-другому никак», — подытожил Алексей Лебедев.

Мы только выходим на международный рынок и планируем начать системный маркетинг с 2025 года, делая основной упор на русскоговорящих фаундеров компаний в странах MENA, Латинской Америки, Средней и Юго-Восточной Азии, рассказал директор по развитию «Nextika», руководитель компании «Garpun Software» Артур Гараев.

«Русскоговорящие фаундеры знают большие экспертные возможности российских разработчиков и обладают большой экспертизой в постановке задач, тем самым являясь нашей целевой аудиторией. Благодаря поддержке экспортного центра нашего региона есть возможность участвовать в выставках, которые проводятся в их регионах и напрямую коммуницировать с ними», — пояснил эксперт.

Корпорация «ITG» представлена в 11 странах и за время своего существования количество представительств не уменьшила, но сохранив присутствие в недружественных странах, сократила маркетинговые инвестиции, сообщил основатель корпорации ITG (г. Санкт-Петербург) и технопарка «ИТ ПАРК РУС» (г. Севастополь) Дмитрий Гачко.

«Мы активно рассматриваем возможность расширения и планируем выйти на новые рынки, в первую очередь, стран БРИКС, в среднесрочной перспективе — примерно через полтора—два года. В настоящее время наш основной фокус сосредоточен на расширении на российском рынке. Тем не менее, мы продолжаем активно работать над тем, чтобы компании корпорации и их продукты были доступны в других странах. В частности, уделяем особое внимание адаптации наших решений для Латинской Америки, включая создание пула локальных партнеров в Бразилии, а также локализацию наших языковых решений», — рассказал Дмитрий Гачко.

Тонкости адаптации 

В условиях насыщения внутреннего рынка, выход на зарубежные дает возможность расширить клиентскую базу, тем самым диверсифицировать источники дохода, считает директор по развитию «CorpSoft24» Иван Болгар.

«Развивающиеся регионы, такие как Азия, MENA и Латинская Америка, активно внедряют цифровые технологии и нуждаются в инновационных решениях, где российские разработчики могут предложить конкурентоспособные продукты. На таких рынках присутствует меньшее количество глобальных игроков, что создает дополнительные возможности. Но в большинстве случаев требуется адаптация. В первую очередь необходима языковая локализация, интеграция с локальными платформами, в том числе платежными, а также региональными облачными провайдерами и дата-центрами. Также необходимы правовая адаптация и организация техподдержки на местных языках. Некоторые российские программные продукты могут оказаться маловостребованными в разных регионах или странах из-за различий в менталитете и предпочтениях пользователей», — предупредил Иван Болгар.



Вывод российских решений на новые рынки сбыта всегда требует определенной адаптации под ожидания заказчика и требования локальной регуляторики, такие как законодательная база страны-импортера, специфика бизнес—процессов отрасли электроэнергетики с акцентом на конкретную бизнес-модель заказчика, профиль потребителя, согласился Владимир Гусев.

Любой рынок требует адаптации решений и подходов: культура, менталитет, клиенты сильно отличаются, подтвердил Алексей Лебедев.

«Мы всегда придерживаемся основного принципа: решать конкретную задачу и проблему конечного пользователя системы и клиента. Поэтому считаем, что принести готовые продукты в финтехе на другой рынок и адаптировать можно, но дорого. Подход, который сейчас работает — это выходить с решениями—акселераторами. Они обладают необходимой базовой функциональностью, способны гибко адаптироваться под бизнес—задачи и за счет сильной инженерной школы и современных технологий, таких как искусственный интеллект, в рамках небольших проектов строить решения, которые принесут понятную ценность конкретному клиенту в конкретной стране», — пояснил Алексей Лебедев.

Новые рынки сбыта требуют новых подходов, каналов донесения ценности и представительств в целевых регионах, считает Артур Гараев.

В развитии экспорта важна роль государства, отметил Валентин Макаров. Он предложил включить экспорт ПО и ИТ—услуг в число приоритетов российского экспорта. Это важно для дружественных стран, которые по причине недостаточного технического уровня часто способны приобретать ИТ—решения только «под ключ», но не имеют для этого свободных финансов в силу своего экономического состояния.

«Необходимо обеспечить поддержку массового участия российских компаний в ведущих зарубежных выставках и поддержку организации специализированных бизнес—миссий ИТ—компаний в дружественные страны. Также нужно выделять гранты на долгосрочные проекты продвижения наших технологий в этих странах, создание системы подготовки местных кадров для работы с российскими ИТ-решениями и на поддержку представительств российского бизнеса», полагает Валентин Макаров.

По его словам, на этапе перехода к Новому технологическому укладу чрезвычайно важно оказывать поддержку формированию комплексных платформенных решений, технологически независимых от ведущих производителей из недружественных стран, что тоже требует грантовой поддержки для формирования консорциумов российских ИТ—компаний и обеспечения совместимости их решений в общем платформенном решении.

Ранее «Телеспутник» писал о том, что российские производители серверов способны предоставить заказчикам технологически зрелые решения.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий