img
img14 декабря 2016 в 00:36

EPG — на грани телевидения и Интернета

Одно из самых интересных направлений развития телевидения и Интернета — появление разнообразных сервисов, связывающих эти два мира. Говоря об этих сервисах, маркетологи используют термины «социальное телевидение», «второй экран» и множество других столь же расплывчатых понятий. Мы обязательно постепенно расскажем подробнее о технологиях и бизнес-моделях, которые стоят за этими терминами. Но начать стоит с довольно простой и тривиальной темы — программы передач1.

Одно из самых интересных направлений развития телевидения и Интернета — появление разнообразных сервисов, связывающих эти два мира. Говоря об этих сервисах, маркетологи используют термины «социальное телевидение», «второй экран» и множество других столь же расплывчатых понятий. Мы обязательно постепенно расскажем подробнее о технологиях и бизнес-моделях, которые стоят за этими терминами. Но начать стоит с довольно простой и тривиальной темы — программы передач1.
EPG (электронный программный гид) является одной из главных дополнительных услуг операторов, распространяющих телеканалы как через спутник или кабель, так и через Интернет. Соединение интерактивных дополнительных интернет-услуг и телевещания происходит очень часто именно на базе программы передач.

 Примеров такой связи много. Скажем, для того, чтобы посмотреть телепрограмму, которая шла вчера (услуга Catch up TV), удобнее всего пользоваться EPG — естественно, специальной версией, показывающей предыдущие передачи и запускающей их просмотр через Интернет. Для того, чтобы удаленно управлять записью программы, тоже нужен доступ к EPG, причем на экране мобильного устройства. Для большинства систем поиска и рекомендаций тоже нужен EPG. И минимального EPG, которое в случае цифрового ТВ передается в DVB-потоке, может оказаться недостаточно. Поэтому при запуске всех этих услуг провайдеры ищут компанию, которая предоставит собственно тексты и дополнит программу передач нужной информацией, например подробными описаниями передач с разбивкой по жанрам или специальными метками для синхронизации «второго экрана».

 Практически все иностранные компании, планирующие запуск интерактивных услуг в России, спрашивают нас, не посоветуем ли мы партнера с программой передач, с которым они смогут работать. В России, конечно, существуют компании, готовящие программку. Мы поговорили с тремя из них: компаниями EPG Service, «Рикор» и «Сервис ТВ». И все они рассказали, что готовы при наличии соответствующего запроса от клиента дорабатывать программу передач. Вот только запросов таких практически нет.

 Виталий Васильев работает в компании EPG Service. Эта компания предоставляет программу передач для целого ряда кабельных операторов и для «Триколор ТВ». Виталий рассказал нам о том, как устроен этот рынок в России.

НЕКОТОРЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ НЕ ХОТЯТ ОТДАВАТЬ ПРОГРАММУ ПЕРЕДАЧ

На первый взгляд кажется, что любой телеканал заинтересован в максимально широком распространении своей программы передач. Однако оказывается, что это не так. Получить данные от некоторых федеральных телеканалов достаточно трудно. Они работают в основном с одним посредником — компанией «Сервис ТВ». Эта компания предоставляет данные и для бумажных журналов и газет, и для некоторых крупных операторов, и для «Яндекса». Вполне возможно, что отчислений от этих партнеров хватает, чтобы какие-то суммы доходили и до телеканалов.

Возможно, телеканалам просто удобнее работать с одним партнером. Как бы то ни было, некоторые крупные федеральные телеканалы пытаются свою программу передач продавать. «Я обратился в один из крупных федеральных телеканалов, — рассказывает Виталий Васильев. — Мне перезвонил их человек из юридического отдела и спросил, готов ли я платить за их программу 500 тысяч рублей в месяц. Эта сумма сравнима с нашими общими ежемесячными затратами. И такой случай не единственный. Программу передач не получить у  «Первого», НТВ, РЕН ТВ, «ТВ Центра», СТС, «Домашнего». Данное положение дел привело к банкротству компании «Пресс ТВ». Антимонопольный комитет, в который обращалось общество, не смог решить проблему, ссылаясь на то, что телеканалы — это коммерческие организации и они вправе выбирать, кому предоставлять программу передач. А нам пришлось перейти на подготовку еженедельных телепрограмм для операторов».

 Если не ставить задачу получить программы заранее, простой список телепрограмм можно обычно взять из открытых источников, например с сайтов телеканалов. Телеканалы обычно публикуют программу передач на неделю. И, как отмечает Виталий, для ее использования договор не требуется, так как  собственно программка не является объектом авторского права и подпадает под категорию «сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный характер» — как, скажем, расписание электричек. Но такой подход исключает возможность подготовки программки для бумажных изданий — не успеть, и усложняет работу агрегаторов — раз в неделю на сотрудников обрушивается вал данных, программа передач от сотен телеканалов, и при этом о многих передачах, кроме времени их выхода в эфир, названия и аббревиатур типа «х/ф», никакой информации нет. В результате невозможно определить, какой из одноименных фильмов выходит в эфир, и в EPG попадают ошибочные описания. Бывает, что фильмов с одинаковым названием около десятка! «Сложнее всего разобраться, если речь идет об индийских фильмах, — рассказывает Виталий, — и о федеральных телеканалах, которым не написать запрос и не позвонить для уточнения информации, в отличие от большинства нишевых телеканалов».

ОШИБКИ И ПРОБЛЕМЫ

Ошибки в телепрограмме, связанные с неправильным описанием фильма, время от времени встречаются не только на федеральных телеканалах. Естественно, если вместо описания одного фильма зритель видит описание другого, он оказывается дезориентирован. Ошибка в описании — на ответственности составителя программки. Бывают и другие ошибки, связанные с технологическим процессом у оператора. Оператор может в последний момент снять с эфира фильм или передачу и забыть внести изменения в EPG. На нашем форуме время от времени обсуждаются такие несоответствия. Если на основе EPG строятся какие-то дополнительные услуги, хотя бы даже простая запись фильма на диск приставки, ошибки нужно будет свести к нулю.

 Другой тип проблем с EPG возникает, когда программа передач слишком велика для данной сети. Оборудование оператора может просто не справляться с большим объемом информации, и требуются специальные усилия для того, чтобы описания стали минимальными — допустим, до 250 символов на один анонс, плюс ограничение на число дней. Правда, такие операторы не вводят и интерактивные услуги.
#GALLERY_9601#

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий