В рамках форума выступили начальник управления научно-исследовательской деятельности и инжиниринга Российского морского регистра судоходства Алексей Захаров и старший эксперт отдела научно-исследовательской деятельности Российского морского регистра судоходства Максим Юрков, темой их докладов стало применение цифровых двойников в сфере судостроения и судоходства. Они отметили, что, опираясь на собственный опыт, Регистр видит преимущества и перспективы применения цифровых двойников на всех этапах жизненного цикла судна.
«Для полноценного эффективного и безопасного применения цифровых двойников необходимо решить ряд задач, первоочередные из которых — выработка унифицированного подхода и согласованность данных, представляемых от различных систем автоматизированного проектирования. Реализация этих решений требует участия и активного взаимодействия всех участников процесса: проектных организаций, судостроительных предприятий, изготовителей изделий, классификационного общества и судовладельцев», — подчеркнули специалисты Регистра.
Так, на стадии проектирования цифровые двойники могут применяться для проверки и подтверждения принятых технических решений, моделирования различных условий эксплуатации конструкции или изделия. На основе цифровой модели можно разрабатывать технологию их изготовления, проводить модельные испытания взамен натурных и формировать управляющие программы для станков с ЧПУ. Также с помощью цифрового двойника и технологии дополненной реальности будет легко проверить соответствие изготовленного изделия модельным параметрам.
С помощью цифрового двойника на этапе эксплуатации можно прогнозировать состояние механизмов и своевременно планировать их обслуживание и замену, что позволит снизить риски отказов и повысит безопасность эксплуатации судна. Также, имея цифровую модель судна, информацию о его загрузке, прогнозируемых погодных условиях и трафике на пути его следования, можно формировать рекомендации по оптимизации его маршрута и скорости движения. Кроме того, цифровой двойник может применяться для контроля состояния или управления физическим объектом, например, при использовании технологий автономного судовождения.
Ранее «Телеспутник» писал, что в 2024 году на завершение опытно-конструкторских работ в рамках пяти проектов, связанных с развитием судоходства, выделено 125,8 млн рублей. Финансирование из резервного фонда правительства позволит завершить разработку автоматической идентификационной системы определения местоположения судна, создание береговой радиолокационной станции для систем управления движением судов и работу над системами управления буксира-автомата. В будущем такие решения могут быть использованы для автономного судовождения и управления кораблями автономного портового флота.
Фото: пресс-служба ОСК