Ultra HD

Состояние мирового рынка пусковых услуг

10.12.2018 > 16:37
Состояние мирового рынка пусковых услуг
Старт РН «Союз». Фото: Википедия
Мировой рынок пусковых услуг столкнулся с проблемами, основная из которых — существенное уменьшение количества запусков спутников на геостационарную орбиту. «Телеспутник» проанализировал ситуацию и сделал свои выводы о ближайшем будущем этой отрасли.

США — лидер сектора коммерческих пусков

Итак, что вообще рынок имеет от пусковых услуг? На какие средства могут рассчитывать его игроки? Здесь традиционно лидируют США: из общего объема (по итогам 2017 года) в $6453,4 млн, что составляет около 2% от общемирового объема, американской пусковой индустрии принадлежит $2887,9 млн, что составляет 44,8% от общего объема. Коммерческие пусковые услуги занимают менее половины — 36,4% от общего объема, или $2347,9 млн.

Из всего объема коммерческих продаж пусковых услуг на долю США приходится 31% — $731,9 млн, на долю России — $429 млн (18% от общего объема коммерческих продаж), на долю Китая — $165 млн (7%). Индия освоила на этом рынке $95 млн — 4% от общего объема.

Самым прочным и надежным заказчиком для пускового провайдера всегда было государство. Поэтому, как только стало очевидным дальнейшее сокращение объемов госзаказа на запуски, активизировалась регуляторная деятельность, в первую очередь американских законодателей, направленная на защиту своих национальных предприятий. В 2017 году был принят закон, запрещающий военному ведомству США начиная с 2020 года закупать космические услуги на аппаратах, которые были запущены при помощи иностранных ракет-носителей (РН).

Сверхлегкие носители — главный тренд

В последние 2-3 года самым динамично развивающимся сегментом рынка пусковых услуг стала разработка легких и сверхлегких РН. Основным толчком к этому тренду стали планы по созданию многочисленных низкоорбитальных спутниковых группировок, предназначенных либо для предоставления высокоскоростного доступа в Интернет, либо для поддержки сетей IoT, либо для наблюдения земной поверхности. И вывод, и дальнейшая поддержка таких группировок (особенно учитывая меньший срок службы КА на низкой орбите) потребуют большого количества пусков, такого, которое не смогут обеспечить работающие сегодня на рынке пусковые провайдеры. Даже если тяжелые ракеты смогли бы удовлетворить общий спрос групповыми запусками, то с поддержанием группировок в рабочем состоянии, а также с удовлетворением запросов многочисленных стартапов они справиться не могут. В большинстве случаев оператор не сможет ждать год, а то и два, пока тяжелый носитель наберет заказчиков на всю свою грузоподъемность.

tabl.jpg
Источник: «Телеспутник»

Здесь перечислены не все РН, о разработке которых упоминается в СМИ, и для многих экспертов очевидно, что на рынке останутся далеко не все. Большая часть нынешних стартапов выйдет из бизнеса по той или иной причине, но главным образом из-за недостаточного спроса.

«На стартовом рынке слишком много компаний, — заявил на Space Tech Expo старший вице-президент по развитию бизнеса и стратегии Aerojet Rocketdyne Грег Джонс (Greg Jones). — 80—90% процентов не дойдут до финала. Может быть, во всем мире есть место для дюжины РН или около того».

Стивен Эйзеле (Stephen Eisele), вице-президент Virgin Orbit — компании, разрабатывающей РН LauncherOne, подтвердил, что всплеск разработки легких носителей отражает активность, происходящую на рынке малых спутников. Этот интерес, по его мнению, стимулируется растущим спросом на небольшие спутники, востребованные для больших группировок на низкой околоземной орбите. Также растет интерес к специализированным космическим аппаратам, владельцы которых не могут ждать места на большой ракете. Стивен Эйзеле, в свою очередь, уверен, что малые ракеты-носители сделают космический бизнес доступным для большего числа компаний. И хотя это увеличит объем рынка пусковых услуг, тем не менее вице-президент Virgin Orbit признал, что спрос недостаточен для всех разрабатываемых систем; он считает, что на рынке существует место для трех-четырех ракет малого класса.

«Мы действительно видим будущее, в котором есть несколько устойчивых поставщиков услуг», — говорит директор по коммерческим продажам New Glenn в Северной и Южной Америке компании Blue Origin Ариан Корнелл (Ariane Cornell). Но, по его мнению, это зависит от действительно значительного снижения стоимости доступа к космосу, увеличения спроса на услуги запуска.

Средние РН — рынок пока не меняется

В 2017-2018 гг. в общем и целом сегмент пусковых услуг, предоставляемых при помощи РН среднего класса, существенных изменений не претерпел. Осталась тенденция роста рыночной доли компании SpaceX. Но, как считают эксперты, пока на этот сегмент не оказало влияние уменьшение объемов заказов на создание геостационарных спутников, поскольку выводились на орбиту аппараты, заказанные в 2014-2015 году, когда это влияние было меньшим. Следующие три года будут более показательны для индустрии.

При этом возросшая конкуренция и темпы пусков (не в последнюю очередь навязанные компанией SpaceX) инициируют проблемы с качеством и надежностью ракет-носителей. Страховщики считают, что провайдеры пусковых услуг не могут получить точные данные о причинах отказов, а их заключения о причинах аварий носят вероятностный характер. Они недовольны и расследованием аварии SpaceX, когда в сентябре 2016 года взорвался Falcon-9 c израильским спутником AMOS-6. Они недовольны расследованием аварий российских РН.

SpaceX довольно сильно встряхнул весь рынок, и конкуренты, которым не нравится доминирование этой компании на рынке, пытаются готовить ответы. Можно по-разному оценивать, насколько истинно коммерческой является компания Илона Маска (Elon Musk) и насколько выгодно повторное использование второй ступени, но то, что это стало рыночным фактором, — бесспорно.

Чем ответить?

ГКНПЦ им. Хруничева нацелился на рынок запусков космических аппаратов легкого и среднего класса (с массой 3—5 тонн) на геостационарную орбиту и объявил о создании двух модификаций РН «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» — легкого и среднего класса. «Сегодня в России нет средств выведения, которые были бы конкурентоспособными в развивающихся сегментах рынка за последние 4-5 лет. Предложение Центра Хруничева в случае реализации проекта охватит те сегменты рынка, где потенциально есть большие доходы и которые сегодня отечественным средствам не доступны», — заявил генеральный конструктор средств выведения космических аппаратов на орбиту ГКНПЦ им. Хруничева Александр Медведев.

Новые модификации «Протона» предназначены для удовлетворения этого спроса там, где использование тяжелой версии РН экономически неэффективно. Правда, Центр Хруничева обещал первый запуск двухступенчатой «средней» версии РН «Протон» в 2018 году, но его пока не произошло. На 2019 год обещан пуск «легкой» версии РН «Протон», но судя по всему, этот срок выдержан не будет.

РКК «Энергия» объявила о создании ракеты-носителя среднего класса с рабочим названием «Союз-5». Ракета создается в рамках Федеральной космической программы, испытания намечены на 2022 год.

«Союз-5» создается на основе уже имеющихся агрегатов и технологий: в первой ступени будет использован модернизированный «наследник» программы «Энергия-Буран» — РД-171, на второй ступени — модернизированный вариант РД-0124, используемого сегодня в РН «Протон». Также будут использованы существующие наработки по всем системам ракеты. Эскизный проект «Союз-5» должен быть завершен к концу 2018 года.

«Илон Маск — мастер шоу. Мы меньше подкованы в этой области, но в технической составляющей не хуже. Мы рынок всколыхнем, взбодрим, и «Союз-5» займет прочную позицию», — заявлял бывший директор РКК Владимир Солнцев.

Arianespace на 2021 год запланировал первый пуск новой РН Ariane 6, которая будет выводить на ГСО 6,5 тонн. Первоначальное положение этой ракеты на рынке будет позиционироваться гарантированными заказами, которые провайдер уже получил от Европейского космического агентства.

Перспективы

А что ждет индустрию в дальнейшем? Недавно Euroconsult выпустил отчет «Спутники, которые будут построены и запущены в следующие 10 лет», согласно которому с 2018 по 2027 год будет запущено 3,3 тыс. космических аппаратов массой выше 50 кг. Общий объем рынка создания и запуска спутников вырастет за этот период на 25% и достигнет $284 млрд.

Государственные структуры останутся основным потребителем спутниковых и пусковых услуг. Список государств, эксплуатирующих собственные космические системы, будет активно расширяться — к 2027 году таких стран будет 70. Однако 85% государственного космического рынка будет сосредоточено в 10 странах: Великобритании, Германии, Индии, Испании, Италии, Китае, России, США, Франции и Японии.

В последующие 10 лет в интересах госсектора будет выведено на орбиты 1,3 тыс. космических аппаратов, а общий объем рынка составит $200 млрд. Наиболее динамично развитие будет идти в области космической связи и дистанционного зондирования земли (как для гражданского, так и для военного применения).

В коммерческом секторе, согласно исследованию Euroconsult, 50 компаний запустят около 2 тыс. спутников, из которых 1,7 тыс. будут принадлежать 22 крупным орбитальным группировкам. При этом 70% из этого количества будут в собственности у одного оператора. Геостационарные группировки связи и вещания заработают, по мнению Euroconsult, $45 млрд — это половина объема рынка гражданских спутников.

По орбитам аппараты и деньги, которые индустрия заработает на их производстве и запусках, распределятся следующим образом. На низкую орбиту будет выведено 2,7 тыс. аппаратов, из которых 1,7 тыс. коммерческих, 960 государственных. Рынок их создания и запуска оценивается в $113 млрд. На среднюю орбиту запустят 200 КА, из которых 110 будут навигационными, а остальные коммуникационными. Объем этого рынка оценивается в $113 млрд. На геостационарную орбиту в течение 10 лет будет запущено 350 КА, 140 из которых будут коммерческими коммуникационными спутниками. Объем этого рынка оценивается в $103 млрд. Исследования глубокого космоса принесут $35 млрд.

В середине ноября Федеральная комиссия США по связи одобрила несколько негеостационарных группировок, общим количеством более 7,5 тыс. аппаратов. И это только часть систем, которые готовятся к развертыванию. Всем этим системам понадобятся средства выведения. Станут ли низкоорбитальные системы таким же толчком для пусковой индустрии, как стали геостационарные в 90-е? Многие ждут от этого бума выросшей роли частных компаний, но очевидно, что крупные корпорации тоже не упустят своего куска пирога. И если верить Euroconsult, рынок все равно останется за тем, за кем будет стоять госзаказ.

_________________________ _________________________
Рубрика: Технологии
Теги: пуски
Все Статьи

Комментарии
Авторизоваться
Ultra HD