Соглашение предусматривает стратегическое партнерство в реализации проектов российской частной космической компании, возможность дальнейшей инвестиционной поддержки и предоставления проектного финансирования. Прежде всего это касается проекта малой геостационарной платформы «Атом», которую «Даурия Аэроспейс» разрабатывает уже более двух лет.
«Атом» — это спутниковая платформа массой около 1 тонны для телекоммуникационных аппаратов для размещения на геостационарной орбите. Ее особенностью является малая масса в сравнении с аналогами, и использование электроракетных двигательных установок, обеспечивающих довыведение спутника с низкой околоземной орбиты и длительный период стояния в заданной точке орбиты. Технические характеристики разрабатываемой космической платформы обещают ее рыночную привлекательность как на внутреннем так и на международном рынках.
Как рассказал «Теле-Спутнику» специалист по связям с общественностью АО «Даурия Аэроспейс» Виталий Егоров, разработка платформы «Атом» началась в рамках соглашения с индийской компанией Aniara Communications. Но впоследствии у заказчика, который брал на себя оплату всей разработки, закончились средства. «Даурия Аероспейс», видя перспективы легкой коммуникационной геостационарной платформы, инвестировала в разработку собственные средства.
Платформа легкого класса «Атом» будет оборудована плазменными элеткрореактивными двигателями (ЭРД), как маршевыми, так и корректировочными, то есть по современной иностранной терминологии — full-electric. Это позволит осуществлять вывод по так называемой долгой схеме: сначала ракетой-носителем спутник выводится на околоземную орбиту, после чего при помощи ЭРД в течение нескольких месяцев выводится на геостационарную орбиту (ГСО). По такой схеме выводились на ГСО спутники «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Предполагаемая масса платформы Атом — около 1 тонны, то есть возможен вывод на низкую орбиту при помощи ракеты-носителя легкого класса, что существенно снижает стоимость всей системы.
Как сказал Виталий Егоров, эта разработка интересна для работы на тех рынках, освоение которых при помощи крупных и дорогих платформ невыгодно. То есть в малонаселенных и слаборазвитых регионах. Дешевая платформа позволит работать с территориями, которые генерируют небольшую выручку. В частности, в Африке и в Азии, считает Виталий Егоров.
Заинтересованность в проекте «Атом» выражает российская коммерческая космическая компания ОАО «Газпром космические системы» (ГКС). Соглашение о сотрудничестве ОАО ГКС и АО «Даурия Аэроспейс» было подписано в феврале 2017 года. Компании определили свою готовность и заинтересованность в совместной разработке геостационарной платформы «Атом», ее изготовлении на сборочном производстве ГКС и реализации на международных рынках космической техники.
Виталий Егоров добавил, что АО «Даурия Аэроспейс» заинтересовано в долговременном и широком сотрудничестве с ГКС. На площадке компании можно собирать небольшие космические аппараты (КА) до 50 кг. Для того, чтобы работать с КА массой в 1 т и размахом солнечных батарей в 19 м (для ЭРД требуются мощная система электропитания) необходимо совсем другое производство. Сегодня ГКС строит собственный завод по сборке и испытаниям космических аппаратов. Не исключено, что на нем будут собирать «Атом». Начало сборки летного образца планируется через два года.
Пока компания сосредоточена на разработке самого аппарата и не ведет никакой деятельности по маркетингу емкости. Но в «Даурии» предполагают, что индийский заказчик Aniara Communications вновь заинтересуется проектом, когда реальный спутник заработает на орбите.
_________________________Подпишитесь на канал «Теле-Спутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «Теле-Спутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.